15 мар. 2012 г.

Таможенные режимы в Украине

Как молодое, независимое, суверенное государство Украинауже восьмой год активно нарабатывает и проводитвнешнеэкономическую политику, уверенно шагает к мировомуэкономическому содружеству. Идет творческий процесс созданияправовой основы государственного регулированиявнешнеэкономической деятельности и ее неотъемлимого элемента -таможенного регулирования. Проходит либерализациявнешнеэкономической деятельности, которая ведет которая ведет кзначительному увеличению участников внешнеэкономическихотношений, которые в свою очередь порождают значительноеколичество проблем, а последние требуют научных разработок и наих основе построения более четкого правового регулированияотношений, которые возникают в сфере деятельности таможенныхорганов.Вопросы научных исследований системы, правового статуса иметодов деятельности таможенных органов относится кфундаментальным проблемам государственного управленияразличными сферами социальной жизни. В современных условиях, всвязи с принятием Конституции Украины, их значение приобрелоособую актуальность.Однако следует заметить, что украинские ученые-правоведыакцентировали свое внимание на тех аспектах государственногоуправления в области внешнеэкономических отношений, которыебыли общими для системы, когда Украина находилась в составеСоюза. Истинно-украинская же, которая, как свидетельствуютархивные документы, имеет глубокие исторические корни, однакоисследовалась очень скупо и в значительной степени дажеограниченно. Если проблемы государственного управления внешнихотношений привлекали внимание научной общественности Украины,то вопросам организации деятельности таможенной системы, по сутине уделялось и было лишь в зародышевом состоянии. Кстати говоря,что Приказом Народного комиссара внешней торговли СССР только18 ноября 1944 года в столице нашего государства г.Киеве былорганизован Киевский таможенный пост в количестве трех человек,который подчинялся Главному таможенному управлению.Необходимо заметить, что на сегодня среди юристов нашегогосударства отсутствует единомыслие относительно того, имеет липраво на существование такая самостоятельная отрасль права кактаможенное право. Некоторые считают что речь может идти толькопро таможенное законодательство, т.е. законодательные документыпро таможенное дело. Другие - аргументируют, что таможенноеправо есть как бы отрасль одного из институтов административногоправа с его своеобразным отдельным ответвлением.Если сделать попытку классифицировать общественныеотношения, которые входят в предмет регулирования таможенногоправа, то, согласно структуре таможенного дела Украины, они могутиметь такой вид :- общественные отношения в области таможенной политики ;- отношения и принципы, связанные с перемещением черезтаможенную границу товаров и транспортных средств ;- отношения, которые характеризуют статус таможенных режимов ;- отношения в области таможенно-тарифного регулирования ;- отношения в области снятия таможенных платежей ;- отношения, связанные с таможенным оформлением ;- отношения в области таможенной статистики и товарнойноменклатуры внешнеэкономической деятельностии мн.др.Таким образом мы подошли к одному из основных вопросовтаможенного дела - таможенному режиму, который относится кспециальным административно-правовым режимам. Далеенеобходимо рассмотреть само понятие правового режима.Правовой режим - совокупность правил, закрепленных вюридических нормах, регулирующих определенную деятельностьлюдей. Специальное правовое регулирование связано с объектамидеятельности, временем и местом ее осуществления, спецификойсамих действий, а чаще всего сочетанием этих факторов. Мы видим,что понятие правового режима сопоставимо с понятием правовогостатуса. Правовой режим характеризует деятельность и с неюсвязывает права и обязанности ее участников.Правовой режим - это комплекс общественных отношенийопределенного вида деятельности, закрепленный юридическиминормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационныхсредств. Он задается параметрами двоякого рода : во-первых, особойспециальной значимостью общественных отношений, ихспецифическими целями и задачами ; во-вторых, использованиемособых принципов, форм и методов деятельности, отражающихся всистеме прав и обязанностей субъектов. Понятие режима «несет всебе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, чтоправовой режим выражает степень жесткости юридическогорегулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимыйуровень активности субъектов, пределы их правовойсамостоятельности» .Среди правовых режимов выделяются наиболее общие,универсальные, производные режимы.К общим относятся режимы отраслей права. Правовойрежим отрасли права представляет собой совокупность юридическихсредств регулирования - отраслевой юридический инструментарий.Административно-правовой режим - это определенноесочетание административно-правовых средств регулирования,опосредствованное централизованным порядком, императивнымметодом юридического воздействия. Оно отражается в том, чтосубъекты правоотношений по своему статусу занимают юридическинеравные позиции.Что касается конкретных параметров специальныхадминистративно-правовых режимов, то они могут существенноразличаться. Все это проявляется в наличии большего или меньшегоколичества запретов и позитивных обязательств, или болееразвернутой сети льгот и позволений. Он различаются масштабомсвободы граждан и организаций в использовании своихвозможностей для реализации субъективных прав, по глубинеизменений в конституционном статусе граждан и организаций, повремени и территории действия и другим критериям.