Миграция сельских жителей в города происходит в течение
длительного времени, но все же около четверти населения нашей
страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.
Своеобразие сельского образа жизни связано непосредствен-
но с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда
природным ритмам и циклам; более изнурительными, чем обыч-
но в крупных городах, условиями труда; практическим отсутст-
вием возможностей для трудовой мобильности жителей; большой
слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и под-
собном хозяйстве (так, работа на огороде занимает почти полжиз-
ни селян, в среднем 181 день в году); выбор занятий в свободное
время невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи
элементы традиционной соседской общины. В них постоянный
состав жителей, невероятно малы его социально-профессиональ-
ная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как
родственные, так и соседские связи.
Для села характерна «открытость» и искренность общения. От-
сутствие больших социальных и культурных контрастов между жи-
телями, малочисленность делают общение селян довольно тес-
ным и проникают во все области жизни. Дружба и товарищество
дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глу-
бина и интенсивность общения с различными партнерами прак-
тически не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее
жителей теснее и ближе.
Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию де-
тей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Труд-
но определить степень воздействия в ходе стихийной, направляе-
мой и контролируемой обществом социализации.
Практически это связано с тем, что в деревнях очень распро-
странен контроль поведения человека в обществе. Так как жите-
лей мало, связи между ними более или менее тесные, то все знают
все и про всех, анонимное существование человека практически
нереально, каждый момент его жизни становится объектом для
оценки со стороны общественности.
Содержательно социальный контроль во многих сельских по-
селениях определяется специфической социально-психологиче-
ской атмосферой. По мнению исследователя современной дерев-
ни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих
деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «ли-
хое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество»,
«тотальное двоедушие».
Сельская семья (в которой дети идентифицируют себя со свои-
ми родителями в значительно большей степени, чем в городской
семье) начинает участвовать в социализации своих членов в ос-
новном в том же направлении, что и деревня как микросоциум,
зачастую независимо от социально-профессионального положе-
ния и образовательного уровня взрослых.
Важную роль в социализации сельских жителей играет постоян-
но растущее влияние города на деревню. Оно производит опреде-
ленную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (до-
ступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу
и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.
Город — тип поселения, для которого характерен ряд особен-
ностей:
1) концентрация большого количества людей и высокая плот-
ность населения на ограниченной территории;
2) высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятель-
ности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах);
3) дифференцированные социально-профессиональная и не-
редко этническая структуры населения.
Города различаются между собой по ряду параметров.
По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350—
400 тыс.), крупные (до 1 млн), гиганты (свыше 1 млн).
По преобладающим функциям:
1) промышленные (Череповец, Рубцовск, Комсомольск-на-
Амуре);
2) административно-индустриальные (Кострома, Волгоград);
3) административно-культурно-индустриальные (Самара, Но-
восибирск);
4) портовые с развитой промышленностью и культурной и ад-
министративной сферами (Архангельск, Владивосток);
5) специализированные (Ванино, Находка);
6) курортные (Кисловодск, Сочи);
7) «наукограды» (Обнинск, Саров).
По региональной принадлежности: Архангельск — на Северо-
Западе, Орел — в Центре, Кемерово — в Сибири.
По длительности существования: древние (более 500 лет) —
Новгород Великий, Великий Устюг; старые — Воронеж, Елабуга;
новые (менее 100 лет) — Нижнекамск, Норильск, Магнитогорск.
По составу жителей (по соотношению половозрастных, со-
циально-профессиональных и этнических групп населения):
1) «молодые» (Уренгой), «старые» (Мышкин);
2) социально-дифференцированные в большой мере (Курск)
и слабо дифференцированные (Пущено);
3) моноэтнические (Мценск), с двумя-тремя преобладающи-
ми этническими группами (Казань, Уфа);
4) полиэтнические (Москва, Ростов-на-Дону).
По стабильности населения — соотношению коренных горожан
и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.
Город обладает рядом характеристик, которые создают специ-
фические условия социализации его жителей, особенно подрастаю-
щих поколений.
Современный город — средоточие культуры: материальной (ар-
хитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной
культуры) и духовной (образованность жителей, учреждения куль-
туры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Бла-
годаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп
населения, город — средоточие информации, потенциально доступ-
ной его жителям.
