25 окт. 2012 г.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования – анализ влияния фактора интеллекта на удовлетворенность браком. Задачи исследования: 1. Исходя из данных, полученных в процессе теоретического анализа, сформулировать гипотезу относительно возможной взаимосвязи между интеллектом и степенью удовлетворенности браком. 2. Подобрать необходимые методики для проверки гипотез. 3. Сформулировать выборку и осуществить сбор данных. 4. Обработать полученные результаты методами математической статистики. 5. Обсудить полученные результаты и сделать выводы относительно их использования в консультативной практике, в работе по оптимизации общения в семье. Объектом исследования были выбраны супруги (не обязательно супружеские пары), т.е. люди, состоящие в браке на момент исследования с супружеским стажем не менее 7 лет, обратившиеся в службу занятости г. Красногорска Московской области. Общее число испытуемых 40 человек:20 мужчин и 20 женщин. Предмет исследования – удовлетворенность браком. Гипотеза: Чем выше уровень общего интеллекта, тем больше супруги неудовлетворенны браком; и соответственно, чем ниже уровень интеллекта супругов, тем больше их устраивают их семейные отношения. Методический инструментарий. Для оценки степени удовлетворенности браком мы предполагаем использование теста “Удовлетворенность браком”. Эта методика была предложена Р. С. Немовым (1995). Тест разработан В. В. Столиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко и предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а так же степени согласования - разногласия удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. Для диагностики интеллекта супругов мы используем взрослый вариант методики Д. Векслера (WAIS), произведенной ЗАО «Иматон». Процедура эксперимента. Следует заметить, что наше исследование весьма непростое с точки зрения его организации: семья – очень закрытая система, и далеко не все хотят, чтобы их семейные проблемы стали достоянием третьих лиц. Что же касается оценки интеллекта - испытуемые часто отказывались от участия в исследовании, ссылаясь на страх оказаться хуже других. Испытуемые иногда соглашались на исследование с большой неохотой. Мы так же опасались повышения уровня социальной желательности испытуемых при исследовании удовлетворенности браком. Поэтому, на стадии отбора испытуемых нами было принято решение не сообщать потенциальным испытуемым до окончания исследования цель эксперимента как в случае диагностики интеллекта, так и в случае диагностики удовлетворенности браком. Исследование проводилось в несколько этапов: Первый этап - диагностика уровня интеллекта испытуемых. Как уже отмечалось, для этой цели мы используем тест Д. Векслера WAIS. Так как инструкция теста предполагает временные ограничения, во время тестирования необходим контроль исследователя за процессом. В силу специфических особенностей методики и по мере отбора испытуемых, тестирование проводилось индивидуально. В результате этих действий мы имеем IQ каждого испытуемого. Второй этап – оценка удовлетворенности браком при помощи методики «Удовлетворенность браком». Так же как и в первом случае, это индивидуальная процедура. Испытуемый получает стимульный материал теста “Удовлетворенность браком”, а так же бланк ответов к тесту. Так как инструкция теста не содержит временных ограничений, испытуемым предоставляется возможность ответить на вопросы самостоятельно, без контроля исследователя. После того, как испытуемые ответят на вопросы теста, мы приступаем к обработке полученных данных. Ответы испытуемых по тесту “Удовлетворенность браком” сверяются с ключом. При совпадении с ключом ответ получает оценку в 2 балла, при несовпадении с ключом - 0 баллов, промежуточный ответ оценивается в 1 балл. Баллы по тесту суммируются и соотносятся с нормативами теста. В результате проделанной работы мы оценили уровень удовлетворенности испытуемыми браком. Оценка результатов тестирования проводится в два этапа: 1. Качественный анализ – в зависимости от варианта, каждый ответ испытуемого оценивается по балловой системе в процессе тестирования. 2. Количественный анализ – суммы баллов (предварительные данные) сопоставляются со шкальными оценками по каждому субтесту. Отдельно вычисляется сумма шкальных оценок по вербальным и невербальным субтестам. Сумма оценок по вербальным и невербальным субтестам равна общей оценке. Далее выбираются таблицы вербального, невербального и общего IQ той возрастной группы, к которой принадлежит испытуемый. В выбранных таблицах по величинам суммы вербальных оценок, невербальных оценок и общей оценке находятся показатели IQ.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.