Административно-правовые режимы можно различать потерриториальному критерию : общегосударственные (секретности идр.), региональные (закрытого административно - территориальногообразования и др.). По времени действия существуют режимыпостоянные и временные, ситуационные (например чрезвычайноеположение). В ряде случаев полезно различать режимы по объектамсредствам деятельности : заповедников, ядов, валюты и др.Поделить также можно их на централизованные идецентрализованные в зависимости от порядка их введения.Большую роль в формировании правовой основыадминистративно-правовых режимов играют акты исполнительнойвласти. По юридической природе среди них следует различатьнормативные, содержащие первичные «режимные» нормы, актынормативного право применения и чисто правоприменительные. Поднормативно-правоприменительными понимаются такие содержащиенормы права решения, которые исполнительные органы принимают,опираясь на нормы более высокой юридической силы.В создании осуществлении административно-правовыхрежимов, кроме нормативно-правовой, огромное значение имееторганизационная и материально-техническая подсистемы.Организационная подсистема обслуживает значительнуюправоприменительную деятельность органов исполнительной власти(должностных лиц), призванных обеспечить соблюдениеустановленных запретов и ограничений и выполнение возложенныхна граждан и хозяйствующих субъектов обязанностей.Обеспечение действия административно-правовых режимовсвязано также с решением экономических, материально-техническихвопросов : подготовка сил и средств, достаточных дляфункционирования режима, создание специальных фондовфинансирования, оказание помощи пострадавшим, осуществлениеспасательных, ремонтных работ и т.д.Во всех административно-правовых режимах следуетразличать две взаимосвязанных стороны : содержательную иформальную. Содержательная сторона - это причины и целисуществования режима, его организационные, экономическиеэлементы, связанные с ним действия. А юридическая сторона - кто,на какой срок, на какой территории устанавливает режим, процедураего введения, отмены, изменения, система режимных обязанностей иправ.Все специальные административно-правовые режимы, какправило, ограничивают права граждан. Поэтому такие ограниченияне должны быть чрезмерными, а режимные ограничения должныустанавливаться только законами.Сам же таможенный режим - это совокупность установленныхзаконодательством по таможенным вопросам правовых положений,которые определяют порядок перемещения через таможеннуюграницу Украины транспортных средств и товаров и использованиядля них таможенных процедур относительно цели их перемещения.Перемещением же через таможенную границу Украины называетсясовокупность действий, связанных со ввозом на таможеннуютерриторию Украины, вывозом с этой территории транспортныхсредств и товаров любыми путями, средствами и видами транспорта.Таможенные органы используют процедуры осуществлениятаможенного контроля и таможенного оформления согласно стаможенным режимом транспортных средств и товаров, которыеполежат такому контролю и оформлению. Вопросы, связанные сиспользованием таможенного режима, регулируютсяГосударственной таможенной службой Украины, которая издаетуказы, утверждает положения и инструкции, а также дает разъясненияпо вопросам использования процедур действия таможенногоконтроля и таможенного оформления, порядка пропускатранспортных средств и товаров согласно их таможенных режимов.Лицо, которое декларирует таможенному органу транспортныесредства и товары, которые перемещаются через таможеннуюграницу Украины, самостоятельно обозначает их таможенный режимсогласно цели их перемещения и на основании документов, которыепредоставляются таможенному органу для осуществлениятаможенного контроля и таможенного оформления.Смена таможенного режима допускается при условииисполнения всех надлежащих процедур, относительно заявленногорежима, придерживаясь условий действующего законодательстваотносительно тарифных и нетарифных способов регулирования ипередачу таможенному органу для осуществления таможенногоконтроля и таможенного оформления соответствующих документов,которые поддерживают заявленный режим.Существуют следующие виды таможенных режимов :1) Экспорт2) Реэкспорт3) Временный ввоз (вывоз)4) Выпуск в свободное обращение (для свободного обращения)5) Реимпорт6) Переработка на таможенной территории7) Переработка под таможенным контролем */8) Переработка за пределами таможенной территории9) Свободная таможенная зона */10) Магазин беспошлинной торговли11) Свободный склад */12) Таможенный склад13) Отказ в пользу государства14) Уничтожение15) Транзит*/ указанные таможенные режимы в связи с отсутствием насегодняшний день оснований для их использования на территорииУкраины не используются при таможенном оформлении грузов.Экспорт (экспорт товаров) - продажа товаров украинскимисубъектами внешнеэкономической деятельности иностраннымсубъектам хозяйственной деятельности (в том числе с оплатой внеденежной форме) с вывозом или без вывоза этих товаров черезтаможенную границу Украины, включая реэкспорт товаров. При этомтермин реэкспорт (реэкспорт товаров) обозначает продажуиностранным субъектам хозяйственной деятельности и вывоз заграницы Украины товаров, которые были ранее импортированы натерриторию Украины или продажу товаров, экспортированных сУкраины в третьи страны.