В то же время город — средоточие криминогенных факторов,
криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняю-
щегося поведения. В городе велико количество неблагополучных
семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее
большое количество потребителей наркотических и токсических
средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные
группы и объединения с антисоциальной направленностью; рас-
пространено увлечение азартными играми; наблюдается более или
менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой
коммерции, реально или потенциально криминализированной; суще-
ствуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой
состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.
Город характеризует также исторически сложившийся городской
образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки
(они имеют определенную специфику в зависимости от тех или
иных параметров конкретного города):
1) в межличностных отношениях в основном превалируют крат-
ковременные, поверхностные, частичные контакты, но при этом
в эмоциональных привязанностях преобладает повышенная из-
бирательность;
2) небольшая значимость территориальных общностей жите-
лей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как прави-
ло, функционально обусловленные соседские связи (коопера-
ция семей с маленькими детьми или стариками по присмотру
за ними, «автомобильные» связи и пр.);
3) высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для
ее членов, но в то же время распространенность интенсивно-
го несемейного общения;
4) большое количество стилей жизни, культурных стереоти-
пов, ценностных установок;
5) социальный статус жителя города отличается неустойчи-
востью, большая социальная мобильность;
6) слабый социальный контроль поведения человека и значи-
тельная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных
социальных связей и анонимности.
Мобильность в данном случае понимается как реакция чело-
века на разнообразие стимулов, которые содержит в себе город,
как готовность (но не обязательно как подготовленность и стрем-
ление) к изменениям в своей жизни.
Город создает условия для мобильности своих жителей в раз-
личных аспектах их жизнедеятельности.
Самый элементарный из них — территориальная мобильность.
Во-первых, с возрастом у человека расширяется воспринимае-
мое, познаваемое и осваиваемое жизненное пространство. Это рас-
ширение идет от двора, у дошкольников — через улицу, квартал —
у младших школьников, микрорайон — у подростков, до других
частей города и даже города в целом (если он не гигант) — в юно-
сти. С возрастом это пространство может сужаться в зависимости
от рода занятий и интересов человека вплоть до ограничения его
вновь кварталом, двором — например, у стариков.
Во-вторых, с возрастом появляется ориентация на проведение
части времени в общественных местах (в центре города, в учреж-
дениях культуры, досуговых центрах и т. д.), интенсивность кото-
рой, как правило, достигает пика в юности, а затем она идет на
убыль.
В-третьих, в подростковом или юношеском возрасте у многих
горожан появляются субъективно значимые и интимно значимые
районы и места, с которыми связаны наиболее важные сферы жиз-
ни, а позднее — воспоминания.
В-четвертых, горожане имеют потенциальные возможности для
перемены места жительства в пределах города.
Для социализации горожанина основное значение имеет то, что
город создает условия для социальной мобильности, как горизон-
тальной (изменения видов занятий и групп членства в рамках од-
ного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного
социального слоя в другой — вверх или вниз по социальной лест-
нице).
В зависимости от того, насколько дети, подростки, юноши реа-
лизовывают возможности для мобильности, они более или менее
подготовлены к использованию новых форм и способов деятель-
ности, познания, аккуратны в общении, подготовлены к случай-
ностям в повседневных контактах, ориентируются в окружающей
действительности; склонны к риску и нестандартным ответам на
вызовы жизни.
Различные альтернативы, предоставляемые городским обра-
зом жизни, создают жителю города потенциальные возможности
для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятель-
ности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее существенные
для социализации подрастающих поколений.
Во-первых, город предоставляет огромное количество альтерна-
тив, будучи своеобразным «узлом» информации и информацион-
ным полем. И дело не только в том, что в нем сосредоточены куль-
турно-просветительные, коммерческие, информационные и другие
организации. Источниками информации являются архитектура,
транспорт, реклама, люди и т. д. Так, в городе в течение дня жи-
тель сталкивается с огромной массой людей. Ребенок, подросток,
юноша силой своей фантазии самопроизвольно продолжает и за-
вершает многие мимолетные встречи, сознательно и неосознанно
фиксирует такое количество мелких и незначительных проявле-
ний, что в конце концов накапливает огромный материал, который
позволяет ему лучше ориентироваться в окружающей действитель-
ности. Все это может прививать растущему человеку способности
к восприятию, созерцанию, наблюдению.
