27 мар. 2012 г.

Проблема бедности и пути ее преодоления.

В России большая доля населения становятся бедняками. Бед¬ность — это низкий уровень денежных и натуральных доходов, недо¬статочных для удовлетворения основных жизненных (биологичес¬ких) потребностей — жилья, питания, одежды, услуг. Показателем бедности страны в экономической литературе признается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. В России прожиточный минимум был официально введен в 1997 г., хотя расчет его отдельными экономистами делался и раньше. Домохозяйства, насчитывающие четыре-пять человек, в 2002 г располагали на семью 6694-7534 руб. У них снижается доля расходов на питание и повышается доля натуральной продукции из личного подсобного хозяйства и из других источников поступлений. Снижение среднедушевых распределяющих ресурсов домохозяйств по отношению к прожиточному минимуму свидетельствует о низком жизненном уровне большой части населения России, а динамика этого соотношения — об ухудшении положения. В 2004 году 17,8% от общей численности населения членов домашних хозяйств живут ниже прожиточного ми¬нимума. Обследование бюджетов домохозяйств показывает, что бед¬ность носит многопрофильный характер и определяется местом про¬живания, социальными факторами, статусом занятости, образова¬тельным уровнем, количеством детей и др. Проживание значительного контингента населения на доходы, близкие по нынешнему прожиточному минимуму, не может быть продолжительным без явного ущерба для здоровью, без усугубляющейся деградации образа жизни, поскольку сопровождается отказом от жизненно необходимых организму благ и от пользования даже минимальным набором социально значимых, образовательных, культурных услуг. Высокий уровень бедности российского населения требует от го¬сударства проведения различных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулирова¬нии индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса. Практическая политика доходов во всем мире охватывает, по меньшей мере, три основных направления: - государство активно вмешивается в процесс согласования интересов работников и работодателей (трехсторонние соглашения); - законодательно устанавливается минимум заработной платы, соответствующий низшей границе существования; - обязательной индексации подлежат соответствующие виды выплат населению в случае повышения цен, тарифов, роста оплаты услуг и введения новых видов платных услуг. В России все названные меры регулирования доходов при формальном признании реализуются в самом ущербном виде. Минимальный размер оплаты труда не соответствует прожиточному минимуму: в 2004 г МРОТ 600 руб., ПМ – 2376 руб. Меры по индексации доходов осуществляются неполно и избирательно. Уровень индексации доходов должен быть объективно обусловлен для разных доходных групп. С удорожанием услуг, переходом к платности ранее бесплатных социально значимых услуг их доступность не должна снижаться. Без мер по поддержанию благосостояния низко- и среднедоходных слоев населения начатое ныне реформирование жилищной и медицинской сфер будет означать в первую очередь масштабное перераспределение и дальнейшее ограничение трудовых и социальных доходов населения. Приоритетными направлениями решения проблемы бедности населения на ближайший период являются: - последовательное повышение минимального размера оплаты труда и поэтапное приближение к прожиточному минимуму. Если исходить из того, что только заработная плата должна увеличиться до уровня, обеспечивающего всем членам семьи прожиточный минимум, то она должна возрасти в 3-4 раза. В ближайшей перспективе необходимо повысить минимальную заработную плату и ставку 1-го разряда ЕТС до прожиточного минимума трудоспособного. Она должна быть на уровне примерно 45% средней заработной платы; - меры по увеличению пенсий в увязке с реформой пенсионного обеспечения, приближение минимального размера пенсий к прожиточному минимуму. В настоящее время минимальные выплаты пенсионерам составляют 47,7% прожиточного минимума пенсионера, а базовая пенсия 34,6%. Даже средний размер пенсии не достигает прожиточного минимума (96,7%); - меры по совершенствованию системы социальной защиты и повышения ее адресности, оказывать помощь наиболее уязвимым слоям населения (малоимущим семьям, инвалидам, одиноким пенсионерам и т.д.), увеличение ежемесячных пособий на детей до 50% прожиточного минимума ребенка в зависимости от возраста; - одно из важных направлений повышения доходов бедных – вовлечение в трудовую деятельность незанятых членов семьи и сокращение безработицы, что прямо сказывается на увеличении среднедушевых доходов.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.