20 мар. 2012 г.
Home »
» Законодательство о финансовой аренде.
Законодательство о финансовой аренде.
Надежное правовое обеспечение лизинговых отношений -гарантия и залог
успешного развития лизингового бизнеса. Правовая же неопределенность отноше-
ний с партнерами, а в ряде случаев незащищенность как лизингодателей, так и ли-
зингополучателей резко увеличивают степень риска лизинговых сделок и являются
причиной, сдерживающей предпринимательскую инициативу.
В соответствии с законодательством большинства развитых стран передача в
аренду машин и оборудования на условиях лизинга до недавнего времени регулиро-
валась общими нормами, определяющими отношения сторон при передаче имуще-
ства во временное пользование. При этом нормативных актах отсутствовала терми-
нологическая определенность и однозначность. В последнее время в гражданском
праве ряда зарубежных стран даны юридические определения лизинга и отдельных
его видов, а в некоторых приняты соответствующие законодательные акты. По
уровню правового обеспечения лизинговых отношений можно выделить три основ-
ные группы стран:
? имеющие специальные законы, которые регулируют лизинговые сделки (конти-
нентальные страны Западной Европы: Франция, Бельгия, Италия);
? имеющие специальные подзаконные акты (страны "общего права" - Англия, Ав-
стралия, Новая Зеландия);
? не имеющие специального законодательства ( США, Германия).1
Для законов, принятых в странах первой группы, характерно то, что в них
регламентируются взаимоотношения не только между основными партнерами (ли-
зингодателем и лизингополучателем), но и между лизинговой компанией и постав-
щиком, т.е. весь комплекс трехсторонних имущественных отношений, возникающих
при лизинге.
Во второй группе стран правовое регулирование лизинга осуществляется в
зависимости от стоимости имущества, передаваемого во временное пользование, и
от субъектов лизингового соглашения. Например, в законодательной практике Анг-
лии при условии, что стоимость предмета лизинга не превышает 2000 фунтов стер-
лингов, а пользователем является юридическое лицо, применяются нормы закона об
аренде-продаже 1965 года. Все остальные случаи, не подпадающие под эти условия,
регламентируются нормами «общего права».
В странах третьей группы применительно к лизинговым сделкам широкое ис-
пользование находят также общие положения гражданского и торгового права.
Долгое время Российская Федерация относилась к числу стран, не имеющих
специального законодательства по урегулированию лизинговых отношений.
И лишь в 1994 году была предпринята первая попытка урегулировать отно-
шения лизинга на законодательном уровне. 17 сентября 1994 года был принят Указ
Президента РФ №1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной дея-
тельности". 1
В этом указе впервые дано законодательное определение лизинга и признана
его роль, как инструмента, открывающего доступ к инвестициям, в различные сфе-
ры экономики. Помимо формирования основных понятий лизинговой деятельности
указ обязал правительство:
? подготовить рекомендации по вопросу о присоединении Российской Федерации
к Конвенции УНИДРУА о Международном Финансовом Лизинге, Оттава, 1988
год;
? использовать мировой опыт при разработке лизингового законодательства в Рос-
сии;
? установить таможенные льготы для оборудования, ввозимого по лизинговому
договору;
? разработать постановление правительства по вопросам финансового лизинга.
С тех пор органами исполнительной и законодательной власти принято
больше десяти нормативных актов, способствующих, в целом, развитию лизинга в
России. Среди положительных аспектов нормативной базы, регулирующих лизин-
говую деятельность, следует отметить следующее:
? наличие основных определений и терминов лизинга;
? достаточная свобода договорных отношений;
? ускоренная амортизация лизингового оборудования;
? включение затрат на осуществление лизинговой сделки в себестоимость продук-
ции;
? рекомендации по установлению таможенных льгот для лизинговых компаний;
? рекомендации по снижению некоторых налогов для лизинговых компаний;
? ратификация Конвенции о Международном Финансовом Лизинге УНИДРУА;
? принятие Федерального Закона " О лизинге".
В развитии в 1994 году Указа Президента 29 июля 1995 года было принято
Постановление Правительства РФ №633 "О развитии лизинга в инвестиционной
деятельности". Этим Постановлением Министерству Экономики было поручено
разработать с Министерством Финансов уставные документы лизинговой компании,
проекты лизинговых договоров и определить механизм расчета лизинговых плате-
жей.