Во-вторых, в городе человек взаимодействует и общается с боль-
шим количеством реальных партнеров, а также имеет возможность
искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых среди еще
большего количества потенциальных партнеров. В современном
городе ребенок (и чем старше он становится, тем больше) после-
довательно и одновременно является членом многих коллективов
и групп, причем территориально между собой часто не связанных:
места жительства, учения, проведения досуга, занятий любимым
делом могут далеко отстоять друг от друга.
Определенное время юный горожанин может проводить вне
всяких коллективов и групп, среди людей, ему совершенно неиз-
вестных. Таким образом, в условиях города ребята получают воз-
можность в отдельные отрезки времени существовать анонимно,
т. е. соприкасаться с незнакомыми людьми, оставаясь неизвест-
ными им.
В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимо-
действия и взаимоотношения. Здесь значительно различается одоб-
ряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще,
мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников в частно-
сти. Общение между взрослыми и младшими по мере роста ребят,
как правило, становится менее интенсивным и открытым.
Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные
особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих в классе,
во дворе. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он мо-
жет искать и находить партнеров вне класса, школы, двора. Так или
иначе нормы таковы, что общаться ребята предпочитают в опре-
деленных компаниях (приятельских или дружеских), доступ в кото-
рые бывает затруднен для «новеньких».
В-четвертых, социально-культурная дифференциация город-
ского населения, с одной стороны, а с другой — довольно тесная
территориальная связь представителей различных социальных
и профессиональных слоев приводят к тому, что ребенок, поми-
мо созерцания и знания различных стилей жизни и ценностных
устремлений, имеет возможность «примерять» их на себя. Все это
очень сильно расширяет общекультурный и социальный кругозор
детей, подростков, юношей, хотя и совсем необязательно в пози-
тивном направлении.
В целом роль города в социализации детей, подростков, юно-
шей определяется тем, что он предоставляет каждому горожани-
ну потенциально широкие возможности выбора кругов общения,
систем ценностей, стилей жизни, а следовательно и возможностей
самореализации и самоутверждения.
Другое дело, что в зависимости от типологических характе-
ристик города, того района, в котором живет растущий человек,
от его социально-культурных, половозрастных и индивидуальных
особенностей существенно различается и то, как он начинает ис-
пользовать предоставляемые городом возможности.
Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, соз-
дает специфические условия для социализации своих жителей, по-
этому он и выделен для специального рассмотрения.
Основными признаками малого города как фактора социализа-
ции можно считать небольшую численность населения (до 50 тыс.);
наличие исторического прошлого, превышающего вековую исто-
рию; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; спе-
цифическую социально-психологическую атмосферу.
Обычно малый город в отличие от средних, крупных и других
имеет всего одну или максимум две преобладающие экономиче-
ские функции: промышленную, транспортную, агропромышлен-
ную, рекреационную, обслуживания крупных городов и городов-
гигантов. Работа на приусадебных и садовых участках обычно лишь
дополняет основной вид занятий жителей.
В малом городе население профессионально дифференцирова-
но, что связано с наличием в нем нескольких организаций различ-
ного типа — промышленных, транспортных, связи, воспитатель-
ных, культурных, рекреационных, медицинских, административных,
торговых и др.
Социально-психологический климат имеет ряд своих особен-
ностей в сравнении с климатом в более крупных городах, с одной
стороны, и в деревне — с другой.
Жители малого города обычно «держатся прочными родствен-
ными и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням ко-
паются на приусадебных или садовых участках, свадьбы справ-
ляют и в армию провожают по-деревенски» (А. И. Пригожий).
«Информация распространяется мгновенно. Единство мнений
почти всегда обеспечено. Обеспечены как поддержка и помощь
друг другу, так и терпимость к ошибкам, просчетам. И еще одна
важная особенность: стабильность, устойчивость, неизменность
здесь ценятся много выше, чем успех; склонность к инерции силь-
нее, чем к развитию. Редки разводы, в семьях много детей, из го-
рода уезжают крайне редко» (А. И. Пригожий).
Однако в целом стиль жизни ориентируется на городской. Это
проявляется:
1) в стремлении дать детям высокий уровень образования
или престижную профессию;
2) в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам;
3) в наличии определенной избирательности в общении, диф-
ференциации его с различными партнерами по интенсивности
и эмоциональной значимости, а также по содержанию;
4) в некоторой дифференциации норм ожидаемого поведения
и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жителей;
5) в более или менее распространенном самоутверждении в ан-
тисоциальных и криминальных формах.
