19 окт. 2012 г.
Home »
» Умение быть внимательным.
Умение быть внимательным.
Внимательность – важное и неотделимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Для успешной организации учебно-воспитательной работы необходимо, чтобы у учащихся в должной мере было сформировано умение быть внимательным. Еще великий русский педагог К.Д.Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Понятно, что научить детей держать эти двери открытыми очень важно для успеха всего учения.
В зависимости от объекта сосредоточения (воспринимаемые предметы, представления памяти, мысли, движения) выделяют следующие проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное). Внимание как познавательный процесс по характеру происхождения и по способам осуществления разделяют на два вида: непроизвольное внимание и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений целей человека. Произвольное внимание – это сознательно направленное и регулируемое сосредоточение.
Поскольку в определении понятия «умение» подчеркивается необходимость сознательного выполнения действий, то, говоря об умении быть внимательным будем понимать сформированность произвольного внимания. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Умение быть внимательным формируется, когда в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Это интеллектуальное умение формируется не только посредством воспитания, но и в огромной мере посредством самовоспитания учащихся. В степени сформированности умения быть внимательным проявляется активность личности. При произвольном внимании интересы носят опосредованный характер (это интересы цели, результата деятельности). Если в целенаправленной деятельности для ребенка интересными и значительными становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат, как при произвольном сосредоточении, то есть основание говорить о послепроизвольном внимании. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним обоснованно связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда. Значение учебной деятельности особенно велико для формирования произвольного внимания, то есть умения быть внимательным. Школьный возраст является периодом его активного становления, некоторые психологи (П.Я.Гальперин и др.) считают, что невнимательность школьников связанна с неполноценным формированием функций контроля в условиях, когда он складывается стихийно. В связи с этим, задачи планомерного развития умения быть внимательным ведется как постоянное целенаправленное формирование автоматизированных действий умственного контроля. Интеллектуальное умение быте внимательным характеризуется различными качественными проявлениями. К ним относятся: устойчивость, переключение, распределение и объем внимания.
Анализ практики обучения позволяет выделить некоторые типичные недостатки, которые мешают ученикам внимательно слушать объяснение учителей. Прежде всего, это слабая концентрация внимания на главном, нарушение логики изложения, отсутствие хорошо продуманных, четких, однозначно трактуемых обобщений и выводов. Очень редко используются художественные, образные приемы, это снижает эмоциональный тонус объяснения. Вниманию учеников мешает порой неумение учителей обеспечить хорошую дисциплину на уроке.
Особое значение в целях поддержания внимания учащихся на должном уровне имеет разнообразие методов обучения: рассказ, беседа, самостоятельное разрешение проблемных ситуаций и др. при правильном их сочетании и чередовании можно активно развивать внимательность как черту личности.
0 коммент.:
Отправить комментарий