Импорт (импорт товаров) - покупка (в том числе с оплатой внеденежной форме) украинскими субъектами внешнеэкономическойдеятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельноститоваров со ввозом или без ввоза этих товаров на территориюУкраины, включая покупку товаров, предназначенных длясобственных нужд организациями и предприятиями Украины,расположенными за ее границами. Хотя наиболее современнымопределением импорта принято считать следующее : импорт -закупка или получение на других законных основаниях отиностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров и ихввоз на территорию Украины, включая получение ихпредставителями любого юридического лица иностранногогосударства, иностранцем или лицом без гражданства на территорииУкраины. Следует заметить что ввоз товаров на таможеннуютерриторию Украины в режиме импорта предусматривает :1) предоставление таможенному органу документов, которыесвидетельствуют основания и условия ввоза товаров натаможенную территорию Украины ;2) оплату пошлины, таможенных сборов и других налогов и сборов,которыми облагаются товары во время ввоза на таможеннуютерриторию Украины согласно законодательства Украины и сборкоторых наложено на таможенные органы ;3) нахождение в границах требований действующегозаконодательства относит. мер нетарифного регулирования идругих ограничений.Реимпорт товаров - таможенный режим. Согласно котороготовары, которые идут с Украины и вывезены за пределы таможеннойтерритории Украины согласно с таможенным режимом экспорта, непозднее указанного срока ввозятся на таможенную территориюУкраины для свободного использования на этой территории (врежиме импорта).Следует однако заметить, что согласно письма ГТСУ 11/2-5650от 17.06.97г. в котором оговаривается урегулирование и определениемеханизма использования таможенных режимов реэкспорта иреимпорта, и где говорится что таможенное оформление товаров идругих предметов, предъявленных таможенному органу как таких,которые ввозятся как реимпорт или с целью реэкспорта, производитьна общих основаниях, с заполнением ГТД на импорт товара тип«ИМ» или экспорт товара типа «ЕК» соответственно, с оплатой всехнеобходимых таможенных платежей на общих основаниях.Транзит - перемещение товаров под таможенным контролемчерез территорию Украины без какого-либо их использования междудвумя или в пределах одного пункта на таможенной границеУкраины. Также следует учитывать то, что товары, которыеперемещаются транзитом, должны :1) оставаться в неизменном состоянии, кроме природного износа, ине использоваться с другой целью, кроме транзита ;2) быть доставленными до таможенного органа назначения в срок,обозначенный таможенным органом отправления.Во время транзита товаров на таможенной территории Украины сразрешения и под контролем таможенного органа производятсяотдельные операции (перегрузка, загрузка, нагрузка, переупаковка) стакими товарами без изменений их свойств и товарного вида.Транзитные перевозки осуществляются как проходной ивнутренний транзит. Проходной транзит - это перемещение товаровпод таможенным контролем от одного таможенного органа,расположенного на таможенной границе Украины, - пункта ввоза натаможенную территорию Украины - до другого таможенного органа,расположенного на таможенной границе Украины, - пункта вывоза запределы таможенной территории Украины или в пределах одноготаможенного органа, когда пункт ввоза и вывоза совпадают.Внутренним транзитом товаров считается перемещение товаров подтаможенным контролем :1) от таможенного органа, расположенного на таможенной границеУкраины, - пункта ввоза на таможенную территорию Украины - довнутреннего таможенного органа, расположенного на таможеннойтерритории Украины ;2) от таможенного органа, расположенного на таможенной границеУкраины, до таможенного органа, расположенного на таможеннойгранице Украины, - пункта вывоза за пределы таможеннойтерритории Украины ;3) от одного таможенного органа, расположенного на таможеннойтерритории Украины, до другого таможенного органа,расположенного на таможенной территории Украины.Временный ввоз (вывоз) товаров на территорию Украины(дальше временный ввоз товаров) - таможенный режим, согласнокоторого товары могут ввозиться на таможенную территориюУкраины или вывозиться за пределы таможенной территорииУкраины с условным полным или частичным освобождением отуплаты пошлин и налогов и обязательным последующим возвратомэтих товаров без каких-либо изменений, кроме природного износаили потерь из-за нормальных условий транспортировки . Решениепро допуск товаров к перемещению через таможенную границуУкраины в режиме временного ввоза (вывоза) товаров принимаетсятаможенным органом в порядке, который определяетсяГосударственной таможенной службой Украины.Таможенные органы не допускают товары к перемещению врежиме временного ввоза (вывоза) товаров, если нет возможностиустановить надежность их идентификации, а также в случаеотсутствия гарантий их возврата.Сроки временного ввоза (вывоза) товаров устанавливаетсятаможенным органом исходя из цели и обстоятельств такого ввоза(вывоза), но не могут превышать одного года. Для отдельныхкатегорий товаров Государственная таможенная служба Украиныможет устанавливать меньшие или большие сроки временного ввоза(вывоза). Продление сроков временного ввоза (вывоза) товаровосуществляется таможенными органами в порядке, которыйопределяется Государственной таможенной службой Украины. Стоваров, которые временно ввозятся на таможенную территориюУкраины (временно вывозятся за пределы таможенной территорииУкраины), не собираются пошлины и налоги, установленные наимпорт (экспорт) таких товаров, за исключением случаев.Установленных законодательными актами Украины.Следует также заметить что в случае временного ввоза(вывоза) отдельных видов товаров или в отдельных случаях, которыеопределяются Государственной таможенной службой Украины,таможенное оформление товаров в режиме временного ввоза(вывоза) производится таможенными органами при условии гарантийпридерживаться режима временного ввоза (вывоза) товаров путемвнесения на депозитный счет таможенного органа денежных сумм вразмере, который приравнивается к сумме пошлины, налогов исборов, которые подлежали бы оплате в случае ввоза (вывоза) этихтоваров в режиме импорта (экспорта).