Влияние малого города на социализацию, определяемое его
историей, функциями и социально-психологическим климатом,
также отличается от влияний деревни и более крупных городов.
В малом городе по сравнению с деревней намного расширены
возможности для:
1) образовательного и профессионального выбора;
2) разнообразия в период свободного времяпрепровождения;
3) удовлетворения своих духовных ценностей; социального
творчества, самореализации, самоутверждения (М. В. Никитский).
По сравнению с более крупными городами в малом городе
меньше стимулов, которые непосредственно влияют на мобильность
его жителей, следовательно, и меньше способов осуществления
выбора в различных сферах.
В то же время, как показало исследование В. С. Магуна, сегод-
ня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах
карьеры, заработка, богатства — квартира, дача, машина) молодых
людей, живущих в столице, в областном центре или даже в рай-
центре, при условии что они имеют полное среднее образование.
Их объединяет общее информационное и «товарное» пространство,
общее или близкое содержание образования, общая привержен-
ность выбору долговременной образовательной стратегии.
Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» про-
исходящих изменений в малых городах по сравнению с более круп-
ными.
Поселок — особая форма расселения людей на определенной
территории, первоначально небольшой. Отличительными особен-
ностями являются:
1) эмансипация от сельской жизни;
2) обособленность от городской жизни;
3) отсутствие опоры на исторические традиции, характерные
для малых городов.
Это общее определение охватывает различные типы поселков:
1) рабочие — при добывающих или перерабатывающих пред-
приятиях, а также крупных железнодорожных станциях;
2) переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из
зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а так-
же территорий создававшихся закрытых зон; вынужденных пе-
реселенцев и беженцев из бывших республик, «горячих точек»
и экологически загрязненных территорий;
3) пригородные поселки, жители которых преимущественно
работают в городе; поселки внутри крупных городов, в кото-
рых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигран-
ты первых поколений (которых называли лимитчиками).
Не обращая внимания на типологическое многообразие и, со-
ответственно, различия, поселки, как правило, имеют много обще-
го в образе жизни и социально-психологической атмосфере, что
и позволяет рассматривать их как специфический фактор социа-
лизации человека.
В поселке человек усваивает определенный «сплав», объеди-
няющий традиционные и урбанистические нормы, но при этом
отличающийся от них. Этот своеобразный сплав вряд ли надо счи-
тать переходным процессом от сельского к городскому способу вы-
живания. Скорее всего его можно рассматривать как совершенно
особый образ жизни.
Два полюса притяжения — город и село, определяя срединный
характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту поведе-
ния жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность по-
ведения, стиля жизни, человеческих характеров.
В поселке нормы жизни приобретают свои отличительные осо-
бенности: жизнь отдельного человека и семьи в целом характери-
зуется большей открытостью, чем в деревне, но в то же время при-
сутствует ярко выраженная обособленность каждого, кто не считает
нужным прислушиваться к мнению окружающих, если на первый
план выступают собственные интересы. В то же время жизнь каж-
дого настолько сильно зависит от норм среды, что противопоста-
вить себя ей практически нереально. Общий уровень культуры
определяет и содержательный уровень общения, как правило, праг-
матичный, сугубо событийный, бедный информацией общекуль-
турного характера.
Во многих поселках присутствует аморальность и антисоциаль-
ное поведение жителей. Даже если они и осуждаются вербально,
то в социальной практике они не подвергаются неформальным не-
гативным санкциям, т. е. не только не отвергаются, но и прини-
маются.
Реформы государственной структуры России, которые проис-
ходят в последние годы, особое место отводят формированию му-
ниципальных органов власти. Последовательный отказ от функций
централизованного планирования всех сфер общественно-поли-
тической, хозяйственно-экономической жизни, перенос тяжести
принятия решений на уровень регионов и муниципальных обра-
зований заставляют муниципальные органы власти все больше вни-
мания уделять разработке собственных подходов к формированию
местной политики, не надеясь на универсальные рецепты феде-
ральной власти.
Одной из основных задач муниципальных органов власти яв-
ляется создание муниципальной системы воспитания, которая обес-
печивает позитивную социализацию подрастающих поколений,
а также взрослых в конкретных социальных условиях.