Указанные нормативные акты определили основу лизинговых отношений,
права, обязанности сторон, требования к отражению лизинговых операций в бух-
галтерском учете. Среди принципов, определенных этими постановлениями можно
отметить следующие:
? в лизинговой сделке участвуют продавец, лизингодатель и лизингополучатель;
? лизингодатель сохраняет право собственности на сдаваемое в лизинг имущество
в течении всего срока действия лизингового договора;
? разрешается применение штрафных санкций (размер штрафа оговаривается в до-
говоре) в отношении лизингополучателя за просроченные платежи;
? лизингодатель имеет право потребовать возврата имущества у лизингополуча-
теля, если последний не выполняет условий договора;
? определяются основные положения лизингового договора.
Постановление содержало также рекомендации о:
? осуществлении специального изучения возможностей лизинга в привлечении
инвестиций при проведении конверсии оборонных предприятий, атомных стан-
ций, инвестиций на развитие сельского хозяйства и строительства дорог;
? создании специального фонда поддержки лизинга и организации международной
конференции по лизингу в Москве;
? установлении налоговых льгот, освобождающих лизинговые компании от налога
на прибыль, получаемые от реализации лизиноговых договоров на срок более
трех лет. Это освобождение от налога на прибыль распространялось на доход по
банковским кредитам, предоставленных лизинговым компаниям на срок более
трех лет;
? освобождении лизинговых компаний от НДС по некоторым видам оборудова-
ния;
? частичном освобождении от налоговых пошлин, налогов и акцизных сборов,
взимаемых при ввозе оборудования в режиме временного ввоза по лизинговому
договору;
? использовании Правительством опыта Европейской Ассоциации Лизинговых
Компаний, а также о рассмотрении вопроса о присоединении к Конвенции о
Международном Финансовом Лизинге, Оттава, 1988 г.
Кроме того, в Постановлении содержалась рекомендация о включении в пол-
ном объеме в себестоимость продукции лизинговых платежей и платежей по про-
центам за кредиты банка и других кредитных учреждений, которые были использо-
ваны на осуществление лизинговой деятельности. Проценты по обычным банков-
ским кредитам, использованным для приобретения основных средств, прежде не
разрешалось относить на себестоимость продукции. Такая мера предоставила ли-
зинговым компаниям относительное преимущество в привлечении клиентов. Эта
рекомендация в последствии была закреплена в Постановлении Правительства
№1133, о котором речь пойдет далее.
В Письме ЦБ РФ от 30 июня 1995 года №12-16-7/2422 лизинговые платежи не
рассматривались как текущие валютные операции, что означало то, что для реали-
зации договоров международного лизинга необходимо наличие лицензии ЦБ, при-
чем для каждого договора отдельно. Это требование снижает привлекательность
международного лизинга, так как на получение лицензии требуется достаточно
много времени и это требует дополнительные отчетности перед Центральным Бан-
ком. 1
Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 года №1133 "О внесении
дополнений в Положение о составе затрат к производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении при-
были " предусматривает, что проценты, выплачиваемые сторонами лизинговой
сделки по заемным средствам, использованным для реализации лизингового дого-
вора, могут быть включены в себестоимость продукции лизинговой компании с уче-
том установленных ограничений. 2
Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 года №167 "Об ут-
верждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской
Федерации" определен порядок получения лицензии лизинговыми компаниями и
предоставления полномочий Министерству Экономики по выдаче лицензии. 3
Лицензия, выданная Министерством Экономики, действительна на всей тер-
ритории России на срок от одного до пяти лет. Что касается вновь образованных
компаний, с ограниченным объемом капитала, то они могут получить лицензию на
срок от одного до двух лет. Министерство Экономики перед выдачей лицензии мо-
жет потребовать проведения аудита компании независимыми экспертами. Поста-
новление содержит также требование, что 40% дохода лизинговой компании долж-
но приходиться на деятельность по реализации лизинговых договоров. Обязатель-
ным условием действия лицензии является также осуществление деятельности в ка-
честве лизингодателя, наличие не менее одного находящегося в стадии реализации
договора финансового лизинга в течении срока действия лицензии.
Для получения лицензии лизинговые компании должны представить в Госу-
дарственную Регистрационную палату при Министерстве Экономики России сле-
дующие документы:
? заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-
правовой формы лизинговой компании, её юридического адреса, номера расчет-
ного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии (от
одного до пяти лет);
? копию учредительных документов лизинговой компании;
? копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;
? справку органа Государственной налоговой службы Российской Федерации о по-
становке лизинговой компании на учет;
? документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компа-
нии;
? баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период и отчет о резуль-
татах её финансовой деятельности за указанный период;
? копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или её про-
верки органом Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Вновь создаваемые лизинговые компании не предоставляют документы, ука-
занные в двух последних пунктах.