Таможенный лицензионный склад - таможенный режим,согласно которого ввезенные из-за пределов таможенной территорииУкраины товары сохраняются под таможенным контролем безоплаты пошлин и других налогов и без применения к ним мернетарифного регулирования и других ограничений в периодхранения, а товары, которые вывозятся за пределы таможеннойтерритории Украины, хранятся под таможенным контролем послетаможенного оформления таможенными органами до фактическогоих вывоза за пределы таможенной территории Украины. В режимтаможенного лицензионного склада могут помещаться любыетовары, за исключением товаров, запрещенных ко ввозу в Украину,вывозу с Украины и транзита через территорию Украины, а такжетоваров, перечень которых определяется Государственнойтаможенной службой Украины.С товарами, которые находятся в режиме таможенноголицензионного склада, могут проводиться такие операции :1) обеспечение хранения этих товаров ;2) подготовка товаров с разрешения таможенного органа на продажу(отторжение) и транспортировку : дробление партий,формирование отправлений, сортировка, упаковка, переупаковка,маркирование, загрузка, выгрузка, перегрузка и другие подобныеоперации.Таможенные лицензионные склады зависимо от круга лиц,которые их используют, могут быть :1) открытого типа, то есть предназначенные для товаров любых лиц ;2) закрытого типа, то есть предназначенные для товаров отдельныхлиц, как правило владельцев таких складов.Таможенные режимы свободной таможенной зоны исвободного таможенного склада используются для товаров, которыеразмещаются в соответственных типах специальных (свободных)экономических зон - территориальных образованьях или помещениях(местах), и предусматривает не использование мер тарифного инетарифного регулирования к товарам, которые ввозятся из-запределов таможенной территории Украины, и товаров, которыеперемещаются в режиме экспорта.Свободная таможенная зона - часть территории Украины, накоторой устанавливается специальный правовой режимэкономической деятельности и льготный таможенный режимотносительно обложения налогом ввезенных товаров - образуетсясогласно действующего законодательства Украины про специальные(свободные) экономические зоны путем принятия отдельного законадля каждой свободной таможенной зоны с определением ее статуса,территории, срока, на которой она создается, и особенностейприменения законодательства Украины на ее территории. Закономустанавливаются требования относительно создания свободнойтаможенной зоны, виды товаров, разрешенных ко ввозу в такую зону,и характер операций, которые ведутся с товарами в пределах зон.Свободный таможенный склад - помещение или другое место,где действует льготный таможенный режим относительно обложенияналогом товаров, которые в нем находятся, - создается путемпринятия Кабинетом Министров Украины соответствующегопостановления для представления Государственной таможеннойслужбе Украины. Постановлением дается разрешение на открытие иэксплуатацию свободного таможенного склада, утверждается еговладелец, юридический адрес и положение про свободныйтаможенный склад. В положении про свободный таможенный складопределяется его расположение, организация и режим работы, видытоваров, которые могут находиться на таком складе, переченьопераций, которые проводятся с товарами на складе, а также порядокосуществления таможенного контроля.С целью обеспечения надлежащего таможенного контроля всвободных таможенных зонах и свободных таможенных складахтаможенные органы вправе :1) обеспечивать постоянный контроль и наблюдение за пределамисвободных таможенных зон и свободных таможенных складов, атакже за доступом в них ;2) требовать от лиц, которые перемещают товары через границусвободной таможенной зоны, и владельцев свободных таможенныхскладов ведения учета движения таких товаров с целью ихконтроля ;3) проводить проверку товаров, которые перемещаются черезграницу свободной таможенной зоны и поступают на свободныетаможенные склады с целью обеспечения проведенияпредусмотренных Кодексом операций и недопущенияперемещения запрещенных товаров ;4) в любое время осуществлять проверки товаров, которые находятсяв свободных таможенных зонах и на свободных таможенныхскладах ;5) принимать другие меры, направленные на обеспечение надежноститаможенного контроля.В свободных таможенных зонах и на свободных таможенныхскладах допускается осуществление производственных и другихкоммерческих операций с товарами, за исключением торговлитоварами в розницу, при условии придерживаться положенийКодекса. Конкретный перечень товаров и операций, которые с нимипроводятся, определяется в Законе про конкретную таможеннуюзону и в положении про свободный таможенный склад.С целью обеспечения поддержки законодательства и с учетомхарактера товаров могут вводиться отдельные запреты и ограниченияотносительно совершения операций с товарами в свободныхтаможенных зонах и на свободных таможенных складах. Такиезапреты и ограничения относительно свободных таможенных зон исвободных таможенных складов устанавливаются КабинетомМинистров Украины.Таможенные органы могут запрещать отдельным лицамосуществление операций с товарами в свободных таможенных зонахи на свободных таможенных складах, если такие лица непридерживаются положений Кодекса и законодательства, а такжеотказывать таким лицам в доступе в свободные таможенные зоны ина свободные таможенные склады.