15 мар. 2012 г.

Применение Права

Право создается для того, чтобы быть реализованым вповедении, деятельности людей, чтобы воплотиться в жизнь. Безвоплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы,иначе говоря, они теряют свое социальное назначение.Применение права как одна из форм его реализациинеобходима там, где правоотношение, с учетом его сложности иважности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью,может и должно быть создано лишь по решению органа, которыйолицетворяет государственную власть, или где правоотношениедолжно пройти контроль со стороны государства в лице еговластных органов. Награждение орденом, расторжение брака,назначение на ту или иною должность возможно лишь при наличиирешения компетентного органа. Без таких решений невозможнохранить правовые нормы от нарушений, наказыватьправонарушителей и ликвидировать вредные последствияправонарушений.Особенно важным становится применение права в нашусложную эпоху кризисов и реформ, так как только государство всостоянии обеспечить оптимальное и эффективное регулированиеобщественных отношений. Целью применения права являетсяудовлетворение потребностей и интересов всего общества, а так какпотребности людей постоянно меняются в соответствии сизменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны всвоей деятельности учитывать все то новое, что необходимо длярезультативного регулирования различных сфер общественнойжизни.Формы реализации праваПод реализацией права понимают претворение, воплощениепредписаний юридических норм в жизнь путем правомерногоповедения субъектов общественных отношений (государственныхорганов, должностных лиц, общественных организаций и граждан).Реализация норм права есть процесс превращения идеальныхюридических моделей, отражающих интересы и волю народа, впрактическую реальность или в систему общественных отношений;это процесс, активная часть правового регулирования. В нейпроявляется его непосредственное назначение, заключающееся ввоздействии на сознание и волю людей с тем, чтобы онидействовали в соответствии с требованиями правовых норм, врамках правовых предписаний.Правовые нормы реализуются в различных формах. Этообуславливается рядом обстоятельств:? Разнообразием содержания и характера общественныхотношений, регулируемых правом? Различием средств воздействия права на поведение людей? Спецификой содержания норм права? Положением того или иного субъекта в общей системеправового регулирования, его отношением к юридическимпредписаниям? Формой внешнего проявления правомерного поведенияВ литературе классификация форм реализации правапроводится по различным основаниям. По субъектному составуразличают индивидуальную и коллективную формы реализации. Похарактеру действий субъектов, степени их активности инаправленности выделяют соблюдения (воздержание отзапрещенных правом действий), исполнение (активная деятельностьпо осуществлению их содержания). Выделяется также такая форма,как использование норм права. В последнем случае имеются в видуосуществление субъектных прав, предоставленных участникомправоотношений, осуществление юридических возможностей,правовых дозволений. Следовательно, использование права являетсяреализацией юридических возможностей, то есть юридическойсвободы, предоставленной правом участникам общественныхотношений. Эта форма зависит от усмотрения, желанияуправомоченного воспользоваться имеющимся у него правом. И втом, и в другом случае его поведение является правомерным.Представления об осуществлении права будут неполными,если не учитывать в этом процессе нормоприменительнойдеятельности государственных органов. В этом случае речь будетидти о применении права.Применение права как особая форма егореализацииПрименение права – одна из форм государственнойдеятельности, направленная на реализацию правовых предписаний вжизнь. Правоприменение – это решение конкретного дела,жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это –«приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам,конкретным обстоятельствам. «Правоприменение есть операция ненад нормой, а над фактом с использованием нормы.Правоприменительный акт лишь упорядочивает конкретнуюситуацию в соответствии с общей волей законодателя» .Правоприменение – организующая деятельность. Действияправоприменяющего лица или органа направлены на то, чтобыразвития отношений между людьми и их объединениями шло врусле закона. Применение права, как одна из форм государственнойдеятельности, составляет основное содержание (по удельному весу изначимости) деятельности органов внутренних дел приосуществлении как внешнего, так и внутреннего управления иосуществляется от имени государства.Путем применения права государство в своей деятельностиосуществляет две основные функции:? Организацию выполнения предписаний правовых норм,позитивное регулирование посредством индивидуальныхактов? Охрану и защиту права от нарушенияНа этом основании в литературе выделяют две формыприменения права: оперативно-исполнительную иправоохранительную.