28 мар. 2012 г.

Развитие классической социологии на рубеже 19-20 веков

Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подхо¬дов различных школ XIX века, они все были едины в одном — объектом и предметом социологии является обще¬ство, вся общественная жизнь. Начало XX века внесло существенные поправки в эти пред¬ставления. Все больше слышалось, что социология претендует на роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Э. Дюркгейм (1858—1917) был первым, кто опроверг эти слухи. Он полагал, что социология, имея объектом свое¬го изучения общество, не должна претендовать на «всезнай¬ство» об этом обществе, предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Исхода из этого он трактовал реальность (зако¬ны, обычаи, правила поведения, религиозные верования, денежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека. Так же, согласно Дюркгейму, исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен приро¬дой и функциями социальной солидарности. Проблему социаль¬ной солидарности Дюркгейм исследовал в работе «О разделении общественного труда» (1893), основной целью которой было доказать, что социальная солидарность обеспечивается разделением обще¬ственного труда. Его теория сводится к сле¬дующему: в ранних обществах социальная солидарность основы¬вается на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими общественных функций, на полном растворе¬нии индивидуальных сознаний в «коллективном сознании». Солидарность по Дюркгейму бывает механического и органического типов. Социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Второе правило состоит в том, чтобы «отмежеваться от всех врожденных идей». Третье правило состоит в признании примата целого над составляющими ее частями, то есть источник социальных фактов находится в обществе, - общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе оттого, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат – коллективное сознание. Для того чтобы возник социальный факт необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия, и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму. Ещё одна работа Дюркгейма – «самоубийство». Он проводит исследование статистического материала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах. Выделяет 3 основных типа самоубийств, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: 1. Эгоистический тип – индивид остаётся наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. 2. Альтруистический тип – полное поглощение обществом индивида. 3. Аномический тип – ослабление или отсутствие норм в обществе. Социология, по мнению Г. Зиммеля и М. Вебера, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее: приверженность к точным фактам, метод понимания и отнесения к ценностям. Г. Зиммель и М. Вебер отвергли в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное». Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид. Г. Зиммель (1858—1918) предло¬жил свою концепцию того, как отделить социологию от других наук об обществе, и определил ее задачей изучение закономер¬ностей, недоступных другим социальным наукам. Именно Зиммеля считают основоположником так называемой формаль¬ной социологии. Целью социологии являются логические связи и структуры, выделение форм социальной жизни из их содержательных отношений и исследование этих форм самих по себе. Предметом этой науки являются формы обобществления, которые можно определить как структуры, возникающие на ос¬нове взаимовлияния индивидов и групп. Главным инструментом познания служит фиксирующие в социальном явлении самые устойчивые, универсальные черты. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отличным от законов материального мира. Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы как психологические аспекты от их объективного содержания, вычленить сферу ценностную как область идеального и на основе этого построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геометрию социального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая форма – это отношения между индивидами, рассматриваемые отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их желаний, стремлений и других психологических актов. Труды Макса Вебера (1864 - 1920) также оказали большое влияние на развитие социологии. Социология, по Веберу, как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. В отличие от психологии, она интересуется человеческим поведением в том случае, если личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Следовательно, ключевым аспектом социо¬логии является изучение намерений, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого пове¬дения. Главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был создан. В то же время Вебер признавал ог¬ромную роль ценностей, считая их мощной силой, влияющей на социальные процессы. Именно с этих позиций он исполь¬зовал такие понятия, как «понимание», «идеальный тип», фе¬номен «бюрократии», «религия», что легло в основу его «понимающей социологии». «Идеальные типы» выступают главным инструментом познания, где «идеальный тип» - это «картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов». Идеальные типы – это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Он предложил типологию социальных действий, посвятил немало работ проблемам государства, власти, типам господства (традиционное, легальное, харизматическое) и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д. М. Вебер можно считать одним из создателей политической социологии. Уподобляя социологию точным наукам, таким, как физика, химия и астрономия, В. Парето (1848—1923) предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, искаже¬нию фактов. По сути дела, он сформулировал основные тре¬бования эмпирической социологии, которая получила распро¬странение в XX веке, начав в 20-е годы свое бурное развитие. Значительные заслуги Парето в разработке проблем поли¬тической элиты были продолжены и раз¬виты Г. Моска (1858—1941). Таким образом, серьезным вкладом представителей клас¬сической социологии начала XX века было то, что они доказали несостоятельность претензий на изучение всего общества и пытались обосновать, что в основе их науки должна лежать деятельность социальных групп и общностей (Э. Дюркгейм), личность во всем многообразии ее социальных действий (М. Вебер) и что критерием социологии как науки должны стать эм¬пирические особым образом классифицированные и объяснен¬ные факты (В. Парето). Конечно, этими именами не ограничивается весь тот круг мыслителей, которые относятся к этому периоду в развитии социологии. Среди них следует назвать К. Маннгейма (1893— 1947), Л. фон Визе (1876 - 1969) и других. Названные ученые, их школы и ученики окончательно конституировали социологию как науку, выделив ее место и назначение в системе других социальных наук, и заложили основы для дальнейшего развития и диф¬ференциации социологической науки, т.е. современной социологии.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.