Таможенный режим переработки товаров на таможеннойтерритории - таможенный режим, согласно которого ввезенные натаможенную территорию Украины товары, которые происходят издругих стан, поддаются в установленном порядке переработке илиобработке без применения к ним мер нетарифного регулирования и свозвратом оплаченных сумм ввозной пошлины и налогов,установленных на импорт, при условии вывоза за пределытаможенной территории Украины продуктов переработки илиобработки согласно таможенного режима экспорта. Ввоз ипереработка или обработка на таможенной территории Украинытоваров, которые выпущены в других странах, производится сразрешения таможенного органа. Разрешение на переработку илиобработку товаров на таможенной территории Украины может бытьотменено таможенным органом, если оно выдано на основе неполныхили недостоверных данных, которые имели весомое значение дляпринятия решения, или в случае когда украинский субъектпредпринимательской деятельности, которому выдано такоеразрешение, не придерживается актов законодательства Украины.Количество операций относительно переработки илиобработки товаров в таможенном режиме переработки товаров натаможенной территории Украины не ограничивается. Эти операциипереработки или обработки включают :1) собственно саму переработку товаров ;2) обработку товаров - монтаж, общий сбор, монтирование инастройку, в следствии чего получаются другие товары ;3) ремонт товаров, в том числе обновление и регулировку ;4) использование отдельных товаров, которые не являютсяпродуктами переработки, но способствуют или облегчают процессизготовления продуктов переработки, если сами они при этомполностью используются.В случае когда по условиям переработки товаров натаможенной территории Украины предусматривается проведениенескольких операций относит. их переработки или обработкинесколькими субъектами предпринимательской деятельности, каждыйиз субъектов, который берет участие в процессе переработки илиобработки, должен получить разрешение таможенного органа напереработку или обработку товаров на таможенной территорииУкраины.Переработка товаров за пределами таможенной территорииУкраины - таможенный режим, согласно которого товары, которыенаходятся в свободном использовании на таможенной территорииУкраины, вывозятся без применения мер тарифного и нетарифногорегулирования с целью их переработки, обработки или ремонта запределами таможенной территории Украины и следующего возвратана Украину с частичным или полным освобождением от обложенияпошлиной и налогами, установленными на импорт, инеиспользованием мер нетарифного регулирования.Срок переработки товаров за пределами таможеннойтерритории устанавливается таможенным органом во время выдачиразрешения украинскому субъекту предпринимательскойдеятельности исходя из длительности процесса переработки товаров,но не может быть больше 90 дней. Украинский субъектпредпринимательской деятельности в случае невозврата товаров.Вывезенных не переработку за пределы таможенной территорииУкраины, или продуктов такой переработки не несет ответственностьперед таможенными органами только в том случае, если фактуничтожения или безвозвратной утери товаров или продуктовпереработки в следствии аварии или действия неподвластной силы,недостачи по причинам природного износа или утери по нормальнымусловиям транспортировки и хранения или утери собственности вследствии неправомерных действий органов или должностных лициностранного государства, которое подтверждено консульскиморганом Украины за границей.Уничтожение товаров - таможенный режим, согласнокоторого иностранные товары уничтожаются под таможеннымконтролем или приводятся в состояние, которое исключает ихиспользование, без оплаты пошлин и налогов, а также без примененияк этим товарам мер нетарифного регулирования. Отходы, которыеобразовались в результате уничтожения товаров, должны находитьсяв соответствующем таможенном режиме как иностранные товары,которые находятся под таможенным контролем. Уничтожениетоваров производится заинтересованным лицом за свой счет.Отказ от товаров в пользу государства - таможенный режим,согласно которого владелец отказывается от товаров, которыенаходятся под таможенным контролем, без каких-либо условий всвою пользу. В режиме отказа от товаров в пользу государства натовары не насчитывается и не платиться пошлина, налоги и сборы. Атакже не применяются меры нетарифного регулирования. Отказ оттоваров в пользу государства допускается с разрешения таможенногооргана, которое выдается в порядке, который определяетсяГосударственной таможенной службой Украины. Отказ от товаров впользу государства не влечет за собой каких-либо трат длягосударства.Свободное использование - распоряжение без таможенногоконтроля на таможенной территории товарами и другимипредметами, которые перемещались через таможенную границуУкраины.Более глубоко я хотела бы рассмотреть понятие такоготаможенного режима как магазина беспошлинной торговли. Магазинбеспошлинной торговли - это таможенный режим, при которомтовары находятся и реализуются в розницу под таможеннымконтролем на таможенной территории Украины (в аэропортах,портах, открытых для международного сообщения, и других зонахтаможенного контроля, которые определяются Гостамслужбою) безсборов пошлины и других налогов (кроме таможенных сборов).Нахождение и продажа товаров в таможенном режиме «магазинбеспошлинной торговли» обеспечивается путем использованияспециально предназначенного и оборудованного помещения -магазина беспошлинной торговли (дальше МБТ). Хозяевами МБТсчитаются украинчкие субъекты предпринимательской деятельности(юридические лица), которые получили в Гостамслужбе лицензию направо открытия такого магазина в зоне таможенного контроля.