Муниципальная система социального воспитания представ-
ляет собой совокупность закономерно создаваемых в муниципаль-
ном образовании возможностей для позитивного развития и ду-
ховно-ценностного ориентирования жителей.
За основу муниципальной системы воспитания взята государ-
ственная и региональная политика в сфере воспитания, а сама она
может определяться как относительно автономная подсистема го-
сударственной системы воспитания.
Муниципальная система воспитания, по мнению А. Ю. Тупи"
цына, в идеале должна иметь следующие характеристики:
1) открытость системы, что предполагает возможность свобод-
ного перехода воспитуемого из одной муниципальной систе-
мы воспитания в другую;
2) доступность, что предполагает наличие возможностей сис-
темы воспитания работать со всеми слоями населения, обес-
печивая минимальный уровень позитивной социализации каж-
дому человеку;
3) многообразность, что предполагает предоставление людям
возможности участия в разных видах деятельности, увеличи-
вая их жизненные шансы.
Муниципальная система социального воспитания еще как-то
влияет на позитивную социализацию детей, подростков, юношей
в зависимости от того, насколько осознанно и целенаправленно
она создается и развивается муниципальными органами власти
и в какой мере в этом процессе участвует местное население.
Эффективное функционирование и развитие муниципальной
системы социального воспитания во многом определяется тем, на-
сколько последовательно и квалифицированно местные органы
власти осуществляют изучение позитивных и негативных социа-
лизирующих потенций и воспитательных возможностей города,
района и осуществляют на основе его данных адекватное социаль-
но-педагогическое целеполагание, программируют и органи-
зуют достижение поставленных целей, проводят анализ результа-
тов и адекватную его данным коррекцию системы воспитания.
Рассмотрение позитивных и негативных социализирующих по-
тенций и воспитательных возможностей города, района определя-
ет первоначальную диагностику и последующее наблюдение (мони-
торинг):
1) количественного соотношения половозрастных, этнических,
социально-профессиональных и культурно-образовательных
слоев населения; закономерностей увеличения одних и умень-
шения других количественных и качественных характеристик
миграции из города и в город, район;
2) трудовой занятости населения, возможностей и перспек-
тив трудоустройства, ценностных ориентаций в сфере труда;
3) жилищных и бытовых условий различных слоев населе-
ния, бытовой занятости и ценностных ориентаций в сфере
быта;
4) состояния здоровья и отношения к нему;
5) досугового времяпрепровождения различных групп насе-
ления;
6) ценностных ориентаций в сфере досуга;
7) досуговых возможностей города, района;
8) состава и типологии семей;
9) правил семейных взаимоотношений;
10)брачных и репродуктивных установок;
11) наличия местных средств массовой коммуникации, ауди-
торий местных, региональных и национальных средств массо-
вой информации, их предпочтения;
12)возможностей получения образования различного вида
и уровня, количества обучающихся в различных учебных заве-
дениях;
13)социально-психологического климата, культурных и бы-
товых традиций; социально незащищенных, неблагополучных
и перспективных контингентов (реальных и потенциальных
жертв неблагоприятных условий социализации, одаренных,
социально активных, антисоциальных, криминогенных и кри-
минальных групп, очагов, тенденций);
14) противоречий между различными группами населения (тер-
риториальными, социально-профессиональными, социально-
культурными, возрастными, этноконфессиональными и др.).
Данные, полученные в процессе первоначальной диагностики
и последующего мониторинга, могут стать реальной основой для
адекватного социально-педагогического целеполагания в управ-
лении муниципальной системой воспитания, в ее развитии. Учи-
тывая задачи федеральной и региональной политики в сфере вос-
питания, муниципальные органы власти устанавливают задачи
и формулируют цели, необходимые для решения этих задач:
1) по использованию и интенсификации воспитательных воз-
можностей города, района;
2) по компенсации недостающих возможностей;
3) по минимизации, нивелированию и корректированию не-
гативных социализирующих особенностей, выявленных в про-
цессе изучения и мониторинга.
Приведем несколько примеров определения задач и постанов-
ки целей в рамках муниципальной системы социального воспи-
тания.
1. Изучение дел в городе, районе показало, что актуальной про-
блемой является состояние здоровья подрастающего поколения.
