31 мар. 2012 г.
Home »
» Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ.
Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ.
Факторы и особенности его размещения
Машиностроительный комплекс – составная часть единого народного хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:
* создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
* является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;
* обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;
* выступает как районообразующий фактор;
* является отражением степени развития производительных сил в регионе;
* дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.
То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.
Машиностроительный комплекс относится к сложным, многоотраслевым комплексам, включающим компоненты, представленные на рисунке 1.
Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.
Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.
Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства
Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.
По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.
Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.
Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств.
Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.
Поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:
1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.
2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.
3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др.
За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.
Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
Машиностроительный комплекс – важнейший комплекс, играющий огромную роль в производственном процесса, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою отраслевую структуру, специализацию внутри нее и отличительные особенности. На его развитие и размещение оказывает влияние гамма факторов. Развитие и размещение его отраслей базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народного комплекса. Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических факторов, оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса:
• Природные условия, география природных и сырьевых ресурсов.
• Объемы капитальных вложений, источники финансирования.
• Специализация и уровень развития хозяйств экономических районов.
• Базовый уровень развития науки и техники.
• Пути сообщения и транспортная сеть.
• Трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации.
• Формы организации производства
• Масштабы, структура и география потребления продукции.
• Транспортабельность сырья и готовой продукции.
• Экологическая обстановка в регионе.
Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести:
Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.
Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.
Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).
Близость потребителя: Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.
Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.
Таблица 1.
Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения :
Фактор размещения Доля отраслей, размещенных с учетом данного фактора, %
Тяготение к:
Районам с развитой научной базой 42
Районам сосредоточения трудовых ресурсов 24
Районам потребления продукции 22
Металлургическим базам 12
Под отраслевой структурой понимается количественное соотношение между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Ее формирование происходит под влиянием экономических, организационных и технических факторов:
• Уровень развития науки и техники в стране;
• Темпы развития отраслей народного хозяйства;
• Материальный и культурный уровень населения страны;
• Место страны в системе международного разделения труда;
• Уровень специализации и кооперирования.
Степень влияния конкретных факторов на размещение машиностроения
Отрасли промышлен-ности и производства Ресурсы Районы потребления продукции
сырьевые Топливно-энергетические трудовые
Машиностроение:
Тяжелое
Локомотивостроение
Судостроение
Автостроение
Станкостроение
Приборостроение
С/х машиностроение
Решающее
Сильное
Отсутствует
Отсутствует
Слабое Отсутствует Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Отсутствует
Слабое
Слабое
Слабое
Решающее
Сильное
Решающее
Слабое
Слабое
Отсутствует
Решающее
Отсутствует
Сильное
Отсутствует
Решающее
Важнейшие особенности в машиностроительной промышленности, оказывающие влияние на размещение предприятий по территории страны, формируются также под воздействием принципов и факторов:
• Разнообразность и сложность изделий, технологических процессов;
• Использование продукции машиностроения не ограничивается одним районом;
• Широкое распространение интеграционных структур, как внутри страны, так и в отношении зарубежных стран;
• Возможность использования отходов металла машиностроительных заводов в районах развитого машиностроения (вторичное использование)
• Необходимость определенного уровня культуры производства, наличия лабораторий, НИИ, обмена опытом между предприятиями;
• Заготовительные предприятия тяготеют к источникам сырья; сборочные к потребителю; механические – к комплексу факторов;
• Меньшая степень влияния природной среды, наличия воды и др.;
• Широкое использование различных форм специализации;
• Более эффективные специализация и кооперирование предприятий внутри района.
По степени влияния определенных факторов на размещение предприятий машиностроения по территории страны они условно делятся на следующие группы:
Группа Принцип размещения группы Характеристика
Группа1 Отрасли, размещающиеся в районах металлургических баз Подъемно-транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение. Производство характеризуется небольшими сериями или единичными экземплярами. Продукция металлоемкая, но малотрудоемкая.