Оперативно-исполнительная форма применения права – этовластная оперативная деятельность государственных органов пореализации предписаний норм права путем создания, изменения илипрекращения конкретных правоотношений на основе норм права.Это позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов.Примерами являются, согласно российскому законодательству,приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрациибрака, решение о строительстве промышленного объекта или жилогодома. При этом применяется диспозиция норм права, имеющая незапрещающее, а положительное содержание. Это творческая,организующая работа по осуществлению выраженной в правеполитике социальных сил, господствующих в обществе. Длясовременного цивилизованного государства эта форма примененияправа является основной, посредством ее объединяется инаправляется деятельность министерств и ведомств, предприятий иучреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановыезадания, обеспечиваются права личности и т.д.Правоохранительная деятельность – это деятельностькомпетентных органов по охране норм права от каких бы то ни былонарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствиемдеятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ееправомерностью, а в случае обнаружения правонарушения –принятия соответствующих мер для восстановления нарушенногоправопорядка, применение государственного принуждения кправонарушителям, создание условий, предупреждающихправонарушения. Такая деятельность характерна в первую очередьдля так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура,инспекция), для органов контроля и арбитража. В то же время иорганы управления, руководители предприятий и учреждений, рядобщественных организаций также занимаются этой деятельностью(вынесение выговора руководителем предприятия, наложение начетана работника и т.д.).Правоприменительная деятельность в правоохранительнойформе касается таких отношений, в которых осуществляющие еекомпетентные органы сами не участвуют и к которым не имеютсобственного интереса. Правоприменительный орган является неучастником юридического конфликта, а его арбитром и судьей.В правоохранительной деятельности особенно важенпроцессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полноеи всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрануправ граждан, привлекаемых к правовой ответственности,устраняющий возможность ошибок и неправильных решений.Правоприменение всегда носит подзаконный (а точнееподнормативный) характер, поскольку осуществляется на основенорм права и в пределах установленных законом или подзаконнымактом полномочий компетентного органа.Применение права как особая форма реализации отличается отсоблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.Во-первых, по своей сущности применение права выступаеткак организующая властная деятельность государства, посредствомкоторой упорядочивается общественная жизнь путем установлениячетких границ начал взаимоотношений между различнымисубъектами общественных отношений, сосредоточения решенияопределенных вопросов в руках компетентных органов.Эта деятельность связана с особыми приемами разрешенияжизненных ситуаций, требует профессиональных знаний и навыков.Учитывая это, государство определяет специальных субъектов,наделяя их властными полномочиями для осуществления подобнойдеятельности. К ним относятся: государственные органы (суд,прокуратура, милиция и т.д.); должностные лица (Президент РФ,глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторыеобщественные организации (товарищеские суды, профсоюзы),которым с целью активизации участие масс в управленииобщественными делами в юридической сфере передаются некоторыегосударственно-властные функции по применению права. В данномслучае государство делегирует часть своих полномочий по решениювопросов индивидуального значения определенным общественныморганизациям (в частности, профсоюзным органам, потребительскойкооперации), причем эти полномочия, видоизменяясь вопределенной степени не теряют своих властных авторитарныхкачеств.Граждане не являются субъектами правоприменения,поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность.Однако это не означает, что граждане не участвуют вправоприменительной деятельности. Нередко по их инициативеосуществляется применение права (например, заявление гражданинао приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).Такая общепризнанная на современном этапе развитияобщества позиция в известной мере расходится с той, котораяразвивалась отечественными и зарубежными учеными раньше.Применение права, писал, например, Г. Ф. Шершеневич, есть не чтоиное, как «подведение конкретных бытовых отношений подабстрактные нормы права». Исходя из этого делался вывод о том,что применяются нормы права всеми, кто стремится сообразоватьсвои действия с указанием права, так как для достиженияюридического результата или для уклонения от юридическихпоследствий необходимо «произвести примерку фактическогосостава в данном или предполагаемом случае к норме права».