Помещение МБТ является составляющей частью зоны таможенногоконтроля и составляет неотъемлимую часть таможенной территорииУкраины, на которой действует законодательство Украины /Таможенный кодекс Украины, нормативные акты Гостамслужбы, атакже нормативные акты других ведомств, которые регулируютработу субъектов предпринимательской деятельности в сфереторговли и устанавливают условия по товарам, которые продаются врозницу на территории Украины. МБТ производит розничнуюпродажу товаров за национальную и иностранную (при наличиилицензии Национального банка) валюту исключительно физическимлицам, которые выезжают за границы таможенной территорииУкраины. Товары, приобретенные гражданамив МБТ подлежатвывозу за границы таможенной территории Украинынепосредственно в пунктах их получения. Собственники МБТ платятна депозитные счета таможенных органов, в зоне деятельностикоторых они находятся, сбор за вызов работников таможен дляпроизведения таможенного оформления товаров в размерах,обозначенных действующим законодательством. За выдачу лицензиина право открытия МБТ оплачивается сбор (порядок начислениясбора устанавливается после законодательного урегулированияпорядка открытия МБТ). Декларирование товаров, которыеперемещаются через МБТ производит исключительно егособственник, который несет ответственность за оплату всехтаможенных и налоговых платежей.Существуют определнные требования к МБТ. Например такоекак то, что работа МБТ организовывается таким путем, чтобынахождение и продажа товаров производились согласно требованийдействующего законодательства, а порядок хранения и продажитоваров гарантировал их постоянное нахождение под таможеннымконтролем в режиме - «МБТ» и исключал возможности нахождения(изъятия) товаров вне таможенного контроля. В качестве МБТ можетвыступать одно или несколько обозначенных и оборудованныхпомещений, предназначенных для хранения и продажу в розницутоваров согласно таможенного режима МБТ, расположенных в зонетаможенного контроля одного пункта пропуска.Помещение МБТ включает в себя :- торговый зал (торговые залы) ;- вспомогательные помещения ;- склад магазина.Помещение МБТ должно соответствовать всем требованиям,которые установлены относительно розничной торговлисоответствующими товарами, на территории Украины, требованиямотносительно режима Государственной границы Украины, а такжеследующим требованиям :- наличие средств, которые позволяют наложить таможенноеобеспечение на все помещения МБТ и исключать возможностьнахождения (изъятия) товаров вне таможенного контроля ;- наличие охранной и противопожарной сигнализации ;- наличие оборудованных способами связи служебных мест,предназначенных для таможенных служащих, которые производяттаможенный контроль в этом магазине.Что касается товаров, которые реализуются в магазинахбеспошлинной торговли. В МБТ позволяется производить розничнуюторговлю всеми видами продовольственных и непродовольственныхтоваров украинского и иностранного происхождения при наличиисоответствующих разрешений (лицензий) на продажу, заисключением :а) товаров, запрещенных ко ввозу на Украину, вывозу с Украины итранзита через территорию Украины согласно действующегозаконодательству ;б) предметов, которые не могут находиться в собственности граждан,гражданских объединений, международных организаций июридических лиц других государств на территории Украины, иотдельных видов предметов, на которые право собственностигражданами приобретается в специальном порядке. Перечень такихпредметов определяется Верховной Радою Украины;в) товаров и других предметов, на которые установленагосударственная монополия, согласно ст.20 Закона Украины «Провнешнеэкономическую деятельность» ;г) товары, которые имеют большой вес (больше 20 кг) икрупногабаритных предметов (сумма размеров которых превышает200 см) ;д) товаров по кодам ТНВЭД 27.01 - 27.16 ;е) товаров, ввоз (вывоз) которых и торговля которыми на территорииУкраины подлежит контролю другими государственными органами(при отсутствии разрешения этих органов).В МБТ должны храниться и продаваться только товары,которые заявлены и оформлены в таможенный режим - магазинбеспошлинной торговли. Товары хранятся в нерабочие часы магазинапод таможенным контролем в торговом зале и на складе магазина собязательным наложением таможенного обеспечения таможенногооргана. При этом, вместе с таможенным обеспечением наличияпломбы владельца МБТ - обязательно.Товары размещаются в магазин (в торговых залах и на складе)в присутствие уполномоченных по службе лиц таможенного органа.Товары могут находится в режиме магазина без таможенноготорговли на протяжении года. Этот срок может быть ограниченныйГостамслужбой для отдельных видов товаров. После окончаниявышеопределенных сроков, товары должны быть заявлены ктаможенному режиму:- в свободном использование на территории Украины;- в режим таможенный склад - с перевозом на таможенныелицензионные склады, который находится в зоне действия одной итой же таможни . Таможенное оформление таких товаров проводитсясогласно с заявленным режимом ( при этом таможенное оформлениев режим вольного использования украинских товаров выполняетсябез исправления пошлины, налогов и таможенных сборов).Субъекты предпринимательской деятельности Украины,которые представили свои товары к МБТ, не освобождаются отуплаты в бюджет всех видов налогов, которые относятся к этимтоварам.Необходимо также рассмотреть функционирование магазинабеспошлинной торговли:Для оперативного руководства деятельностью МБТсобственник определяет ответственное лицо - директора магазина безтаможенной торговли. Собственник магазина отвечает за знаниядиректором таможенного и налогового законодательства Украины.Таможенный орган и Государственная налоговаяадминистрация, которые осуществляют контроль за деятельностьюМБТ, имеют право подать требование про устранение директора отдел при нарушение им требований этого Положения тадействующего законодательства Украины.При поступлении товаров в магазин независимо от стоимостии предыдущего таможенного режима они подлежат декларированиюпутем заполнения грузовой таможенной декларации (дальше - ГТД).Порядок заполнения ГТД устанавливается Гостамслужбою.Место проведение таможенного оформления товаров,которые размещаются в режим магазина без таможенной торговли,это склад этого магазина.