23 мар. 2012 г.

Основные предпосылки и особенности промышленного переворота в США

В течение первой половины XIX века американская экономика развивалась невиданно быстрыми темпами, и к 1870-м годам США превратились в одну из ведущих индустриальных держав мира. Каковы же причины и условия такого бурного развития? Следует отметить, что начало промышленного переворота в США имело ряд особенностей, заметно отличавших его от аналогичного процесса в Западной Европе. Прежде всего, в основе первоначального накопления капитала в США лежали средства, которые вывозились из Англии и других европейских стран. За 1790-1860-е годы ввоз иностранного капитала в США превысил 500 млн долл. Особенно большие инвестиции стали поступать в 1830-х годах, что объяснялось началом широкомасштабного строительства железных дорог. В числе специфических источников первоначального накопления капитала можно назвать морское пиратство и контрабанду, а также работорговлю («треугольную торговлю»), которые получили широкое распространение еще в XVII веке. Наряду с этим в первой половине XIX века США осуществляли активную территориальную экспансию как путем заключения международных коммерческих сделок, так и прямым захватом новых территорий с помощью военной силы. Еще в 1784 году американское правительство навязало индейцам договор, по которому к США отходили обширные земли южнее Великих озер (так называемый район Старого Среднего Запада). Индейцев сгоняли с их исконных земель, отбирали скот и имущество. Поскольку индейцы были не приспособлены к европейской цивилизации, они с трудом привыкали к новым условиям и не соглашались трудиться в качестве рабов на плантациях или в городах на промышленных предприятиях. Позже их стали помещать в специальные резервации. В 1803 году США купили у Франции Большую Луизиану. В начале XIX века американцы стали активно проникать во Флориду, в 1811 году они оккупировали ее восточную часть, а в 1819 году вынудили Испанию уступить им весь полуостров, принадлежавший ей с XVI века. В 1823 году пятый президент США Джеймс Монро выступил в Конгрессе с так называемой доктриной Монро, где подчеркивалось, что любые попытки вмешательства европейских государств во внутренние дела Америки будут расцениваться как прямая угроза молодому государству. Кроме того, в этой доктрине содержалось положение о том, что экономическое могущество страны зависит от присоединения новых территорий, в частности на западе и юге Североамериканского континента. На основе этой доктрины американские плантаторы, селившиеся в Техасе, развязали так называемую техасскую войну (1835—1836) с целью отторжения этого штата от Мексики. Сначала Техас был провозглашен «самостоятельной» республикой, а в 1845 году — присоединен к США. Затем американцы спровоцировали войну с Мексикой (1846— 1848), в результате которой захватили свыше половины ее территории, что составляет почти треть современных США: кроме Техаса сюда относятся штаты Нью-Мексико, Аризона, Калифорния, Невада, Юта, часть Колорадо и часть Вайоминга. Это позволило американцам в 1848 году выйти к берегам Тихого океана. Таким образом, с 1776 по 1853 год площадь США увеличилась более чем в восемь раз. Захват новых территорий сопровождался значительными демографическими изменениями. В стране происходили бурный прирост населения и его урбанизация, а также активная миграция людей на Запад. Население США увеличилось с 3,9 млн человек в 1790 году до 23,3 млн —в 1850-м. Этот процесс был тесно связан с иммиграцией из Западной Европы. Так, с 1821 по I860 год в Америку прибыло более 5 млн человек, главным образом из Ирландии, Германии, Англии. Европейцы, переехавшие в Северную Америку, большей частью оседали в городах, являвшихся центрами промышленности и торговли. Удельный вес городского населения, составлявший в 1790 году 5%, к 1840 году достиг 11%, а к I860 году — 20%. Подобные демографические изменения были связаны не с обезземеливанием крестьян и перемещением их в фабрично-заводские центры, как в Западной Европе, а в основном с иммиграцией. Удаленность от Европы позволяла Соединенным Штатам дистанцироваться от европейских конфликтов, в частности от наполеоновских войн. Одновременно США наживались на поставках воюющим странам оружия, что способствовало успешному экономическому развитию страны. Кстати, этот фактор Соединенные Штаты много раз на протяжении своей истории использовали в своих интересах с выгодой для себя. К числу специфических особенностей промышленного переворота можно отнести и тот факт, что в США почти полностью отсутствовала