Однако даже при таком, весьма широком подходе копределению субъектов правоприменительного процесса в первуюочередь выделялись все же агенты государственной власти, которые«выполняют задачу управления на основании действующего права»,а среди них – суды, в деятельности которых «с наибольшейяркостью раскрывается процесс применения права.Следовательно, применить норму права – это не простоосуществить, реализовать ее. Это властная деятельностькомпетентного органа, которому государство предоставилополномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.Цель применения права – удовлетворение не личныхпотребностей правоприменителей, а потребностей и интересов всегообщества. Поэтому правоприменительная деятельность обладаетповышенной социальной значимостью по сравнению с другимиформами реализации права.Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамкахконкретных правовых отношений, получивших в специальнойлитературе название правоприменительных отношений. Правовоеположение участников в подобных правоотношениях различно.Активная и определяющая роль принадлежит субъекту,обладающему в данном конкретном отношении властнымиполномочиями. Субъект правоприменения – это наделенныйгосударством соответствующей компетенцией активный участникправоприменительных отношений, которому принадлежит ведущаяроль в развитии и движении этих отношений в направленииразрешения конкретной жизненной ситуации при помощи актаприменения права.В-третьих, в форме применения права реализуются не всевиды правовых норм. Определенное исключение составляют нормы-принципы, нормы-дефиниции и ряд других норм, определяющихобщие и социально-политические предпосылки, цели и основыправового регулирования. Так называемые запретительные нормыреализуются путем воздержания от запрещенных поступков. Оприменении права здесь не может быть и речи. Управомочивающиенормы и нормы с позитивной обязанностью подлежат применению втех случаях, когда их реализация может быть осуществлена путемвластного волеизъявления компетентного органа .В-четвертых, правоприменительная деятельностьосуществляется в особых, установленных процессуальным закономформах. Это способствует укреплению законности и правопорядка вобществе, обеспечению защиты интересов личности.Существует определенная процедура правоприменительнойдеятельности судебных, административных, следственных и иныхгосударственных органов и должностных лиц. Степень детализациипорядка правоприменительной деятельности различных органов идолжностных лиц не всегда одинакова.У судебных органов, рассматривающих гражданские илиуголовные дела, или у прокурорских органов, занимающихсяследственной деятельностью, она всегда весьма высокая. Порядокдеятельности этих органов регламентируется нормамисоответствующих гражданско-процессуальной и уголовно-процессуальной отраслей права.Степень регламентации правоприменительной деятельностидругих государственных органов, например, административныхорганов, и должностных лиц, всегда намного меньше, чем усудебных и следственных органов. Это можно наблюдать вповседневной деятельности многочисленных исполнительныхорганов государственной власти, администрации предприятий иучреждений в России, занимающихся вопросами приема иувольнения, оформления отпусков, пенсий, пособий по безработицеи другими вопросам правоприменительной деятельности.В-пятых, применение права как самостоятельная формареализации – сложная, поскольку ее осуществление проявляется всочетании с иными формами реализации и во взаимномпроникновении друг в друга.В-шестых, применение права – это не одноактное действие, аопределенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящийиз ряда последовательных стадий реализации права.В-седьмых, применение права сопровождается всегдавынесением индивидуального правового акта (акта примененияправа), исходящего от субъекта правоприменения.В-восьмых, правоприменительная деятельностьгосударственных органов и должностных лиц всегда осуществляетсяв соответствии с определенными, общепризнанными во всех странахпринципами. Среди них важнейшее значение имеют принципызаконности, социальной справедливости, целесообразности иобоснованности применяемых в порядке правоприменения тех илииных решений.Что означает в практическом плане каждый из этих принципови как они согласуются между собой?Принцип законности означает строгое и неуклонноеследование государственных органов и должностных лиц закону впроцессе правоприменительной деятельности.Применение норм права, писал в связи с эти Г. Ф.Шершеневич, «по точному их смыслу, невзирая на результатыприменения в тех или иных конкретных случаях», есть тот принципзаконности, который составляет условие правового порядка.Требование соблюдения закона в правоприменительнойдеятельности – это следование букве и духу закона, которыйприменяется; действие правоприменительных органов идолжностных лиц в рамках предоставленных им полномочий;строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры;принятие в результате правоприменительной деятельностиюридических актов установленной формы (указ, приказ, решение,постановление и т.п.).