6 июл. 2011 г.

Свойства восприятия

Хрест: (Ф.Х. Олпорт) Все феномены восприятия м/б сгруппированы в шесть больших классов.
1. Сенсорные качества и их количественные измерения составляют один общий аспект того, какими мы видим вещи (модифицируются условиями среды, в кот. они наблюдаются н:освещенность,фон). … Качество отличимо от сенсорных измерений, но тесно связано. Качество исчезнет, если интенсивность, протяженность или длительность свести к нулю.
2. Фигура и фон – непременные аспекты восприятия. В каждой сеснсорной модальности мир представляется нам состоящим из фигур, расположенных на некотором фоне….Две световые точки, поочередно зажигаемые на небольшом расстоянии др от др и с определенным интервалом, будут казаться непрерывно движущейся одной точкой.; разорванная окружность – замкнутая фигура…. В восприятии имеет место взаимодействие внутри целостностей: каждая часть оказывает некоторое влияние на другие. Ничто никогда не изолированно. «Целостный» характер формируется ансамблем, он не м/б обнаружен в частях при их раздельном восприятии.
3. Нам предъявляется круглый диск сначала во фронтальной плоскости, где он кажется круглым, а затем в наклонной плоскости, так что его проекция на сетчатке приобретает эллиптическую форму. Мы все же склонны и при этих условиях видеть диск круглым, а не эллиптическим. Видим не абсолютно круглым. Это феномен константности восприятия. Он обеспечивает нам постоянство свойств всего видимого и, так об, позволяет узнавать и идентифицировать объекты, когда они воспринимаются под различными углами или в различных положениях. Этот же феномен обнаруживается при восприятии величины на различных расстояниях, а также цвета и яркости при различных условиях освещенности….прошлый опыт-правильное восприятие!
4. Хотя у нас нет эталона для оценки, после предъявления серии стимулов (круглые диски равной величины) - нужно определиться «яркость, тусклость», вероятно, определиться степень яркости. Человек сам строит субъективные шкалы оценок. Феномен системы отсчета в восприятии свойств.
5. …Мы сморим на нек –ый объект с целью опознать его в условиях очень короткой экспозиции или при освещенности, недостаточно для его узнавания. Постепенно улучшать время итд. Именно яблоко – а не крсаный мяч или свекла. Вещи и события предстают перед нами не просто как качества, свойства или формы, но именно как вещи или события. Реальный предметный (категориальность!!! - поЛюбимову) характер восприятия.
!!!1,2,3 категориях в сенсорные качества – присущи всем людям
4 и 5 категории присуще людям, имеющим нормальный опыт!
Эмоциональные состояния также могут определять перцептивную готовность или способ восприятия определенных объектов (н: потерянная брошь- установка найти ее)
6. Эффект доминирующей установки и состояния. (сильная мотивация, установка, частота, привычность появления объектов в опыте наблюдателя)
РЕЗЮМЕ: Итак, вопрос: «Какими мы видим вещи?» - позволяет выделить 6 аспектов восприятия: сенсорные качества и измерения, конфигурацию, константность, систему отсчета, предметный характер и эффект доминирующей установки или состояния».

Общие закономерности восприятия: (свойства восприятия)
1. осмысленность и обобщенность
2. категориальность
3. целостность
4. структурность
5. избирательная направленность
6. апперцептивность
7. константность

Объект – рецептор - перцептивный образ

сенсорные качества (осмысленность и обобщенность)
Первушина: Осмысленность восприятия основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета.
Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название.
Консп.- Пособие: Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается. Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с его вербальной номинацией. Только определив категорию воспринимаемого объекта, мы распознаем его признаки.
Процесс опознания воспринимаемого объекта имеет следующую структуру:
• выделение из потока сенсорной информации таких стимулов, которые можно объединить в самостоятельные комплексы; принятие решения об их отнесенности к определенному объекту;
• актуализация в памяти эталонного объекта, с которым соотносится воспринимаемый объект (узнавание);
• отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории объектов, поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого перцептивного решения;
• окончательный вывод по идентификации объекта восприятия.
Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений - узнавание. Оно может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории, и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся еди-ничным предметом. Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой.
Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называется порогом восприятия.
Поле восприятия шире, чем сфера осознаваемых объектов. Существует и подпороговое восприятие - неосознаваемая сфера отражаемой действительности.
Конфигурация – элементы, кот входят в состав образа

константность (постоянный) – это восприятие объекта неизменным, при изменении условия восприятия.
Перв: Константность – относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, условия освещенности, угол восприятия и т.д.).
Рубинштейн: <Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Ни одно восприятие не может быть ни истинно понято, ни даже правильно, адек¬ватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участку или моменту объективной действительности. Значение тех свойств объективной действительности, которые восприятие отображает, для всего психофизического процесса восприятия выступает с особенной рельефностью в центральной по своему теоретико-познавательному значению проблеме кон-стантности. Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия.>
Константность – перцептивный феномен, не явл следствием рациональной обработки информации.
Консп-Пособие: Одни и те же предметы воспринимаются нами в изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния. Однако объективные качества предметов воспринимаются в неизменном виде.
Константность воспр – это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характера цвета) от измененных условий их восприятия – освещенности, расстояния, угла зрения.
Аконстантность – это зрительные иллюзии (искажения). Они вызываются физическими, физиологическими и психическими причинами.
Определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.
Восприятие объекта неизменно при изменении условий восприятия.

