19 мар. 2012 г.
Home »
» Социально-психологическая характеристика группы обучения.
Социально-психологическая характеристика группы обучения.
Нашей основной целью преподавания в экономическом техникуме является: подготовить
младших специалистов по специальности бухгалтерский учет. Но перед тем, как выбирать
формы организации, методы преподавания, строить модель усвоения базы знаний
необходимо дать социально-психологическую характеристику. Определить те
индивидуальные особенности, которые присуще именно этой возрастной группе. При этом,
необходимо не забывать о том, что в сущности невозможно дать абсолютно четкую оценку
группы. Ведь известно, что человеческое совершенствование идет скачками, поэтому, в
одном и том же классе встречаются ученики с различными интеллектуальным и социально-
психологическим уровнем развития. Но в целом, возможно дать обобщенную
характеристику, присущую именно этой возрастной группе.
Возраст наших учеников колеблется от 18 до 23-25 лет. Именно этот период называется
познавательной юностью или началом зрелости.
Развитие личности на этом этапе тесно связано с социальным статусом юношей и де-
вушек, с их положением в коллективе группы, учебного заведения и общества. Продолжают
совершенствоваться интеллектуальная сфера, расширяются умственные возможности,
познавательные возможности становятся более глубокими и устойчивыми. При этом, общий
интерес к учению сочетается с избирательным отношением к различным учебным
предметам. Роль педагога на этом этапе огромна. У учащихся наблюдается большой
прогресс в умственной работоспособности, что в частности, сказывается в работе памяти и
мышления. Механическое заучивание уступает место смысловому, а в случаях
необходимости его применения, оно не вызывает той отрицательной реакции, которую
можно наблюдать у подростков. В запоминании учебного материала учащиеся этого
возрастного периода совершенствуются выделять существенные мысли, положение,
намечать опорные пункты для запоминания, связывают изучаемый материал с имеющимися
знаниями. Учащиеся все более прочно овладевают навыками логического мышления, у них
складывается определенный стиль умственной деятельности. Как показали исследования Ю.
А. Самарина, лучшим стилем умственной работы является стиль, который можно
охарактеризовать следующими показателями: целеустремленностью, умение владеть
собственными психологическими процессами, техническими приемами заучивания,
правильно организации учения, стремлением непрестанно совершенствовать свои знания.
Наши ученики входят в отдельную социальную группу - студенчество, основная со-
циальная функция которой лежит в подготовке общественной и профессиональной дея-
тельности специалиста народного хозяйства. Эта функция обеспечивает воспроизводство
социальной структуры общества, потому что студенчество в качестве резерва и
подрастающей интеллигенции приобретает специфические умения и навыки из социальной
функции и положения студентов вытекает особый характер основной деятельности наших
студентов. Он заключается в обучении, как в специфической форме усвоения знаний в
определенной науке, а также в накоплении специальных знаний и умений для конкретной
профессии. Профессии, которая требует высшего и среднего образования. Сфера окружения
студентов расширяется, в нее входит профессорско-преподавательский состав, семинарские
группы, соседи по общежитию и т.д.
Что касается дидактических требований к преподаванию, то они будут различными, в
зависимости от психофизиологических особенностей, социального статуса учащихся
отдельной возрастной и социальной группы. Мотивация обучения и ценностные ориентиры
будут значительно меняться. Но все требования будут строиться на основных дидактических
принципах:
- гуманизм процесса обучения;
- научность обучения;
- связь теории с практикой обучения;
- систематичность и последовательность в обучении;
- соединение наглядности обучения с развитием абстрактного мышления;
- сознательность и активность учеников при обучении;
- доступность обучения;
- прочность усвоения знаний, умений и навыков;
Учащиеся техникума понимают, что они в будущем станут элитарной управляющей
частью общества. Что на них будет лежать ответственность не только за себя, но и за других
членов общества. Объем усвоенных знаний из разных отраслей науки, большой запас
понятий в общем, «бытовые» экономические знания, так же способствуют большей
заинтересованности этой категории молодых людей в освоении экономических знаний. При
преподавании нашей дисциплины мы будем «привязывать» предмет к будущей
специальности наших учеников - бухгалтер, т.е. давать конкретную установку чем они будут
заниматься после окончания техникума.
0 коммент.:
Отправить комментарий