Принцип социальной справедливости означает деятельностьправоприменительного органа и должностного лица в интересах некаких-либо граждан или групп, а в интересах всего общества.Разумеется, нельзя не считаться с тем, что «нормы права,являющиеся в результате классовой борьбы», как отмечал Г. Ф.Шершеневич (и другие юристы дореволюционной России),«отражают интересы господствующих классов сильнее, чеминтересы других классов» и что применение норм права «агентамивласти, судебной и административной», с точки зрения социальнойсправедливости «еще более наклоняет действие законов в этомнаправлении», выделяет их как акты, обслуживающие в первуюочередь интересы господствующих слоев.Однако это вовсе не означает, что правоприменительныеорганы и должностные лица, действуя в интересах господствующихкругов, не должны руководствоваться интересами всего общества,соблюдать принцип социальной справедливости. В правовомгосударстве это должно быть непременным условием ихдеятельности.Принцип целесообразности в правоприменительнойдеятельности означает учет конкретных условий применения тогоили иного нормативно-правового акта, принятие во вниманиеспецифики сложившейся ситуации в момент вынесения решения,выбор наиболее оптимального варианта реализации правовыхтребований в тех или иных конкретных обстоятельствах.Принцип обоснованности правоприменительной деятельностиозначает полное выявление, тщательное изучение и использованиевсех относящихся к делу материалов, принятие решения только наоснове достоверных, хорошо проверенных, не подлежащихсомнению фактов. Данный принцип лежит в основе другихпринципов. Нарушение принципа обоснованности при принятииправоприменительного акта служит веским основанием для егоотмены.Принцип целесообразности, с одной стороны, и принципызаконности и справедливости – с другой, нередко входят впротиворечия. Суть их заключается в том, что в процессеформирования норм права, являющихся правилами общегохарактера, невозможно учесть все разнообразие конкретных случаеви обстоятельств, которые возникают в тех или иных жизненныхусловиях, в процессе их применения.Раскрывая смысл «резкой противоречивости» принципасправедливости и принципа целесообразности, Г. Ф. Шершеневичписал, что один принцип «протестует против нормы с точки зренияреальных индивидуальных интересов» под влиянием чувства,порождаемого конкретным действием нормы, и во имя активнойполитики, требующей «согласования с запросами данного момента».Другой принцип отстаивает норму с точки зрения абстрактныхобщественных интересов во имя разума, способного постичьмногочисленные индивидуальные интересы «вне непосредственногосоприкосновения с ними в конкретных условиях».При известном расхождении принципов законности ицелесообразности возникает определенный «зазор», которыйпозволяет правоприменительному органу самому решать вопрос, сучетом конкретных обстоятельств, о выборе оптимального путиприменения данной нормы права, о сочетании принципа законностии принципа целесообразности. У правоприменительного органа, вчастности у суда, возникает возможность и необходимостьопределять в каждом конкретном случае, при рассмотрении каждогоконкретного дела, как наиболее оптимально сочетать общиетребования нормы права со специфическими обстоятельствамипроцесса ее применения.Естественно, что в каждом государстве подобныевозможности, пределы для судебного усмотрения при решенииконкретных дел далеко неодинаковы. В судах деспотических,отмечал еще Ш. Монтескье, нет закона, там сам судья закон. Вгосударствах монархических есть законы, и если они ясны, то «судьяруководится ими», а если нет, то он «старается уразуметь их дух».Природа республиканского правления требует, чтобы судья неотступал от буквы закона. И дальше: если состав суда не долженбыть неизменным, то в приговорах его неизменяемость должнацарить так, чтобы они «всегда были не более как точнымприменением текста закона».Осуществляя правоприменительную деятельность, суд, авместе с ним и любой иной государственный орган или должностноелицо не должны выходить за рамки закона.Необходимость применения права в определенных сферахобщественных отношений диктуется природой и характером этихотношений. В частности:? Когда правоотношение не может появиться без властноговеления государственного органа или должностного лица(призыв граждан на действительную военную службу,назначение пенсии и т.д.)? Когда возникает спор о праве и стороны сами не могутприйти к согласованному решению (раздел судомимущества) или существует препятствие для реализациисубъективных прав и юридических обязанностей? Когда требуется официально установить наличие илиотсутствие конкретных фактов и признать ихюридически значимыми. Только в судебном порядке,например, можно признать гражданина умершим илибезвестно отсутствующим? Когда общественное отношение в силу особой социальнойили личной значимости должно пройти контроль состороны соответствующих органов государства с цельюпроверки его правильности и законности (регистрацияизбирательной комиссии кандидата в депутаты,регистрация автотранспорта в органах ГИББД и т.