При размещение товара в режим магазина без таможеннойторговли проводятся сборы за таможенное оформление в размерах,которые установлены Кабинетом Министров Украины.Вместе с ГТД в таможенный орган подаются такиедокументы:- внешнеэкономический договор (контракт), по которому товарыввозились в Украину, и (или) контракт, по которому собственникмагазина имеет право собственности на товар;- транспортные и другие документы на ввоз товаров (накладные, коносаменты, спецификация, счет фактуры, и т.д.);- другие документы, необходимые для выполнения таможенногооформления и таможенного контроля.Розничная продажа товаров в МБТ осуществляется заналичные или по кредитным карточкам. Оптовая и мало оптоваяпродажа товаров, продажа товаров из вспомогательных помещений исо склада, а также использование торговых залов, вспомогательныхпомещений и склада магазина для сохранения и реализации товаров,которые не оформлены в таможенный режим магазина безтаможенной торговли, не разрешается.В магазине беспошлинной торговли не разрешается продажатоваров по образцам, по предварительным заказам, в рассрочку, атакже оказание дополнительных услуг (кроме перепродажнойподготовки, упаковки. Демонстрации, переупаковки и эквивалентныхопераций).Разрешается проводить на складе МБТ операции пообеспечение сохранение товаров и операций перепродажнойподготовке товаров, а в вспомогательных помещениях - толькооперации перепродажной подготовке.Товары, которые реализуются в магазине, должны иметьспециальное маркирование, согласованное с таможенным органом, ибыть предварительно упакованы для розничной продажи,алкогольные напитки и табачные изделия украинского производствадолжны быть обклеены марками акцизного сбора установленногообразца согласно с законодательства Украины.Про факт покупки товара в МВТ сотрудники магазина делаютотметку в проездных документах лица, которое приобрела этоттовар и выдают чек кассового аппарата. Форма отметкиустанавливается таможенным органом с согласия собственникамагазина.Замена и обмен товара, которые приобретены физическимлицом в МБТ, осуществляется согласно с законодательствомУкраины. При этом, если товар не вывозится за таможеннуютерриторию Украины, то он облагается пошлиной и налогамисогласно с действующим законодательством ( за исключениемукраинских товаров).Собственник МБТ обязан проводить декларирование товаров,которые проданы в МБТ, путем заполнения ГТД. Порядок заполненияГТД, порядок декларирования указанных товаров и их таможенногооформления устанавливается Государственной таможенной службой.Ответственность за правильностью и своевременностьюперечисления и оплаты подлежащих сумм и таможенных платежей,по изъятию товаров, вне таможенного контроля, которые находятся врежиме магазина беспошлинной торговли, и по соблюдению правил,установленных законодательством Украины и этих Положений, несетсобственник МБТ.В случае потери товаров, которые размещены в режимемагазина без пошлинной торговли, собственник магазина несетответственность согласно Таможенному кодексу Украины и обязанпровести декларирование ввезенных в Украину товаров с оплатойпошлины и других обязательных платежей, если только товары неявляются уничтоженными или безвозвратно утерянными в следствиидействий стихийных бедствий или недостача возникла в связи сутвержденными нормами ..........................................Рассмотрим учет и отчетность о сохранности товаров:- собственник магазина в месячный срок со дня получения лицензиина право открытия магазина встает на учет и регистрируетэлектронный контрольно-кассовый аппарат в государственнойналоговой администрации по месту нахождения магазина, ведетбухгалтерский учет и сдает отчетность согласно действующегозаконодательства Украины;-в случае получения товаров в МБТ такие товары должныбыть задекларированы в соответствии с п.29 этого Положения, атакже зарегистрированы собственником магазина в книге учета поформе установленной Государственной таможенной службой.Книга учета ведется независимо от других способов учета, в т.ч.автоматизированном. Предварительно книги прошиваются,нумеруются , подписываются начальником таможни и скрепляютсяпечатью таможни. После внесения последней записи книга учетапередается на проверку и сохранность в таможню. Собственник МБТобязан в начале каждого квартала сдать на таможню отчет протовары, полученные и реализованные в магазине беспошлиннойторговли, в котором указывается:- дата получения товара;-номер ГТД при получении товара в магазин;-наименование товара;-статус товара (импортный или украинский )-код товара согласно с ТН ЗЕД;-количество товара при получении;-количество проданного товара;-номер и дата ГТД при отпуске товара из магазина (согласноп.25 и п.37 этого Положения);-количество товара на дату отчета.Таможенная служба может обязать собственника МБТ сдатьвнеочередной отчет при условии нарушения таможенного режима,сменить материально-ответственных лиц в случае выявления фактовнедостачи товаров в торговом зале, дополнительном помещении илискладе. Таможенная служба имеет право проводить в любое времяинвентаризацию товаров в торговых залах, дополнительныхпомещениях и на складах магазина.В случае выявления вышеперечисленных недостатковтаможенная служба может приостановить или аннулировать действиелицензии на право открытия МБТ на срок до 3 месяцев.Приостановка действия лицензии может применятся Государственнойтаможенной службой по письменному сообщению начальникатаможни или начальника Государственной налоговой администрации,на учете которой он находится.Необходимость такой приостановки возникает в случаях:а/ нефункционирования МБТ на протяжении 2-х месяцев;б/неоднократное принятие (так и не принятие) решений(действий) собственником МБТ (директором магазина илиуполномоченными лицами к доступу магазина) деятельностьмагазина, которая может привести к нарушениям требований этогоПоложения и действующего законодательства;в/при нарушении таможенных правило;г/если по извещениям государственных служб иуполномоченных органов собственником МБТ (директороммагазина) допущено нарушение действующего законодательства;д/ неоплату ежегодного сбора за перерегистрацию лицензий.