Выдача лицензий осуществляется на платной основе. За рассмотрение заяв-
ления о выдаче лицензии взимаются платежи в размере трех установленных на мо-
мент подачи заявления минимальных размеров оплаты труда, а за выдачу лицензии
- в размере 100.
Решение о выдаче или отказе выдаче лицензий принимается Комиссией в те-
чение 30 дней со дня подачи лизинговой компанией заявления с приложением всех
необходимых документов.
По усмотрению Комиссии в случаях, предусмотренных Постановлением Пра-
вительства №167 от 26.02.96 г., может быть принято решение о проведении допол-
нительной экспертизы представленных лизинговой компанией документов. В этом
случае решение выносится не позднее 60 дней с момента подачи заявления с при-
ложением необходимых документов.
Следующим важным этапом в законодательном обеспечении лизинговой дея-
тельности следует считать введение в действие с 1 марта 1996 года Гражданского
кодекса Российской Федерации (часть вторая). В главе 34 "Аренда" предусмотрен
специальный параграф "Договор финансовой аренды (лизинга)", который предна-
значен для регулирования договорных операций, возникающих по поводу финансо-
вой аренды (лизинга) имущества.
Под договором финансовой аренды (лизинга) в Гражданском кодексе Россий-
ской Федерации понимается соглашение, в силу которого арендодатель (лизингода-
тель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополу-
чателем) имущество у определенного им же продавца и предоставить арендатору
это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринима-
тельских целей (ст. 665 ГК).
Таким образом, Гражданским кодексом установлено, что лизинговая сделка
определяется отношениями трех сторон: продавца, лизингодателя и лизингополуча-
теля. Лизингодатель является собственником арендованного оборудования.
Граждански кодекс предоставил свободу участникам лизинговой сделки в
определении условий лизингового договора. Теперь не требуется, чтобы сумма
арендных платежей за весь период аренды была равной или близкой к стоимости
арендованного имущества или, чтобы срок аренды приблизительно равнялся сред-
нему сроку службы имущества. Кроме того, в Гражданском кодексе не предусмот-
рено, что лизингополучатель единственный, кто несет риск потери оборудования.
Такие положения могут быть урегулированы в договоре.
Вступление в действие Части II Гражданского кодекса в марте 1996 года за-
крепило правовую базу лизинга и явилось серьезным шагом на пути формирования
целостной системы правового регулирования лизинговых отношений. В то же время
Гражданский кодекс создает отдельные трудности для развития лизинга. Так, на-
пример, Гражданский кодекс не предоставляет лизингодателю право получить все
причитающиеся ему лизинговые платежи в случае существенного нарушения лизин-
гополучателем своих обязательств по договору. Помимо этого, определяя лизинг
как предпринимательскую деятельность, Гражданский кодекс лишает возможности,
к примеру лиц, занимающихся профессиональной творческой деятельностью, брать
оборудование в лизинг, а также ограничивает возможность оказания лизинговых
услуг организациям, не осуществляющих предпринимательскую деятельность (на-
пример, благотворительные фонды).
Постановление Правительства РФ №752 "О мерах государственной под-
держки лизинговой деятельности" от 27 июня 1996 года помогло определить разни-
цу между правом собственности на имущество и правом пользования имуществом.
Данное постановление предусматривает:
? применение механизма ускоренной амортизации к переданному в лизинг движи-
мому имуществу, которое относится к активной части основных фондов с коэф-
фициентом не выше 3;
? право выбора стороны, на чьем балансе отражается сданное в лизинг имущество
(за исключением объектов лизинговой сделки, на покупку которых были исполь-
зованы средства из государственного бюджета);
? выделение средств из федерального бюджета на финансирование инвестицион-
ных проектов, реализуемых с использованием финансового лизинга. 1
Постановление Правительства РФ от 27 июля 1997 г. №915 "О мероприятиях
по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 г." разделяет концеп-
цию, согласно которой лизинг является важным инструментом инвестиционной дея-
тельности и содержит рекомендации о:
? снижении таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования, кото-
рое не имеет аналогов в России;
? проведении обучения по лизингу.