д.)? Когда совершено правонарушение и лицо привлекается кюридической ответственностиИсходя из вышеизложенного применение права можноопределить как осуществляемую в специально установленныхзаконом формах государственно-властную, организующуюдеятельность компетентных органов по реализации норм права вконкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов(актов применения права).Стадии правоприменительного процессаПрименение права – единый и вместе с тем сложный процесс,имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логическисвязанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которыхразрешаются конкретные организационные и исследовательскиезадачи по реализации права.В юридической литературе нет единства мнений о количествестадий правоприменения.Наиболее типичными признаются следующие:? Установление и исследование фактических обстоятельствдела? Установление юридической основы дела (выбор и анализнормы права с точки зрения ее подлинности, законности,действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц;анализ содержания нормы права)? Принятие решения (издание индивидуального акта)? Доведение содержания принятого решения до сведениязаинтересованных государственных и общественныхорганов и должностных лицИногда выделяются и рассматриваются лишь три стадииправоприменительной деятельности. А именно: установление ианализ фактического материала, касающегося рассматриваемогодела; определение и исследование нормативно-правовой основыданного дела; принятие решения и доведение до сведениязаинтересованных лиц содержания принятого решения.Разумеется, дело заключается не в количестве выделяемыхступеней, или стадий правоприменительного процесса, а в их сути, вих содержании. Вся правоприменительная деятельность какцельный, единый процесс разбивается на ряд стадий не ради некойсамоцели, а ради более глубокого и разностороннего познания исовершенствования правоприменительного процесса.Установление фактической основы дела.Применение права связано с конкретными жизненнымиобстоятельствами, образующими в своей совокупности фактическуюоснову разрешаемого дела. Поэтому процесс применения прававсегда начинается с установления и исследования фактическихобстоятельств дела, являющихся его фактической основой, вотношении которой и применяется юридическая норма.В ходе этой стадии устанавливаются и исследуются только тефакты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права иявляются юридически значимыми – правомерными илинеправомерными, поскольку право не может применяться кобстоятельствам, не имеющим юридического характера.Установление и анализ фактических обстоятельств,необходимых в дальнейшем для разрешения дела, осуществляютсяне любыми доступными средствами, а при помощи юридическихдоказательств, фактов (предметов, показаний свидетелей иочевидцев, документов, заключений сведущих лиц и т.д.), добытых вустановленных законом формах и порядке.Всестороннее и полное исследование фактическихобстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона,способствует достижению объективной истины по делу иправильному принятию решения.Зачистую в законе указывается, какие источники сведений и вкаком процессуальном порядке могут быть использованы в качестведоказательств по делу (например, в уголовном-процессуальном игражданско-процессуальном законодательстве).В результате исследования фактических обстоятельств по делудолжна быть установлена объективная истина. Это руководящееначало, принцип деятельности органов, применяющих правовыенормы, цель исследования обстоятельств дела. Требованиядостижения истины по делу означает, что его решение должноосновываться на достоверных, прверенных и доказанных фактах, чтонеобходимо полно, всесторонне и исчерпывающе изучить всеобстоятельства дела. Истину по делу составляет не толькоустановление достоверности всех фактических обстоятельств дела,но также соответствие выводов правоприменительного органанормам права, то есть правильная юридическая оценкаустановленных фактов. Одни достоверные факты без раскрытия ихюридического значения не составляют полной истины по делу.Соответствие свойств факта и признаков, зафиксированных вправовой норме, носит достоверный характер и входит в понятиеобъективной истины по делу. Если правоприменительный органустановит достоверность фактических обстоятельств, но сделаетневерные выводы об их юридическом значении, об истинноститакого решения говорить нельзя.Установление юридической основы дела.На этой стадии правоприменительного процесса даетсяправовая квалификация (юридическая оценка) установленнымфактическим обстоятельствам дела, то есть решается вопрос, какаянорма права распространяется на данный случай, подпадает ли этотфакт под ее действие.Установление юридической основы дела начинается с выборанормы права, подлежащей применению. При этом полномочныйорган вначале определяет отрасль права, регулирующую подобныеотношения, а затем в этой отрасли отыскивает конкретную норму,распространяемую на данный жизненный случай.