Группа2 Отрасли, размещающиеся в районах потребления продукции Оборудование для нефтяной, химической промышленности. Строительные, дорожные, сельскохозяйственные машины. Производство характеризуется большими объемами. Продукция средней металлоемкости. Транспортабельна
Группа3 Отрасли, размещающиеся в центрах, с наличием квалифицированных кадров Автомобиле и тракторостроение, дизелестроение, оборудование для легкой, пищевой и полиграфической промышленности. Производство продукции массовое, характеризуется высокой трудоемкостью и фондоемкостью.
Группа4 Отрасли, размещающиеся в районах высокой технической культуры (наличие НИИ, экспериментальных баз) Радиотехническая и электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства электропромышленности. Для продукции характерна высокая трудоемкость, малая металлоемкость.
По формам специализации машиностроительных производств выделяют:
1. отрасли технологической специализации
• производство литья;
• производство кузнечно-прессовых изделий
2. Отрасли подетальной специализации
• Производство запасных частей
• Производство подшипников
• Производство металлических конструкций
3. Производство ремонтных работ
4. Отрасли предметной специализации
• Энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;
• Производство технологического оборудования для промышленности и строительства.
Специализация в машиностроении способствует:
• Усложнению связей и развитию кооперации;
• Росту объемов производства;
• Пространственному разобщению производства отдельных машин и оборудования, их агрегатов и узлов;
• Созданию более новых совершенных видов машин, автоматических линий, роботов;
• Экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
• Изменению степени транспортабельности продукции.
Размещение машиностроительных производств осуществляется по определенному типу:
- машиностроение крупных центров;
- машиностроение при металлургических базах;
- машиностроение при обслуживаемой отрасли;
- машиностроение на месте традиционных металлопромышленных уентров;
- машиностроение транспортных узлов.
В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. [7]
Также, развитие машиностроительного комплекса зависит от условий рационального размещения, таких как:
- Четкое определение производственного профиля каждого предприятия машиностроительного комплекса;
- Организация машиностроительного производства в виде комплексов на основе специализации;
- Создание широкой сети ремонтно- механических предприятий;
- Приближение к металлургическим базам;
Расширение сети металлообрабатывающих производств в порядке кооперирования с крупными заводами.
Машиностроение
тяжелое общее среднее приборостроение
Производство: металургического оборудования, подъемно- транспортного, энергоблоков, других крупногабаритных и металлоемких изделий.
Особенности: большое потребление металла, относительно малая трудоемкость и использование энергии Включает: транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (без легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения)
Особенности:
средние нормы потребления металла, энергии. Невысокая трудоемкость Производство: автомашин, тракторов, станков, машин и оборудования средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства
Особенности:
малая металлоемкость, повышенная трудоемкость, значительная энергоемкость Производство:
группа отраслей по производству приборов, точных машин, механизмов и инструментов
Особенности: наименьшая металлоемкость, наибольшая трудоемкость. Требует квалифицированных кадров.
Также, развитие машиностроительного комплекса зависит от условий рационального размещения, таких как:
- Четкое определение производственного профиля каждого предприятия машиностроительного комплекса;
- Организация машиностроительного производства в виде комплексов на основе специализации;
- Создание широкой сети ремонтно- механических предприятий;
- Приближение к металлургическим базам;
- Расширение сети металлообрабатывающих производств в порядке кооперирования с крупными заводами.
Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова (таблица 2).
Таблица 2.
Экономический район Доля производимой продукции (%)
Северный 1.5
Северо-западный 5
Центральный 23
Волго-Вятский 10
Центрально-Черноземный 4
Поволжский 18
Уральский 20
Северокавказский 6
Западно-Сибирский 7
Восточно-Сибирский 3
Дальневосточный 2.5
Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая зона. В Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции).[7]
В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:
1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции ).
2. Общее машиностроение (18 % продукции).
3. Среднее машиностроение и приборостроение (15 % продукции).
0 коммент.:
Отправить комментарий