Семья — это чаще всего утвержденная на браке или кровном
родстве малая группа людей, члены которой связаны одним об-
щим бытом, взаимной нравственностью и помощью друг другу;
в ней образуется совокупность норм, санкций и образцов поведе-
ния, регламентирующих отношения между супругами, родителями
и детьми, а также детей между собой.
Качество воспитания и дальнейшего развития детей опреде-
ляется следующими параметрами семьи:
1) демографический — состав семьи;
2) социально-культурный — уровень образования родителей,
их самореализация в жизни общества;
3) социально-экономический — финансовые возможности семьи
и занятость родителей на работе;
4) технико-гигиенический — условия проживания, наличие не-
обходимых для жизни предметов, специфические особенности
образа жизни.
В современной семье отношения детей и родителей становят-
ся глубокими и отличаются особенной привязанностью, но это
только усложняет процесс социализации подрастающих поколе-
ний. Существует ряд причин:
1) очень много семей живут и состоят только лишь из двух по-
колений (родители и дети), вследствие этого исчезло разнооб-
разие межличностных отношений с другими членами семьи
(дядями, тетями, дальними родственниками);
2) женщины занимают главенствующие позиции в семье
и вне ее;
3) отношения людей в браке все более определяются глубиной
их привязанности, проявить которые многие не могут в связи
с традициями культуры и своими индивидуальными особен-
ностями;
4) отношения детей и родителей содержат обилие проблем. Де-
ти очень рано верховодят в семье.
Эффективность функции семьи ограничим несколькими ас-
пектами:
1) семья пытается дать физическое и эмоциональное разви-
тие человека;
2) семья практически формирует психологический пол ребенка;
3) семья играет главную роль в интеллектуальном развитии ре-
бенка, а также влияет на отношения детей, подростков и юно-
шей к учебе и во многом определяет ее успешность;
4) в семье начинают формироваться основные ценностные
ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэт-
нических отношениях, а также определяющие его стиль жизни,
сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы
и способы их достижения.
В каждой семье человек становится объектом стихийной социа-
лизации, ее результаты определяются объективными характери-
стиками (составом, уровнем образования, социальным статусом,
материальными условиями и пр.), ценностными установками (про-
социальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни
и взаимоотношений членов семьи.
Семейное воспитание — осознаваемые в некоторой степени уси-
лия по взращиванию ребенка, которые предпринимают старшие
члены семьи, направленные на то, чтобы младшие соответствова-
ли представлениям старших, каким должен быть ребенок, подрос-
ток, юноша.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания не-
посредственно зависят от ряда характеристик семьи, в первую оче-
редь от тех личностных ресурсов, которые они содержат.
Одной из характеристик является отношение старшего поко-
ления к младшему, понимание необходимости воспитания детей
и степени участия в нем. Если личностные ресурсы семьи не обес-
печивают правильное воспитание детей, то в эти периоды часто
при-влекают к воспитанию нянь, репетиторов и домашних учителей.
Цели воспитания в семье могут быть очень разными по содер-
жанию и по некоторым специфическим характеристикам.
Так, спектр целей семейного воспитания содержит привитие
младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры об-
щения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личност-
ное развитие; культивирование отдельных способностей; подго-
товку к будущей профессии.
Одной из основных характеристик семейного воспитания мож-
но считать стиль, включающий в себя наиболее характерные спо-
собы отношений старших к младшим, используемые при этом ме-
тоды, способы и приемы воспитания. Исходя из того, насколько
жестким или мягким является воспитательный процесс, можно
выделить два основных стиля: авторитарный и демократический.
Авторитарный (властный) стиль характеризуется сильным влия-
нием старших на младших, которое заключается в пресекании вся-
ческой инициативы, жестком повиновении требованиям, полном
контролировании их поведения, интересов и вообще любых же-
ланий. Это достигается с помощью постоянного контроля выпол-
нения заданий детьми и наказаний.
Общение между взрослыми и детьми характеризуется тем, что
инициаторами взаимодействия являются старшие. Младшие же стре-
мятся к общению только при необходимости получить какие-ли-
бо указания. Такой стиль рождает враждебность по отношению
к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пас-
сивностью.
Демократический стиль определяется тем, что старшие пытают-
ся установить теплые отношения с младшими, привлекать их к раз-
решению семейных задач, поощряют хорошую инициативу и са-
мостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо вводя
их в жизнь, не считают себя всегда правыми и объясняют мотивы
своих указаний, пытаются обсудить их с младшими; младшим при-
виваются как послушание, так и независимость. Такой стиль вос-
питывает в детях самостоятельность, активность, дружелюбие, тер-
пимость.