Однако, хотя в Постановлении говорится о необходимости принятия мер, на-
правленных на развитие финансового лизинга, в нем четко не определены, какие
министерства, имеющие отношение к лизингу, ответственны за реализацию указан-
ных в Постановлении мер по поддержке лизинга и не определено, каковы должны
быть результаты деятельности соответствующих министерств и ведомств в этой об-
ласти. 1
Еще одним важным этапом законодательного урегулирования отношений ли-
зинга стало принятие Государственной Думой решения о присоединении Россий-
ской Федерации к конвенции УНИДРУА о Международном Финансовом лизинге,
принятое 16 января 1998г. Принятое думой решение является значительным и пози-
тивным шагом, так как конвенция получила широкое признание во всем мире и по-
служило в качестве серьезной базы для написания национального закона о лизинге.
В преамбуле данной конвенции сформулирована ее основная цель - устране-
ние имеющихся юридических препятствий на пути международного финансового
лизинга, адаптации традиционных двусторонних договоров аренды к трехсторон-
ним и самое главное, установление единообразных норм, регулирующих правовые
взаимоотношения всех участников лизинговой сделки.
Важно отметить, что действие конвенции распространяется только на лизинг
оборудования и не касается недвижимого имущества.
Настоящая Конвенция регулирует отношения по финансовому лизингу, при
которых одна сторона (лизингодатель):
? заключает, по указанию другой стороны, (лизингополучателя) договор (договор
на поставку) с третей стороной (поставщиком), в соответствии с которым заку-
пает оборудование, имущество или инструментарий на условиях, подтвержден-
ных арендатором в том, что его касается;
? заключает договор (договор лизинга) с пользователем, предоставляя ему право
использовать оборудование взамен на выплату периодических платежей.
В конвенции закреплена неразрывная связь двух договоров – купли-продажи
и договора лизинга. При этом, пользователь должен одобрить условия первого до-
говора, а поставщик должен знать для каких целей приобретается оборудование.
Таким образом, как определение, так и требования, по которым сделки могут
быть отнесены к международному финансовому лизингу, полностью совпадают с
российскими.
Конвенция ограничивает сделки, которые могут подходить под определение
международного финансового лизинга. Она исход из классического лизинга, кото-
рому свойственен трехсторонний характер. 1 Поэтому из сферы действия конвенции
исключены сделки, имеющиеся двусторонний характер. Также действие конвенции
не распространяется на лизинг оборудования для личных целях. Однако это не оз-
начает, что таких видов сделок не существует, просто конвенция их не регулирует.
И наконец, в дальнейших целях развития форм инвестиций в средства произ-
водства на основе операций лизинга, защиты прав собственности, прав участников
инвестиционного процесса, обеспечения эффективности инвестирования 29 октября
1998г. принят федеральный закон Российской Федерации «О лизинге», в котором
определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.
Проект Закона «О лизинге» прошел первое чтение еще в сентябре 1996 года.
Сторонники закона о лизинге надеялись, что он создаст более четкие правовые рам-
ки для лизинга в России. Оппоненты заявляют, что закон о лизинге не нужен, т.к.
Гражданский кодекс обеспечивает достаточно полное регулирование аренды в це-
лом и финансовой аренды (лизинга) в частности.
Закон «О лизинге» определяет основные понятия лизинга, установленные
Гражданским кодексом. Однако при этом закон содержит и нормы относящиеся не
только к финансовой аренде (лизингу), но и к обычной аренде (именуемая в Законе
оперативным лизингом), а также сделкам возвратного лизинга. Он также определяет
права и обязанности участников международных лизинговых соглашений и содер-
жит ссылку на конвенцию УНИДРУА.
В Закон включены специальные статьи отражающие потребность в лизинге и
особенности лизинга в агропромышленном комплексе и авиационной промышлен-
ности.
Учитывая, что Гражданский кодекс уже закрепил постоянную основу лизин-
говых отношений, а Закон призван завершить формирование законодательных ра-
мок лизинга.
Он также призван придать законодательную силу различным положениям об
установлении налоговых и таможенных льгот, изначально содержащихся в Поста-
новлении Правительства №633. Кроме этого, закон расширяет само определение ли-
зинга, включив в него к примеру понятие сделки возвратного лизинга. При этом,
закон содержит много недостатков. К примеру, текст закона предусматривает не-
одинаковый объем прав для сторон лизинговой сделки. Статья 10, п.7 определяет,
что:
В случае изменения конъюнктуры рынка и условий хозяйствования лизинго-
дателя, ведущих к существенному ухудшению финансового положения ли-
зингодателя, условия договора лизинга подлежат обязательному пересмотру.
