27 мар. 2012 г.
Home »
» Методы планирования прибыли.
Методы планирования прибыли.
Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предприни¬мательства, определяет необходимость ее правильного исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зави¬сеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Планирование прибыли должно быть нацелено на выявление внутрихо¬зяйственных резервов производства на основе более рационального ис¬пользования производственных фондов, мощностей, материальных ре¬сурсов и природных богатств. Эту работу необходимо строить на глу¬боком экономическом анализе хозяйственных и финансовых показате¬лей за период, предшествующий планируемому, в целях выявления имеющихся резервов.
Планирование прибыли проводится по всем видам деятельности предприятия раздельно. Это обусловлено различиями в методах исчис¬ления и налогообложения прибыли, получаемой от различных видов деятельности предприятия. Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и друго¬го имущества и от внереализационных доходов и расходов.
При планировании прибыли финансовые службы предприятия ис¬пользуют два основных метода: метод прямого счета и аналитический.
Метод прямого счета чаще всего применяется при исчислении при¬были на предприятиях и в отраслях промышленности с небольшим ас¬сортиментом продукции и при условии планирования себестоимости продукции по каждому виду. «Сущность метода прямого счета состо¬ит в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от ре¬ализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестои¬мостью за вычетом НДС, акцизов и налога с продаж. Расчет ведется по формуле:
П = (В X Ц)-(В X С), где П - плановая прибыль;
В - выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;
Ц - цена за единицу продукции (за вычетом налогов);
С - полная себестоимость единицы продукции.
Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестои¬мости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и това¬ров отгруженных на начало и конец планового года» . Объем и состав остатков нереализованной продукции на начало и конец года зависит от учетной политики предприятия. Если учетная политика предприятия определяет моментом реализации продукции ее отгрузку, то остатки нереализованной готовой продукции представляют собой готовую про¬дукцию и товары для перепродажи на складе.
При аналитическом методе прибыль от реализации товарной продукции может быть исчислена на планируемый период исходя из базо¬вой рентабельности, сложившейся на предыдущий год. При этом мето¬де полученная прибыль от реализации товарной продукции за истек¬ший год увеличивается в планируемом году в соответствии с ростом реализации. К полученной сумме прибавляется экономия от снижения себестоимости сравнимой продукции. Кроме того, учитывается измене¬ние цен, ассортимента продукции, повышение качества продукции. - Аналитический метод находит свое применение при большом ассор¬тименте продукции, которую выпускает предприятие, а также для до¬полнения метода прямого счета в целях его проверки и контроля. При аналитическом методу прибыль определяется не по каждому виду вы¬пускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой про¬дукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
определение базовой рентабельности как частного от деления ожи¬даемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по се¬бестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную про¬дукцию, исходя из базовой рентабельности;
учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качест¬ва ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.
При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
При использовании аналитического метода для расчета плановой прибыли важное значение имеет правильное определение базовой рен¬табельности. Базовая рентабельность - это отношение прибыли по то¬варной продукции, выпускаемой предприятием к ее себестоимости за отчетный год. Для определения базовой рентабельности необходимо правильно оценить ожидаемую прибыль за текущий год, которая скла¬дывается из фактической прибыли по последнему бухгалтерскому отче¬ту и плановой прибыли за оставшийся до конца года период. Если есть основания считать, что за оставшийся до конца года период предпола¬гаемая прибыль будет существенно отклоняться от плановой, то в рас¬чет ожидаемой прибыли за год вносятся соответствующие коррективы. Базовую рентабельность можно рассчитать по формуле
Р = (П/С) X 100%, где Р - базовая рентабельность;
П - предполагаемая прибыль;
С - себестоимость продукции.
Ожидаемая прибыль за оставшийся до конца года период исчисляет¬ся на основе данных о предполагаемом выполнении производственной программы, плана снижения себестоимости продукции и сведений об изменении остатков нереализованной продукции за оставшийся до кон¬ца года период.
Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базово¬го в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортнос¬ти, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров, отгруженных на начало и конец планово¬го года.
Прибыль (убыток) по операциям, которые планируются в составе прочей реализации (работы и услуги непромышленного характера, реа¬лизация продукции и товаров подсобного, транспортного хозяйства и т. д.), планируется методом прямого счета. Лишь при незначительной доле этой продукции (услуг) прибыль от реализации определяется ис¬ходя из запланированного ее объема в плановом году и рентабельности прошлого года.
Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных до¬ходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет. Что касается таких статей, как доходы от долеврго участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигаци¬ям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, то они планируются в зависимости от прогнозов в развитии предприниматель¬ской деятельности данного хозяйствующего субъекта.
Для предприятий важно определить взаимосвязь между затратами, объемом производства и прибыли. Темпы роста прибыли при соблюде¬нии всех прочих равных условий опережают темпы роста реализации продукции. При исследовании взаимосвязи между постоянными и пере¬менными затратами и прибылью важную роль играет анализ безубы¬точности производства. Данный термин используется для определения критического объема производства для безубыточной работы; зависи¬мости финансового результата от изменений одного из элементов соот¬ношения; запаса финансовой прочности предприятия; оценки производ¬ственного риска; целесообразности собственного производства или за¬купки; минимальной договорной цены на определенный период; плани¬рования прибыли.
Составной частью анализа безубыточности является так называемая точка безубыточности производства. Точка безубыточности соответст¬вует такому объему продаж, при котором предприятие покрывает все постоянные и переменные затраты, не имея прибыли. С помощью точ¬ки безубыточности определяется порог, за которым объем продаж обес¬печивает рентабельность, т. е. прибыльность продукции.
Точка безубыточности исчисляется по формуле: Б = Зп/(1-П3),
где Б - точкд безубыточности,
Зп - постоянные затраты;
П3 - доля переменных затрат в базовой выручке.
Кроме данного метода анализа безубыточности применяется также маржинальный метод в основе которого лежит расчет маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, та¬моженных пошлин) вычитают переменные затраты и получается мар¬жинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются по¬стоянные затраты и определяется финансовый результат (прибыль или убыток). Точка безубыточности - это такой объем выручки, при кото¬ром предприятие не получает ни прибыли, ни убытка.
После того как была определена точка безубыточности, планирова¬ние прибыли происходит на основе эффекта операционного рычага, т. е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие мо¬жет позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности. Эффект операционного рычага заключается в том, что при измене¬нии объема продаж, т. е. выручки от реализации продукции, происхо¬дит более сильное изменение прибыли. Действие данного эффекта свя¬зано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости про¬дукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И, наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается. При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли.
Максимизация прибыли путем изменения доли переменных и по¬стоянных затрат, определения точки безубыточности и запаса финан¬совой прочности открывает возможность для предпринимателей пла¬нировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продук¬ции и заблаговременно принимать соответствующие меры по измене¬нию в ту или иную сторону величины переменных и постоянных за¬трат.
0 коммент.:
Отправить комментарий