Размещение новых партий товаров в МБТ и реализация товаров вслучае приостановления действия лицензии, запрещается на срокприостановления лицензии.Все товары, которые находятся в торговых залах идополнительных помещениях МБТ подлежат немедленномуперемещению на склад.Аннулирование лицензии происходит в случаях:-невыполнения требований, предъявленных в решении проприостановку действия лицензии;-повторного нарушения. Указанного в п/п а,б,п.44, еслираньше уже применялась временная приостановка действия лицензии;решением Председателя Государственной таможеннойслужбы.Лицензия аннулируется приказом ПредседателяГосударственной таможенной службы по представлению таможниили Государственной налоговой администрации, на учете которойМБТ находится. При этом со дня составления протокола пронарушения таможенных правил или акта нарушения налоговогозаконодательства и до издания приказа про аннулирование лицензии (а в случае оспаривания и опротестования такого приказа - до датывынесения решения по жалобе или протесту) размещение новыхпартий товаров в МБТ не разрешается.Со дня выдачи приказа по делу нарушения таможенныхправил или налогового законодательства до исполнения ( илиоставления жалобы или протеста данный приказ без исполнения) срокзапрета по размещению в МБТ новых партий товаров продлеваетсядо даты вступления в силу приказа Председателя Государственнойтаможенной службы при аннулирование (лил приостановку)лицензии. При аннулировании лицензии собственник МБТ не позднее10 дней со дня вступления в силу указанного в п.45 приказа долженпередать лицензию в Государственную таможенную службу. В случаеаннулировании лицензии МБТ ликвидируется и сбор за ее выдачу невозвращается.Повторная заявка на выдачу лицензии на право открытия МБТможет быть рассмотрена таможней через 1 год после аннулированиялицензии, при условии устранения нарушений, которые былипричиной принятия такого решения.МБТ подлежат ежегодной перерегистрации. При перерегистрациисобственник МБТ плати сбор, который зачисляется в Госбюджет.Сбор за перерегистрацию не платится, если МБТ получил лицензию втекущем году после вступления в силу этого Постановления.Перерегистрация МБТ производится Государственной таможеннойслужбой. На первом этапе перерегистрации производится проверкадеятельности МБТ на соответствие к действующемузаконодательству. Для проведения проверки создается рабочаягруппа из представителей таможни, в зоне деятельности которойнаходится магазин, Госналог администрации, центрального аппаратаГосударственной таможенной службы. Результаты проверкиоформляются актами проверки по каждому МБТ отдельно. Наосновании актов проверок Гос.таможенная служба готовит переченьмагазинов беспошлинной торговли, которые перерегистрированы иперечень МБТ, лицензии на открытие которых прекращаются порезультатам проверки . Эти перечни утверждаются приказомГосударственной таможенной службы. Приказ про утверждениерезультатов перерегистрации посылается на таможни иГос.налог.администрациям, на учет которых находятся МБТ.Лицензии, которые отменены , изымаются таможнями ипосылаются на адрес Государственной таможенной службы. Наобратной стороне лицензии на МБТ, которые прошлиперерегистрацию, делается запись " Перерегистровано приказомГосударственной таможенной службой от____№__" , которыйутверждается подписью начальника таможни и печатью таможни.Рассмотрим теперь аспекты ликвидации магазинабеспошлинной торговли:МБТ ликвидация в последующих случаях:- при отмене лицензии на право открытие МБТ в зоне таможенногоконтроля по итогам ежегодной перерегистрации;- при аннулировании лицензии на право открытия МБТ в зонетаможенного контроля;- на основание заявления собственника при его согласию;- решение Главы Службы.Решение про ликвидацию МБТ при согласии его собственникапринимается в форме приказа Государственной таможенной службы.В случае ликвидации МБТ при аннулирование лицензии или поитогам ежегодной перерегистрации дополнительное распоряжениепро ликвидацию МБТ не выдается.Во всех случаях, перечисленных выше , оригинал лицензииизымается таможней у прежнего собственника и пересылается поадресу Государственной таможенной службы. С даты принятиярешений про ликвидацию МБТ, размещение новых партий товара вмагазин и их продажа не разрешается.Собственник МБТ предоставляет в таможню, в трех дневнойсрок отчет про товары, согласно с Положением. Таможенная службав 7-ми дневный срок проводит инвентаризацию товаров в магазине.За сохранение товаров на складе ликвидированного МБТ егособственником оплачиваются таможенные сборы за сохранениетоваров под таможенным контролем от даты вступлениядействующего какого - либо решения, определенного выше.Максимальный срок сохранения товаров на складеликвидированного МБТ- 1 месяц.Товары которые находятся в режиме магазина беспошлиннойторговли, подлежат декларированию собственником МБТ к другомутаможенному режиму, в соответствии с Положениями. При этомукраинские товары подлежат декларированию по упрощенной схеме,которая устанавливается Государственной таможенной службой.Таким образом рассмотрев таможенные режимы становитьсяпонятна цель их введения и использования в работе таможенныхорганов Украины - это прежде всего ведение контроля завнешнеэкономической деятельностью. Формирование рыночныхотношений, развитие внешнеэкономических связей в условияхсуверенной Украины вызывает необходимость усовершенствованиятаможенной литературы, особенно по вопросам таможенныхрежимов.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.