Тесная связь и взаимообусловленность правовых нормпредопределяет необходимость выбора в ряде случаев не одной, анескольких норм, которые дополняют, развивают и корректируютдруг друга и лишь в комплексе создают правовую основу длярешения конкретного дела. При выборе нормы важно такжеучитывать общие предписания и нормативные принципысоответствующего правового института или отрасли права.Если законодатель в пределах общего правила установилособое регулирование для специального круга отношений(например, в рамках общего порядка купли-продажи особое правилокупли-продажи домостроений), то более конкретная норма,обладающая такой же юридической силой, имеет приоритет прирешении соответствующих дел.После этого осуществляется проверка выбранной нормы напредмет ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц. Вчастности, устанавливают:? Действует ли она на момент разрешения конкретного дела? Действует ли она на той территории, где решается дело? Распространяется ли ее действие на субъектов,являющихся участниками возникающего правоотношенияЗдесь же необходимо руководствоваться общим положением –«закон обратной силы не имеет», согласно которому нельзяприменять норму права, хотя и действующую в данный момент, нокоторой не было, когда рассматриваемые отношения возникли илипрекратились. Нельзя также применять норму, не вступившую взаконную силу.Наконец, осуществляя проверку выбранной нормы,необходимо установить ее подлинный текст. Для этого следуетпользоваться официальным текстом нормативного акта,опубликованного в официальных источниках, например в«Собрании законодательства Российской Федерации», «Российскойгазете», кодексах.Работники правоприменительных органов часто пользуютсяразличного рода сборниками законодательства, справочниками,составленными издательствами, фирмами, информационнымиизданиями ведомств и другими неофициальными материалами.Обычно пользование такими текстами не вызывает каких-либонедоразумений. Однако на неофициальные издания нераспространяется презумпция (предположение) их полногосоответствия оригиналу акта и, следовательно, в каждом конкретномслучае их использования следует сличать эти издания софициальными источниками. Во избежание нарушений законностинедопустимо основываться при применении права на изданиях,лишь перелагающих содержание нормативных актов.Толкование закона и подзаконных актов.Выбор правовых норм в ходе правоприменения неизбежносвязан с уяснением их содержания. Часто в этом помогаютправоприменителю разъяснения нормативно-правовых актов,которые дают разные органы и лица в официальном инеофициальном порядке. И уяснение требований норм, каквнутренний интеллектуальный процесс, и разъяснение их, каквыражение вовне своих заключений о содержании права с цельюпоказать, как надо понимать правовой акт, чаще всего объединяютодним понятием – «толкование права».Толкование подразделяется на виды прежде всего взависимости от того, идет ли речь об уяснении нормативных актовили об их разъяснении. Уяснение актов достигается рядом способов.Способы толкования – это относительно обособленныесовокупности приемов анализа правовых актов. Выделяютследующие способы толкования:? Грамматическое толкование представляет собойсовокупность специальных приемов, направленных науяснение морфологической и синтаксической структурытекста акта. Оно охватывает уяснение отдельных слов итерминов, грамматического смысла всего предложения,группы предложений. Здесь выясняются род, число, падеж,имен существительных и прилагательных; лицо, время,число и вид глаголов; значение употребляемых предлогов,союзов, знаков препинания и т.д.? Логическое толкование предполагает самостоятельноеиспользование законов и правил логики для уяснениясмысла нормы, который иногда не совпадает сбуквальными смыслом по причине неудачного избраниязаконодателем словесных форм.? Систематическое толкование – уяснение содержания исмысла правовых требований в их взаимосвязи, в связи с ихместом и значением в данном нормативном акте, институте,отрасли и всей системе права в целом. Все нормынуждаются в систематическом толковании, особеннонормы отсылочная и бланкетная.? Специально-юридическое толкование – это совокупностьприемов, обособившихся от остальных способовтолкования в связи с анализом специальных терминов,технико-юридических средств и приемов выражения волизаконодателя.? Историко-политическое толкование – уяснениясодержания законодательской воли в связи с историческойобстановкой издания акта; расстановкой политических сил;социально-экономическими и политическими факторами,обусловившими инициативу и само появления акта.? Телеологическое (целевое) толкование – установлениецелей издания правовых актов.Результаты использования всех способов обуславливаютобъем толкования. По объему толкования подразделяются наследующие виды:? Адекватное? Ограничительное? РасширительноеВажными моментом в определении видов разъясненияправовых актов является субъект – лицо или орган, дающий эторазъяснение.