Исходя из этого ставится задача создания благоприятных условий
для физического развития и оздоровления детей, подростков и юно-
шей. Для решения этой задачи на основании имеющихся возмож-
ностей могут быть выдвинуты цели:
1) совершенствовать систему здравоохранения подрастающих
поколений;
2) осуществить меры по предупреждению травматизма детей,
подростков, юношей;
3) развернуть медико-педагогическую пропаганду здорового
образа жизни и способов оздоровления;
4) улучшить питание в воспитательных организациях и др.
2. Инвентаризация и картографирование воспитательных ор-
ганизаций в городе, районе показали, что они охватывают не всех
нуждающихся в их услугах, отсутствует ряд необходимых воспи-
тательных организаций. Исходя из этого ставится задача опти-
мизации номенклатуры воспитательных организаций и их тер-
риториального размещения. Для решения этой задачи могут быть
выдвинуты цели:
1) построить или хорошо отремонтировать некоторое коли-
чество детских садов, школ, спортивных и других внешколь-
ных учреждений;
2) использовать в воспитательных целях площади и ресурсы
невоспитательных организаций (домов культуры, кинотеатров,
стадионов и др.);
3) создать ряд необходимых воспитательных организаций (вне-
школьных учреждений, детских домов, приютов и пр.) и т. д.
3. Изучение образовательного уровня населения показало, что
в городе, районе, крайне низкое качество образовательной подго-
товки, даваемой в ряде учебных учреждений. Как правило, неболь-
шие возможности для развития и подготовки к профессиональной
мобильности и т. д. Ставится задача улучшения условий для под-
готовки подрастающих поколений к горизонтальной и вертикаль-
ной социальной мобильности.
Для решения поставленной задачи на основании имеющихся
возможностей выдвигаются цели:
1) улучшить качество обучения в учебных заведениях;
2) создать условия для самообразования;
3) оказать помощь функционально неграмотным и малообра-
зованным;
4) сделать более совершенной систему профессиональной под-
готовки и т. д.
4. Изучение показало, что в городе, районе неблагоприятная или
даже опасная ситуация, создающая условия для появления жертв
неблагоприятных условий социализации. Исходя из этого ставит-
ся задача профилактики, коррекции и компенсации условий жиз-
ни и воспитания потенциальных и реальных жертв неблагоприят-
ных условий социализации.
Для решения поставленной задачи, имея в наличии ряд возмож-
ностей, могут быть выдвинуты цели:
1) оказать адресную материальную и медико-психолого-педаго-
гическую помощь малообеспеченным неблагополучным семьям;
2) создать и усовершенствовать систему социальной защиты
детства и детей — потенциальных жертв неблагоприятных усло-
вий социализации;
3) осуществить меры по профилактике алкоголизма, нарко-
мании, проституции, правонарушений;
4) создать благоприятные условия для жизни и развития пред-
ставителей этнических меньшинств и т. д.
В отдельных городах, районах могут быть наиболее актуальны
и многие другие задачи, а, как это обычно бывает, перед муници-
пальной системой социального воспитания одновременно стоит
множество проблем, некоторые из которых могут рассматривать-
ся как приоритетные.
Для разрешения проблем надо создать организационно-педа-
гогические условия, которые бы обеспечили изменение налично-
го экономического и социально-культурного потенциала города,
района в возможности муниципальной системы социального вос-
питания.
Сначала говорят об интеграции возможностей и усилий орга-
нов власти и управления, общественных, частных и религиозных
организаций, учреждений органов образования, здравоохранения,
правопорядка, социальной защиты и других, что позволит активи-
зировать и сконцентрировать средства (материальные, финансо-
вые, духовные, личностные ресурсы) для развития муниципальной
системы воспитания, оптимизации и продвижения ее инфраструк-
туры, кадрового потенциала.
Второе необходимое условие — получение органами управле-
ния системы социального воспитания города, района. Одним из
аспектов этого можно рассматривать овладение новыми функция-
ми: исследовательской (диагностической), социально-проективной
(разработка конкретных программ и проектов, их осуществление
и распространение, методическое обеспечение), консультацион-
ной, просветительской, связью с органами управления абсолютно
иными системами (здравоохранения, правопорядка и т. д.) и об-
щественностью.
0 коммент.:
Отправить комментарий