Кооператив, созданный в соответствии с ФЗ «О сельскохозяй-
ственной кооперации», является юридическим лицом и имеет
следующие правомочия:
1) создавать представительства и филиалы, осуществлять
свои права на территории РФ и за ее пределами;
2) осуществлять виды деятельности, предусмотренные ст. 3
и 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», и иные не за-
прещенные законом виды деятельности;
3) иметь в собственности, покупать или иным образом прио-
бретать, продавать, закладывать и осуществлять иные вещные
права на имущество и земельные участки, в том числе пере-
данные ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива,
в порядке и на условиях, которые установлены законодатель-
ством РФ и законодательством субъектов РФ;
4) создавать резервный и другие неделимые фонды коопера-
тива и вкладывать средства резервного фонда в банки и другие
кредитные учреждения, в ценные бумаги и иное имущество;
5) привлекать заемные средства, а также выдавать денежные
кредиты и авансы членам кооператива;
6) заключать договоры, а также осуществлять все права,
необходимые для достижения целей, предусмотренных уста-
вом кооператива;
7) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в по-
рядке, установленном законодательством РФ;
8) обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями
о признании недействительными (полностью или частично)
актов государственных и иных органов, а также с заявлениями
о неправомерности действий должностных лиц, нарушающих
права кооператива;
9) осуществлять реорганизацию или ликвидацию коопера-
тива.
Все перечисленные правомочия сельскохозяйственного кооп-
ератива как юридического лица вытекают из гарантированных
Конституцией РФ (ст. 8) единства экономического пространства,
свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств,
поддержки конкуренции и свободы экономической деятель-
ности.
Правоспособность юридического лица согласно ст. 49 ГК РФ
возникает с момента его государственной регистрации, а прекра-
щается с момента исключения из единого государственного рее-
стра юридических лиц.
При этом производственные кооперативы как коммерческие
организации обладают общей правоспособностью, т. е. могут за-
ниматься любой деятельностью и иметь любые гражданские пра-
ва, нести обязанности, связанные с ней. Потребительские кооп-
еративы обладают специальной правоспособностью — имеют
только те гражданские права и несут только те обязанности, кото-
рые предусмотрены в его учредительных документах и соответ-
ствуют цели его создания. Сделка, совершенная юридическим
лицом без учета его специальной правоспособности (внеуставная
сделка), может быть признана судом недействительной (ст. 173
ГК РФ).
Кроме того, существует установленный законом перечень ви-
дов деятельности, которыми можно заниматься только на осно-
вании специального разрешения (лицензии). Федеральный закон
от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных ви-
дов деятельности» определяет такой перечень, а также порядок
выдачи лицензий и органы, уполномоченные на ведение лицен-
зионной деятельности.
Сельскохозяйственные кооперативы могут создавать филиа-
лы и представительства. Согласно ст. 55 ГК РФ представитель-
ством является обособленное подразделение юридического лица,
расположенное вне места его нахождения, которое представляет
интересы юридического лица и осуществляет его защиту. Филиа-
лом является обособленное подразделение юридического лица,
расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все
его функции или некоторые из них, в том числе функции пред-
ставительства.
При этом представительства и филиалы не являются юриди-
ческими лицами. Имуществом данные подразделения наделяет
создавший их сельскохозяйственный кооператив; он же утвер-
ждает положение о представительстве или филиале, назначает их
руководителей и несет ответственность по обязательствам своих
филиалов и представительств.
Права сельскохозяйственного кооператива по распоряжению
своим имуществом определены в гл. VI ФЗ «О сельскохозяй-
ственной кооперации». Права по распоряжению земельными
участками регулируются земельным законодательством РФ и за-
конодательством ее субъектов (поскольку Конституцией РФ зе-
мельное законодательство отнесено к сфере совместной компе-
тенции Федерации и ее субъектов).
Что касается правомочий, определенных в подп. 9 ст. 6 Фе-
дерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», то
общее правило о возможности обращения граждан и юридиче-
ских лиц к судебной власти за защитой нарушенных прав в сфе-
ре управления содержится в ст. 46 Конституции РФ. Статья 13
ГК РФ устанавливает: «Ненормативный акт государственного
органа или органа местного самоуправления, а в случаях, пре-
дусмотренных законом, также нормативный акт, не соответ-
ствующие закону или иным правовым актам и нарушающие
гражданские права и охраняемые законом интересы граждани-
на или юридического лица, могут быть признаны недействи-
тельными». В случае признания судом акта недействительным
нарушенное право подлежит восстановлению либо защите
иными способами. Вообще, защита гражданских прав в соответ*
ствии с гражданским законодательством осуществляется путем:
1) признания права;
2) восстановления положения, существовавшего до наруше-
ния права, и пресечения действий, нарушающих право или
создающих угрозу его нарушения;
3) признания оспоримой сделки недействительной и приме-
нения последствий ее недействительности, применения по-
следствий недействительности ничтожной сделки (в этих слу-
чаях в соответствии со ст. 167 ГК РФ каждая из сторон обязана
возвратить другой все полученное по сделке, а при невозмож-
ности возвратить полученное в натуре — возместить его стои-
мость в деньгах);
4) признания недействительным акта государственного орга-
на или органа местного самоуправления;
5) самозащиты права;
6) присуждения к исполнению обязанности в натуре;
7) возмещения убытков;
8) взыскания неустойки;
9) компенсации морального вреда;
10)прекращения или изменения правоотношения;
11) неприменения судом акта государственного органа или ор-
гана местного самоуправления, противоречащего закону;
12)иными способами, предусмотренными законом.
Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж-
дан» относит к таковым коллегиальные и единоличные действия
и решения, в результате которых не только нарушены права
и свободы гражданина, но и созданы препятствия их осущест-
влению, на гражданина незаконно возложена какая-либо обя-
занность или он незаконно привлечен к какой-либо ответствен-
ности.
Обратиться можно непосредственно в суд либо к вышестоя-
щему в порядке подчиненности государственному органу, орга-
ну местного самоуправления, учреждению, должностному ли-
цу, и они обязаны рассмотреть вопрос в течение месяца. Если
в течение месяца не будет получено ответа либо в удовлетворе-
нии жалобы отказано, гражданин вправе обратиться с жалобой
в суд.
0 коммент.:
Отправить комментарий