Официальное толкование дается тем органом, который издалданный акт (и тогда оно носит название аутентичного), или жеорганами, на которые возложена обязанность толковать законы илидругие нормативные акты (легальное толкование). Актыофициального толкования обязательны для правоприменителей.Неофициальное толкование не является юридическиобязательным. Сила его только в глубине анализа, в убедительностии обоснованности. Соответственно выделяют обыденноетолкование, даваемое гражданами; компетентное, которое даетсясведущими в праве людьми (специалистами); доктринальное,исходящее от ученых, ведущих исследовательскую работу в этомнаправлении.В зависимости от сферы действия актов разъяснения правовыхнорм проводится деление толкования на нормативное и казуальное.Нормативное толкование изначально предназначено дляраспространения его результатов не неопределенный круг лиц ислучаев. Оно имеет абстрактный характер, то есть не привязываетсяк конкретной ситуации.Казуальное толкование вызывается вполне определеннымслучаем, его основная цель – правильное решение именно данногодела.Принятие решения по делу.Это завершающая и вместе с тем основная стадия процессаприменения права, в ходе которой осуществляется применениеправа в собственном смысле слова, в то время как всепредшествующие стадии подготавливают предварительные условияи материалы для окончательного решения по делу. В нем властнораспространяется действие применяемой нормы на факт,определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно врешении норма права приобретает индивидуально-властныйхарактер, устанавливается окончательная связь нормы права сфактом, подлежащем разрешению.Решение по делу сопровождается одновременно совершениемполномочным органом (письменно или в иной форме)индивидуально-правового акта (акта применения права),являющегося юридическим фактом и служащим основой длявозникновения правоотношения.Доведение содержания решения до сведениязаинтересованных лиц и организаций.Осуществляется или сразу после вынесения решения(например, оглашение приговора или решения суда), или позже. Вкаких бы формах доведение решения до сведения не проводилось,оно обязательно должно иметь место. Государственные органы,организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях,прямо касающихся их.Акты применения права: понятие и видыОфициальной формой и итогом выраженияправоприменительной деятельности выступают акты примененияправа, посредством которых закрепляются решения компетентныхорганов по конкретному юридическому делу. Эта разновидностьправовых актов характеризуется определенными специфическимичертами, а именно:? Во-первых, акт применения права – это решение поконкретному делу официального компетентного органа,которого государство уполномочило на реализацию права вопределенных сферах общественных отношений? Во-вторых, акт применения права содержитгосударственно-властное веление, обязательное длясоблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, иобеспечиваемое силой государства? В-третьих, акт применения права имеет определенную,установленную законом форму. Несоблюдение формыиздания такого акта может повлечь его отмену илинеобходимость изменения. Надлежаще оформленныйдокумент издается в форме приказов, постановлений,распоряжений и т.д.? В-четвертых, акт применения права направлен наиндивидуальное регулирование общественных отношений.В нем строго индивидуализируются (персонифицируются)субъективные права и юридические обязанностиконкретных лиц исходя из определенной жизненнойситуации. Акт применения права регулирует не видобщественных отношений, а единичное, конкретноеотношение.С учетом вышеизложенного можно сформулировать понятиеакта применения права. Акт применения права – это официальноерешение компетентного органа по конкретному юридическому делу,содержащее государственно-властное веление, выраженное вопределенной форме и направленное на индивидуальноерегулирование общественных отношений.Акты применения права отличаются от других правовыхактов, в частности от нормативно-правовых, следующими чертами:? Нормативно-правовой акт носит общий характер,регулирует определенный вид общественных отношений,обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока егоне отменят. Акт применения права носит индивидуальныйхарактер, регулирует конкретное общественноеотношение, обращен к конкретным лицам, его действиераспространяется на конкретный случай? Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет илиотменяет нормы права, являясь общей нормативнойосновой правового регулирования. Акт применения праваэтого делать не может. Он претворяет, реализует общиепредписания нормативного акта в жизнь, выступаянеобходимым средством перевода общеобязательныхнормативных предписаний в сферу конкретных жизненныхситуаций и применительно к конкретным людям.Основные требования, которые предъявляются к актамприменения, заключается в том, чтобы они:? Строго соответствовали нормативно-правовымактам, на основе которых они принимаются? Издавались в пределах компетенцииправоприменительного органа или должностного лица? Содержали глубокую и всестороннюю характеристикуданного дела? Имели все необходимые реквизиты, придающие актамприменения официальный характер (наименованиеакта, время и место его принятия, наименованиеоргана, издавшего данный акт, наличиесоответствующей печати, подписи и т.