В реальной жизни авторитарный и демократический стили вос-
питания в чистом виде встречаются очень редко. Часто в семьях
уживаются компромиссные варианты, которые ближе к одному
или другому стилю.
Не последним фактором воспитания являются материальные
ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание,
питание, гардероб, игрушки и т. д.
Эффективность реализации функций семьи в процессе стихий-
ной социализации человека и в его воспитании зависит во многом
от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать
домашний очаг. Жилище семьи становится домашним очагом толь-
ко тогда, когда ее члены имеют возможность и удовлетворяют в нем
потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасно-
сти, в качественных эмоциональных отношениях, в идентифика-
ции с семейными ценностями, когда семейное жилище является
для человека некоторой «экологической нишей», в которой он всег-
да может укрыться.
Естественно, что главным условием преобразования жилища
семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера
в семье.
Станет ли жилище домашним очагом, зависит от организации
быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного
выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды, разгово-
ров за столом, на кухне и т. п. Немаловажно и то, насколько члены
семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо
деятельностью — шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку
и прочее, как относятся к занятиям друг друга члены семьи, лю-
бят ли они делать что-либо совместно. Даже просмотр телевиде-
ния в одних семьях имеет совместный характер, а в других — фак-
тически индивидуальный.
Семья является первичной территорией социализации челове-
ка. Последующей территорией процесса социализации можно рас-
сматривать соседское окружение и группу сверстников.
Соседством является группа людей, проживающих на ближай-
шей территории. Эту общность определяют межличностные свя-
зи, характерное отношение к месту своего проживания, часто ка-
кие-то общие цели и совместная деятельность.
Для взрослых соседство играет посредственную роль в их жизни.
Для детей соседство — не только область жизнедеятельности,
но и сильнейший фактор социализации.
Дошкольники, младшие школьники и в большинстве случаев
младшие подростки много общаются с соседями-сверстниками.
Для них это общение — выход за пределы семьи, освоение других
ролей, приобретение важного социального опыта, определенная
ступень привыкания к социуму.
Общаясь с соседями-сверстниками, дети познают новые виды
позитивных и негативных социальных мер управления, усваивая
в социальной практике, за какие личностные и поведенческие про-
явления эти меры применяются обществом сверстников. Чем взрос-
лее ребенок, тем большую роль в его социализации играют свер-
стники.
Осуществляя социальное воспитание, педагогам хорошо бы
знать характер соседского окружения своих воспитанников, осо-
бенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и по-
дростках.
Знание особенностей соседских отношений воспитанников да-
ет педагогам возможность учитывать позитивное и негативное влия-
ние, под которым могут оказаться ребята.
Группа сверстников — это необязательно объединение одно-
годков. В нее могут входить ребята, хотя и отличающиеся по воз-
расту несколькими годами, но объединенные целой системой от-
ношений.
Группы сверстников образуются очень часто на основании про-
странственной близости их членов; одних и тех же индивидуаль-
ных интересов; наличия ситуации, которая начинает угрожать лич-
ному благополучию; наличия формальной организации.
В группе образуются межличностные отношения — субъектив-
но переживаемые отношения, возникающие между ее членами. Они
объективно выливаются в характере и способах взаимодействия
членов группы, а также в получении ролей в группе.
В характеристики состава групп сверстников входят такие при-
знаки, как возраст, пол, социальный состав.
Группы сверстников часто классифицируют по нескольким ав-
тономным параметрам:
1) по юридическому статусу и месту в социальной системе
группы сверстников делятся на официальные, т. е. те, которые
получают признание общества, и неофициальные, существую-
щие самостоятельно;
2) по социально-психологическому статусу они разделяются
на группы принадлежности, в которых человек состоит в реаль-
ной действительности, и референтные группы, к которым че-
ловек абсолютно не принадлежит, но на которые мысленно ори-
ентируется и с мнением которых соотносит свое поведение
и самооценку;
3) по степени стабильности, длительности своего развития
группы бывают постоянные, временные, ситуативные;
4) по пространственной локализации они могут быть дворо-
выми, квартальными, существовать в рамках какого-либо уч-
реждения (школа, клуб, бар);
5) по типу лидерства или руководства они бывают демократи-
ческими или авторитарными;
6) по ценностной направленности группы разделяются на про-
социальные, асоциальные и антисоциальные.
В последнее десятилетие группы сверстников являются одним
из решающих микрофакторов социализации детей и подростков.