цеховая организация производства, поскольку в Европе к началу активной колонизации Северной Америки она уже уступила место мануфактуре. Таким образом, американская промышленность не знала жесткой регламентации, присущей цеховому строю, особенно в ходе внедрения новой техники. Здесь мануфактурное производство не проходило такой длительный эволюционный путь, как в Старом Свете: в США сразу создавались централизованные мануфактуры, что было шагом вперед по сравнению с Европой, где мануфактуры (особенно ткацкие) оставались преимущественно рассеянными. К тому же в молодой стране не было остатков крепостничества (отработок, выкупов), которые существенно замедляли формирование рынка труда в Европе. Несомненно, более позднее вступление в стадию промышленного переворота позволило Соединенным Штатам использовать европейский, и особенно английский, технический опыт. Все это, вместе взятое, способствовало тому, что переход к индустриальным методам в этой стране занял сравнительно небольшой период времени и в основном завершился к середине XIX века, почти одновременно со многими европейскими странами. Американское фабричное производство зарождалось преимущественно на северо-востоке страны. Как и в Англии, начало ему было положено в хлопчатобумажной промышленности, где получили распространение многие технические достижения того времени. Этот процесс развивался стремительно, несмотря на то что по английским законам запрещалось вывозить в Америку чертежи и описания станков, чтобы не создавать там конкурентов в машиностроении. Когда же в Пенсильвании был объявлен конкурс на изобретение машин, английский рабочий С. Слейтер («отец американской промышленности») эмигрировал в Америку, по памяти воспроизвел чертеж ватерной прядильной машины Аркрайта и в 1790 году построил свою небольшую фабрику. Важное значение для развития этой отрасли имело изобретение Э. Уитни в 1793 году хлопкоочистительной машины, которая совершила настоящий переворот в переработке хлопка и заложила основу для бесперебойной подачи пряжи в ткацкое производство. Однако промышленный переворот в США проходил очень неравномерно. В то время как наиболее быстро прогрессировала легкая промышленность (текстильная, обувная, мукомольная и др.), тяжелая промышленность еще не обеспечивала внутренние потребности страны. Этот период получил название «ситцевой» индустриализации; для него была характерна устойчивая зависимость американской экономики от европейского, и прежде всего английского, капитала. Англия боялась усиления потенциального конкурента на мировом рынке, особенно в тех отраслях, где она имела монопольное положение: в металлургии, машиностроении, судостроении, сукноделии. В 1837 году появилась первая домна с использованием каменного угля в качестве топлива, и до конца 1830-х годов в стране было построено 100 аналогичных доменных печей. Но все равно металла не хватало, его приходилось завозить, в основном из Европы. В 1850 году было импортировано 409 тыс. т металла, т.е. столько же, сколько его производилось в Соединенных Штатах. Стране требовалось огромное количество железнодорожных рельсов, 60% которых привозилось из Англии. В 1847—1857 годах наблюдался заметный рост в металлургии, чему способствовало повсеместное вытеснение древесного угля каменным. В результате большинство доменных печей было переведено на каменный уголь и в течение 1830-1850-х годов производство чугуна выросло в три раза, а добыча угля — более чем в 20 раз. Важную роль в промышленном перевороте в США сыграли железные дороги. Железнодорожное строительство велось на всех территориях, связывая их в единый хозяйственный комплекс: в 1828—1830 годах была построена первая железная дорога длиной в 21 км от Балтимора в сторону Огайо; с 1830 по 1850 год протяженность железнодорожных магистралей увеличилась с 40 до 14,5 тыс. км (более чем в 360 раз). Этот период в истории США часто называют «железнодорожной революцией». В середине XIX века железнодорожное строительство являлось наиболее предпочтительной сферой вложения капиталов. В 1851 -1857 годах в эту отрасль было инвестировано около 1 млрд. долл., т.