Текст такой редакции дает возможность для произвольного толкования тер-
мина «ухудшение финансового положения» и не предусматривает никаких средств
защиты для лизингополучателя, финансовое положение которого также может по-
страдать от негативных внешних изменений конъюнктуры рынка. Эти вопросы
должны урегулированы сторонами наиболее приемлемым и справедливым образом
в лизинговом контракте.
Лизингодателю также предоставлено право в случае нарушения лизингопо-
лучателем своих обязательств по лизинговым платежам, назначать аудиторскую
проверку финансового состояния лизингоплучателя, присутствовать на общих соб-
раниях его учредителей и органов управления и заявлять свои требования (ст.38, п.4
Закона). Не понятно, за чей счет будет проводится такая проверка. Кроме того по-
рядок участия на собраниях органов управления компании регулируются нормами
корпоративного законодательства.
Одним из самых больших недостатков Закона, является нечеткость термино-
логии. Закон одновременно рассматривает понятия обычной аренды и финансовой
аренды и их путает. Например, в статье имеется следующая фраза «оперативный
лизинг (аренда) – это вид лизинга (финансовой аренды)………..» Эта одна фраза
смешивает два понятия, которые разделяются в Гражданском кодексе, а именно
аренда и финансовая аренда (лизинг). В определении не используется терминология
Гражданского кодекса и определение противоречит Гражданскому кодексу.
Закон устанавливает целый ряд мер государственной поддержки лизинговой
деятельности:
? разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятель-
ности в Российской Федерации;
? предоставление инвестиционных кредитов;
? выделение предприятиям, осуществляющим лизинг, государственного заказа на
поставку товаров для государственных нужд;
? освобождение от уплаты налога на прибыль, полученную в процессе лизинговой
деятельности, на срок более трех лет;
? создание, развитие, формирование, совершенствование нормативно правовой ба-
зы;
? предоставление налоговых и кредитных льгот;
? предоставление государственных гарантий.
Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизин-
говых операций установлен Постановлением Правительством Российской Федера-
ции от 3 сентября 1998г. № 1020 «Об утверждении Порядка предоставления госу-
дарственных гарантий на осуществлении лизинговых операций». Государственные
гарантии на осуществлении лизинговых операций предоставляются за счет средств
Бюджета Развития Российской Федерации, являются поручительством Правительст-
ва РФ и предоставляются резидентам Российской Федерации – кредиторам лизинго-
дателя на конкурсной основе под заемные средства. Размер государственных гаран-
тий, выдаваемых кредитору лизингодателя составляет до 40% фактически предос-
тавленных для реализации лизинговой операции средств. 1
Основной целью предоставления государственных гарантий является стиму-
лирование более широкого привлечения инвестиций в сферу финансового лизинга,
как одной из форм инвестиционной деятельности.
Предоставление государственных гарантий на осуществление лизинговых
операций производится на конкурсной основе.
Таким образом, можно сказать, что общая ситуация с законодательством в
сфере лизинга на сегодняшний день характеризуется тем, что правовые нормы, ка-
сающиеся лизинговой деятельности, имеют разноуровневый характер, т.е. помимо
законодательных актов (глава 34 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона
«О лизинге») существуют еще и нормативные акты Правительства РФ, а также раз-
личных министерств и ведомств. Это создает ощущение нестабильности законода-
тельства, т.к. процедура изменения, отмены нормативных актов Правительства, а
также министерств и ведомств проще, нежели процедура отмены или изменения за-
конодательного акта. Помимо этого, «разбросанность» норм по разным актам за-
трудняет работу участников лизинговой деятельности и судебных органов. При
этом Федеральный Закон «О лизинге» содержит ряд противоречий с Гражданским
кодексом. Закон ограничивает свободу договорных отношений участников лизинго-
вой сделки, кроме того, понятие финансовой аренды (лизинга) и обычной аренды
(оперативного лизинга) объединены в одном законе, в то время как Гражданский
кодекс различает эти два понятия.
Совершенствование правовой и нормативной базы финансовой аренды по-
зволит российским лизинговым компаниям развиваться более стремительными тем-
пами и аккумулировать значительно большие финансовые ресурсы, с целью их
дальнейшего инвестирования в российские предприятия. Все это поможет привлечь
дополнительный объем капитальных инвестиций в российскую экономику, что, в
свою очередь, положительно скажется на повышении общего уровня жизни россий-
ских граждан.
0 коммент.:
Отправить комментарий