Урбанизация очень сильно влияет на величину круга общения
детей, подростков, юношей. Уменьшение количества детей, рост
числа однодетных и вовсе неполных семей, дезорганизация семьи
способствовали тому, что дети ищут общение вне дома как неко-
торую компенсацию дефицита эмоциональных контактов в семье.
Всеобщее среднее образование, общедоступность получения ин-
формации привели к тому, что подрастающие поколения стали по-
хожими по среднему уровню образованности и культурного разви-
тия. Объединению молодежи в своих группах способствует мода,
которая определяет эталоны не только одежды и причесок, но и во-
обще стиля жизни.
Дети, подростки и юноши одновременно состоят в нескольких
группах — формальных и неформальных, общение в них имеет
большие различия.
В группах сверстников социализация воспроизводится благо-
даря действию таких механизмов, как стилизованный и межлич-
ностный, но также важную роль могут играть традиционный и ре-
флексивный механизмы и механизм экзистенциального нажима.
Имея некоторую возрастную и социально-культурную специ-
фику, функции группы сверстников в процессе социализации уни-
версальны.
Во-первых, группа присоединяет своих членов к культуре дан-
ного общества, человек усваивает определенные нормы поведения,
относящиеся к этнической, религиозной, региональной, социаль-
ной принадлежности этих членов группы. В процессе общения со
сверстниками у ребенка, а особенно у подростка и юноши отпе-
чатываются определенные взгляды, ими усваиваются те или иные
нормы и ценности. Это происходит вследствие идентификации
(отождествления) себя с группой и некритического восприятия
доминирующих в ней взглядов, отношений, норм.
Во-вторых, в группе сверстников происходит обучение поло-
ролевому поведению. Общение со сверстниками своего пола силь-
но влияет на общение с лицами противоположного пола и влияет
на психосексуальное развитие вообще и на эмоциональное вос-
приятие сферы сексуальных отношений в частности.
В-третьих, группа сверстников играет существенную роль в про-
цессе автономизации детей.
В-четвертых, группа помогает своим членам достичь автоно-
мии от общества сверстников и от возрастной субкультуры.
В-пятых, группа сверстников создает благоприятные или небла-
гоприятные условия, способствует решению детьми, подростками,
юношами возрастных задач — развития самосознания, самоопре-
деления, самореализации и самоутверждения. Младшие школьни-
ки сравнивают свое поведение со старшеклассниками, их одобре-
ние или неодобрение сильно воздействуют. Старшеклассники же
познают себя, главным образом исходя из отношения к себе прия-
телей, друзей, а также сравнивая себя с лидерами (даже неприят-
ными им) или с признанными «эталонами» в группе (эрудитами,
спортсменами и др.). В группе развивающийся человек приобре-
тает действительную или иллюзорную возможность реализовать
себя и сущностно, и внешне.
В-шестых, группа является специфической социальной орга-
низацией, воспринимаемой ее членами как «экологическая ниша».
В неформальных группах вообще не надо соблюдать правила по-
ведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно
быть самим собой. На самом деле это вовсе не так, часто в этих
группах определенные нормы еще более жесткие, чем в общении
со взрослыми.
Все выделенные социализирующие функции группы сверстни-
ков воплощают в жизнь по-разному и по степени эффективности,
и по содержательной направленности.
Педагогам надо знать основные характеристики групп сверст-
ников в силу как минимум трех обстоятельств.
Во-первых, социальное воспитание осуществляется в воспи-
тательных организациях, состоящих из первичных коллективов —
класса в школе, отряда в лагере, группы в ПТУ, кружка или секции
в клубе и т. д. Коллектив представляет собой формализованную
группу сверстников. Плодотворно работать с коллективом мож-
но, только учитывая и используя свойственные группе характе-
ристики.
Во-вторых, в каждом коллективе присутствуют неформальные
приятельские и дружеские группы. Знать их, брать во внимание
их особенности педагогам важно как для того, чтобы использо-
вать эти особенности, организуя быт и жизнедеятельность коллек-
тива и воспитательной организации, так и для того, чтобы в про-
цессе социального воспитания влиять на некоторые группы, на
положение тех или иных воспитанников в системе межличност-
ных отношений коллектива.
В-третьих, социальное воспитание эффективно только тогда,
когда педагоги знают о группах, содержащих их воспитанников за
пределами воспитательной организации, учитывают их специфи-
ку и при необходимости начинают влиять на эти группы.
24 июн. 2011 г.
Home »
» Влияние социальных групп на воспитание человека
0 коммент.:
Отправить комментарий