е. почти в три раза больше, чем за предыдущие 20 лет. Государство оказывало большую поддержку компаниям, строившим железные дороги. Они получали бесплатно землю, лес, строительные материалы, беспроцентные ссуды. Это не могло не вызывать повышенного интереса к данному виду деятельности со стороны плантаторов, которые стремились заполучить новые земли в тех краях, куда уже устремились железнодорожные компании. К 1860 году протяженность железных дорог США составляла 50% от всей мировой сети стальных магистралей. В 1807 году на реке Гудзон появился первый в мире колесный пароход Р. Фултона. Были построены многочисленные каналы, особенно в районе Великих озер. К числу особенностей промышленного переворота в США в середине XIX века можно отнести быстрое развитие собственного машиностроения. В это время появились крупные машиностроительные заводы в Нью-Йорке, в городах Пенсильвании, Огайо и друтих штатов Северо-Востока, и в частности паровозостроительные заводы в Питсбурге, Балтиморе, Филадельфии. Особенно высокими темпами развивалось производство сельскохозяйственной техники (сеялок, культиваторов, молотилок и др.), которая требовалась для фермерских хозяйств. Промышленный переворот в США сопровождался постоянной нехваткой квалифицированной рабочей силы, что требовало разработки и быстрого внедрения в производство различных оригинальных станков, машин и механизмов. Так, в середине XIX века была изобретена швейная машина (1841), что положило начало целой отрасли по производству этих машин (фабрики фирм «Зингер», «Беккер»). Среди технических новинок того времени можно назвать жатку (1836), фосфорные спички (1836), электромагнитный телеграф С. Морзе (1837), вулканизацию каучука (1844), ротационную типографскую машину (1846), турбину (1849), револьверный станок (1854) и многое другое. Важным источником финансирования промышленного переворота стали доходы от внешней торговли, основанной на жестком протекционизме. В 1816 году был установлен новый тариф, в соответствии с которым таможенные сборы по отдельным видам товаров были повышены до 30%. Протекционизм в торговой политике оказал благотворное влияние на американскую экономику, а деловые люди страны стали более активно вкладывать свои капиталы в отечественную промышленность, и прежде всего в легкую. В первой половине XIX века объем американской внешней торговли увеличился почти в четыре раза. Правда, в экспорте преобладало сырье и лишь 13% составляли готовые изделия — еще сказывалась большая зависимость американской экономики от английского импорта машин и потребительских товаров. Развитию рыночных отношений в стране способствовала окончательная отмена рабства в южных штатах. Под давлением федерального правительства была ликвидирована система землепользования, основанная на принудительном труде. И хотя бывшие рабы имели право приобретать землю, в большинстве своем они были вынуждены уйти в города, чтобы стать промышленными рабочими. В итоге бурного индустриального подъема в 1860—1870-х годах США превратились в промышленно развитую страну, поскольку стоимость продукции промышленности в ВВП (1880) в 2,5 раза превышала стоимость сельскохозяйственной продукции. В 1870-х годах промышленность США вышла на второе место в мире по объемам производства, приблизившись вплотную к английской, что позволило уменьшить зависимость от последней. Быстрыми темпами возрастал удельный вес США в мировом промышленном производстве. В 1860 году США производили 17% мировой промышленной продукции, в 1870-м — 23%, а в 1880-м – 28%. К концу XIX века страну от Атлантического до Тихого океана пересекли четыре трансконтинентальные линии, построенные в 1869, 1881,1882 и 1893 годах. Вовлечение территорий Дальнего Запада в хозяйственные связи способствовало окончательному формированию единого внутреннего рынка Соединенных Штатов. Железные дороги в значительной степени повлияли на развитие специализации в промышленности и сельском хозяйстве, повышение степени подвижности рабочей силы и капиталов, снижение издержек производства, усиление процесса урбанизации населения. Железнодорожное строительство заметно стимулировало рост производства в металлургии, угледобыче, машиностроении. Наиболее динамичным периодом развития Соединенных Штатов были голы на рубеже Х1Х-ХХ веков. В 1870—1913 годах в экономике США происходили глубокие структурные изменения, связанные с переходом на качественно новую техническую базу Ежегодный прирост ВНП составлял в среднем 4,3% (в Германии — 3%, Англии — 2,4%, Франции — 1,1%). Национальное богатство за эти годы выросло почти в семь раз, а промышленное производство — почти в девять раз. К 1913 году удельный вес промышленности и строительства в ВВП составлял почти 70%. В 1913 году на долю США приходилось 47% мирового производства стали, 45% —добычи каменного угля, 82% — нефти. Доля американского промышленного производства в общем объеме мировой промышленной продукции возросла до 38%.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.