Виды константности:
- дистальный – воспринимаемый объект
- проксимальный стимул – отображение дистального стимула на рецепторной поверхности
Восприятие дистального объекта не измена при изменении проксимальной стимуляции.
Константность:
• размер объекта (может приближать, удалять, но фактически размер не изменен)
• форма
• цвет, белизна поверхности (понятие – отражательная спос-ть объекта)
• стабильность видения мира (среда неподвижна, чел двигается)
• скорость (видимая скорость движ объекта, так же константна)
• глубина (при переносе объекта в глубину, она видется постоянной

категориальность – отнесение объекта к определенной категории.
Перв: Категориальность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их. Категориальность восприятия - отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.
Каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу.
влияние установки и доминирующей категории
В видится как буква и как цифра 13. Готовность воспринимать данный объект в определенной ситуации.
Консп-Пособие. Избирательная направленность восприятия - это преимущественное выделение объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры. Объект выделяется из фона по его контуру.
Избирательность восприятия сопровождается иентрацией восприятия - субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны.
5. В предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Целостность восприятия - это отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности. Восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.
Перв: Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
6. Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия не¬разрывно связана с отражением смысловых отношений между элементами воспринимаемого объекта.
7. Апперцепция (от лат. ad - к и perceptio - восприятие) - зависимость восприятия от опыта, знаний, профессиональной направленности, инте¬ресов и установок личности, в соответствии с которой человек избира¬тельно воспринимает различные стороны предметов.
Апперцепция бывает личностной и ситуативной.
Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами и волей.
Перв: Основные подходы к анализу восприятия:


• стимуляционный. • нейрофизиологический.
• деятельностный. • субъектный
• конструктивистский. • динамический.
• генетический. • прогностический.
• информационный. • когнитивно-структурный.



Объяснение явлений восприятий

Психофизика и психофизиология
Нейрофизиологическим механизмом восприятия явл аналитико-синтетическая Дея-ть анализаторов – образование комплексных условных рефлексов на сложные раздражители.
Консп: В зрительном ааперате чел взаимодейст-т 2 системы. Одна из них выделяет в объекте отдельные фрагменты, др – составляет из установленных подобразов целостное изображение. В мозг передается не картинка, сфокусированная на сетчатке, а инф-я для его аналитико-синтетической деятельности. Для опознания ситуации мозг хранит готовые обобщенные схемы – фреймы («скелеты»). Прежде всего зрпт система обнаруживает определенный зрительный сигнал – стимул. Затем этот сигнал опознается – сенсорный комплекс относится к опред классу объектов (это- стол, это-стул). Это опознание производится по наиболее информативным частям контура объекта.
Форма: - произвольное,- непроизвольное. По модальности рецепторов воспр – восп пространства и времени.
Хрестом: (П.О.Макаров. Об основном психофизическом законе.)
«Закон Вебера – Фехнера»
Мы не можем измерить ощущение. Мы можем только удостоверить, если одно ощущение больше, меньше или равно др ощущ….Мы можем измерить минимальный стимул, необходимый для вызова ощущения или для усиления, ослабления ощущения. Таким образом, мы измеряем чувствительность как величину обратную порогу. Фехнер ввел понятие об абсолютной и различительной чувствительности: абсолют чувств. измеряется абсалют порогом, т.е. min интенсивностью раздражения, вызывающей ощущение, различительная чувств-ть измеряется разностным порогом, т.е. min приростом интенсивности раздражения, вызывающим усиление или ослабление ощущения, по отношению к исходной интенсивности раздражения.
…Формула Вебера – Фехнера: величина ощущения пропорциональна логарифму величины раздражения. Фехнер считается одним из основателей экспериментальной психологии, …разработал метод измерения различительной чувствительности органов чувств…, заложил основы измерения нервных процессов у чел. С помощью варьирования и точного измерения наносимых раздражений.
(С.С. Стивенс. Психофизика сенсорной функции)
психофизика – дисциплина, изучающая ответные реакции организма на воздействие энергией окружающей среды.
Закон Фехнера ошибочный…Задача науки: освобождение ее от господства 100-летней догмы, утверждающей, что интенсивность ощущений возрастает как логарифм интенсивности раздражителя (закон Фехнера)
Кажущая или субъективная величина возрастает как степенная функция от интенсивности раздражителя и что показатели степенной функции лежат в пределах от 0,33 для яркости до 3,5 для электрического раздражения (60герц) пальцев руки.
Стивенс считал, что Фехнер ошибочно предполагал, что минимальный прирост ощущения (S) - постоянная величина на всем протяжении шкалы.
Закон Стивенса: S =kRn, где n принимает значение для яркости = 0,33, а для удара – 3,5. Значения k зависят от выбранных единиц.
Межмодальные сравнения. Возникали вопросы относительно обозначения силы ощущения числом. Можно ли подтвердить независимость степенного закона, вообще не предлагали испытуемым производить численные оценки? Эксп. – утвердительный ответ. (испытуемого просили подобрать ощущение одной модальности такой же интенсивности, как ощущение другой модальности).

Консп- Пособие: Фехнер – установил логарифмитическую зависимость силы ощущения от физической интенсивности раздражителя – возник закон Вебера – Фехнера.
Лекции: Фехнер считал, что психология должна научительно измерять психологич. переменные. Он сформулировал положение, кот. не проверяется эксперементально. По Фехнеру психофизика – соотношение между физическим миром и душой.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.