28 мар. 2012 г.

Социологический позитивизм

Термин социология означает «наука об обществе» или «учение об обществе». История свидетельствует, что социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным обществом в 40-х годах XIX века после опубликования Огюстом Контом (1798—1857) третьего тома своей работы «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики», где он впервые употребил термин «социология» и высказал рациональную идею о необходимости всесторонне¬го анализа общественных явлений. В своей главной работе «Курс позитивной философии» (1842) Конт ус¬танавливает закон о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека (переформулировав три стадии истории человечества Джамбаттиста Вико): 1) теологи¬ческая (фиктивная); 2) метафизическая (абстрактная); 3) позитивная (научная). На теологической стадии человек объясняет все явления и совершающиеся вокруг него процессы на основе религиозных представлений, апеллируя понятием сверхъестественного. На метафизической стадии человек отказывается от антропоморфных божеств и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. На позитивной стадии «человеческий ум отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной», чтобы заниматься лишь «открытием путём соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений». Переход от одной стадии к другой в разных науках происходит последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип – от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же – это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных – надежных, проверенных, не вызывающих сомнения. Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Благодаря этим факторам появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы и ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества – чувство солидарности и согласия между людьми. В структуре общества Конт выделяет 4 класса: 1. Представители научного, философского, эстетического видов деятельности – занимают высшее положение общества, т.е. называет их духовная власть. 2. Представители производства и торгово-финансовой сферы – мирская власть. 3. Землевладельцы. 4. Рабочие. Отношение между классами основывается на разделении труда Социальное неравенство связано также с разделением труда и индивидуальными способностями людей. По мнению О. Конта, социология призвана способствовать установлению солидарности и согласия. О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику, из чего и состоит его теория. Социальная статика имеет дело с общественным по¬рядком, который понимается как гармония элементов, основыва¬ющихся на отношениях общности, и акцентирует внимание на «структуре коллективного существа» (общества), исследует усло¬вия его существования и законы социальной гармонии. Здесь рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. Социальная динамика основывается на определенной последовательности этапов развития. В ней Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Огюст Конт по праву может считаться основателем социоло¬гии, и не только потому, что он первым начал заниматься обще¬ством и социальными процессами (социологические идеи имеют давнюю историю), но и потому, что своим проектом системати¬зации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей академического статуса как отдельной науки. Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдаю¬щихся социологов, особенно на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма. Герберт Спенсер (1820—1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта о социальной статике и социальной дина¬мике. Принципы: 1. Принцип эволюционизма. Эволюция является универсальным процессом, который объясняет все изменения как в природе, так и в обществе и личности. Эволюция в обществе происходит путём дифференциации структур и функций общественных частей. В простых обществах составные части однородны и могут взаимозаменяться, а в сложных обществах части общества не могут быть заменены другими частями. Спенсер выделяет 2 типа общества: 1) Воинствующее общество – жёсткое принуждение. 2) Индустриализация общества – контроль и централизация слабее. 2. Принцип органицизма. Спенсер придерживался мнения, что общество имеет ряд важ¬ных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Выделяет 3 подсистемы: 1) Поддерживающая подсистема (экономика). 2) Распределительная подсистема (разделение труда). 3) Регулирующая подсистема 9подчинение отдельных частей целому, т.е. государству). В последствии Спенсер заинтересовался и поддерживал идею «естественного отбора» (Ч. Дарвин) применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше всего приспособлен к превратностям жизни. Этот подход был определён как «социальный дарвинизм». Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих себе и Вселенной формируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем. Вместе с тем концепция «однолинейной» эволюции, социал-дарвинистские установки Г. Спенсера были подвергну¬ты критике, преимущественно со стороны психологической школы, которая в истории социологии представлена Л. Гум-пловичем (1838-1909), Г. Тардом (1843—1904), Г. Лебоном (1841—1931), Ф. Теннисом (1855—1936), а также Дж. С. Миллем (1806—1873). Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пы¬тались преодолеть ограниченности эволюционизма, что в ко¬нечном счете привело к появлению социально-психологичес¬кой концепции социологии, к анализу социально-психологи¬ческих явлений и попыткам объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе. Географическое направление в социологии представлено Э. Реклю (1830-1905) и Ф. Ратцелем (1844—1904). В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии. Маркс и Энгельс использо¬вали диалектический подход, в дальней¬шем он получил название диалектический и исторический материализм.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.