Предметность:
а) перцептивный образ сознается как образ материального предмета, независимого от нас.
б) перцепты обладают значением, образ имеет смысл (формирующийся в деят-сти).
Исследования.
1) Исследования процесса порождения перцепт. образа методом оптич. искажений (с пом. спец. очков)
Виды искажений:
- инверсия (смена ориантации верх-низ)
- реверсия (смена ориентации право-лево)
- переворачивание (инверсия + реверсия)
- смещение сетчат. изображения на опред. угол
- изменение цветности
- изменение знака диспаратности (обращение глубины)
- искажение формы и кривизны поверхности
- временные искажения (задержка восприятия информации)
Эксп-ты на инверсию:
Стреттон:
1 день- феномен удвоения мира (образы памяти не соотв. перцеп. образам)
5 день - моторная адаптация (действия становятся менее осознаваемыми)
6 день - мир воспринимается как стабильный
8 день - после снятия очков несколько часов было ощущение нереальности мира, некоторые фрагменты образов казались инвертированными.
Аналог. эксп-ты: Эверт (не происходило адаптации), Колер (наблюдал высокую степень адаптации, в т.ч. моторной, некоторое время после снятия очков мир воспринимался перевернутым), Логвиненко (наблюдал резкое уменьшение константности при инверсии; адаптация наблюдалась зачастую неполная и нестойкая), Снайдер (наблюдал след. эффект: попыткаанализировать видимое приводила к разрушению адаптации).
Эксп-ты на изменение знака диспаратности (псевдоскопическое зрение). Испытуемый, глядя в псевдоскоп, видит обращение глубины (но не сразу, этому надо учиться).
Компанейский выделил факторы, влияющие на скорость обращения:
1. Хорошо известные объекты вообще не могут обращаться. (Иссл-е Столина: предплечье обращается, а кисть - нет.
2. Диспаратность может конкурировать с перекрытием (перекрытие сильнее).
Эксп-ты Столина:
1. Испытуемый наблюдал миску с подкрашенной жидкостью. Даже когда обращение глубины происходило, если бросить в миску предмет, то миска опять воспринимается нормальной.
2. Конус и слоник. На них кладется карандаш. Различные варианты картинки (и соответственно интерпретации) у разных испытуемых (напр., “сломавшийся” карандаш, “согнутый” карандаш, “утопленный в слоника” карандаш и т.п.) Выводы:
1. Образы трансформируются по особым правилам, а не по законам диспаратности.
2. Правило правдоподобия (Столин): трансформации образов предметов происходят в той мере, в которой они допустимы (в контексте знаний человека об объективных свойствах предметов).
3. Это явно субъектно-ориентированный процесс восприятия (даже вопреки объективным законам диспаратности).
Классификация восприятия
В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зри тельном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.
Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Восприятие пространства – восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удалённости и направления, в котором они находятся.
Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений.
Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.
6 июл. 2011 г.
Home »
» Предметность восприятия. Основные направления и результаты исследования.
0 коммент.:
Отправить комментарий