п.)Акты применения, или индивидуальные акты, не являютсяисточниками права. Они не содержат в себе каких-либо общихправил поведения, а лишь применяют соответствующие нормыправа к конкретному случаю, событию или лицу.Правоприменительные акты принимают практически всеорганы государства в различных сферах общественной жизни, всвязи с урегулированием различных жизненных ситуаций, что иобусловливает их разнообразие. Поэтому классификацияправоприменительных актов на виды может проводиться поразличным основаниям.По субъектам, осуществляющим применение права, актыподразделяются на:? Акты государственных органов и общественныхорганизаций? Акты главы государства – Президента РФ? Акты федеральных органов власти и управления? Акты органов власти и управления субъектов РоссийскойФедерации? Акты органов правосудия? Акты органов прокуратуры? Акты органов надзора и контроля? Акты коллегиальные и единоличныеПо предмету правового регулирования, т.е. по отраслямприменяемых норм различают:? Акты конституционно-правовые? Акты административно-правовые? Акты уголовно-правовые? Акты применения материального и процессуального праваПо форме правоприменительной деятельности можновыделить:? Акты исполнительные, связанные с применениемдиспозиции нормы права, имеющей дозволяющеесодержание, и призванные наиболее эффективнорегулировать многообразные проявления правомерногоповедения? Акты правоохранительные, связанные с реализациейправовых санкций за совершенное правонарушение, атакже применением мер по их предупреждениюПо функциональному признаку, т.е. по их месту в механизмеправового регулирования, выделяют два вида:? Акты-регламентаторы, определяющие субъектовконкретного отношения; указывающие объем ихсубъективных прав и юридических обязанностей;предусматривающие моменты возникновения конкретногоправоотношения, условия его развития и прекращения? Правообеспечительные акты, которые также выполняютизвестную роль в индивидуальном регламентированииобщественных отношений; их функции состоят главнымобразом в том, чтобы на основе властных полномочийкомпетентных органов обеспечить реализациюправоотношений и, следовательно, достижение целейправового регулированияПо форме внешнего выражения акты применения праваподразделяются на:? Акты-документы? Акты-действияПравоприменительный акт-документ – это надлежащееоформленное решение компетентного органа, составленное вписьменном виде, поскольку требуется строгая определенность вфиксации, например, фактических обстоятельств расследуемогодела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все этопозволяет точно установить содержание акта, проверить законностьи обоснованность его издания.Акты-документы имеют различную структуру, чтообусловлено положением правоприменительного органа изначением рассматриваемых вопросов, а также юридической силойрешения и процедурой его принятия.По структуре их можно разделить на акты-документы:? Включающие все четыре его составные части – вводную,описательную (констатирующую), мотивирочную ирезолютивную (приговор или решение суда, другиеюрисдикционные акты)? Состоящие из трех частей – вводной, описательной,резолютивной, что характерно для следственных иадминистративных протоколов? Содержащие две части – вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий)? Не имеющие указанных разделов, за исключениемрезолютивной части (резолюции «утвердить»,«оплатить», «исполнитель» и т.п., наложенныедолжностным лицом на соответствующих документах).По наименованию правоприменительные акты-документыподразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы,приговоры, решения, предписания и т.д.Правоприменительные акты-действия делятся на словесные иконклюдентные. Словесные акты применения права-действия – это,к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемыеподчиненным и т.п.Конклюдентные правоприменительные акты-действиясовершаются посредством сочетания определенных жестов,движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающийрешение субъекта применения права (жесты милиционера,осуществляющего регулирование движения транспорта ипешеходов).Как и письменные, правоприменительные акты-действияобладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказот выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечьдисциплинарную, административную, материальную, уголовнуюответственность.По своему юридическому значению акты применения правамогут быть подразделены на основные и вспомогательные.Основные – это акты, которые содержат завершенное решение поюридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательнымисчитаются такие акты, которые содержат предписания,подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля,процедурно-процессуальные).В зависимости от действия во времени правоприменительныеакты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) идлящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.