25 окт. 2012 г.

Психотерапевтическое воздействие на личность

Психотерапия как неотъемлемая часть культуры и самостоятельная профессия в нашей стране только начинает развиваться. До настоящего времени она была отдана медицине (Вельвовский И.З., 1966; Морозов Г.В., 1977; Кабанов М.М., 1978; Рожнов В.Е., 1979 и др.), а внутри медицины стала отдельной специальностью только в 1985 году. И не мудрено, что врачи - хирурги, акушеры, инфекционисты и другие - не считают психотерапию полностью медицинской специальностью. В конце 70-х годов наши замечательные психологи Б.В.Зейгарник и С.Л. Рубинштейн осторожно подняли вопрос о праве психологов заниматься психотерапией, но инициатива не прошла. Не то, чтобы все оказалось напрасно - нет. Психологи перестали быть музейной редкостью, в медицине появилась специальность - медицинская психология, представителями которой могли стать и психологи, и врачи. Но львиную долю медицинской психологии составляли психодиагностика и академические исследования. В наше время реальная ситуация стала значительно шире и гибче инструкций, и практически психологи сегодня работают как психотерапевты даже чаще врачей. Вот что по этому поводу говорит профессор В.В, Макаров :"Каждый человек, по роду своей деятельности соприкасающийся с людьми, занимается психотерапией! И делает это вербально и невербально, осознано или бессознательно, принося своими действиями облегчение и пользу людям или усугубляя их проблемы. Каждое взаимодействие между людьми несет в себе и психотерапевтическое послание. И важно, как донор передает это послание, а реципиент принимает его" [18, c.8]. Основные цели психотерапии - воспитание гибкости, умения находить новые, эффективные стратегии поведения; накапливать и рационально использовать энергетические ресурсы; изыскивать, сохранять и развивать ресурсные состояния; обеспечивать активность, энтузиазм, оптимизм, сохранять и развивать здоровье. В 1966 году в Московском Центральном институте усовершенствования врачей была открыта кафедра психотерапии. Ее заведующим стал профессор В.Е. Рожнов. На базе кафедры в последующем был сформирован Всесоюзный центр психотерапии. Кафедра и центр занимались в основном гипнозом, аутогенной тренировкой, рациональной и групповой психотерапией. Сложившаяся школа психотерапии называлась Московской. Она соответствовала заказу тоталитарного общества, но, несмотря на это, в ее недрах складывались новые, авторские направления психотерапии. Например, развивалась концепция эмоцианально-стрессовой психотерапии, клиническая терапия духовной культуры. Иной точки зрения придерживались ученые в Ленинградской школе психотерапии. Многие из них работали в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.Н. Бехтерева и развивали идеи В.Н. Мясищева. Здесь избегали гипноза и занимались личностно-ориентированной психотерапией, причем как индивидуальной, так и групповой. Кроме двух главных, официальных школ, развивались и другие направления в психотерапии. Среди них в первую очередь "Метод интенсивной психотерапии жизни" доктора А.Е. Алексейчика из Вильнюса и "Спасительный круг" доктора М.Н. Маякина из Нижнего Новгорода. Применительно к сегодняшнему дню и в Москве, и в Санкт-Петербурге существует множество психотерапевтических начинаний, направлений, концепций, коллективов и групп. Мы живем в невероятное время, когда история делается каждый день, прямо у нас на глазах и зачастую с нашим участием. В большей мере это касается и психотерапии. Из всех медицинских специальностей, занятых психическим здоровьем, психотерапия претерпела наибольшие изменения. В нашей официальной, профессиональной литературе наконец-то появились описания современных западных методов психотерапии. Одна из первых, вышедших в свет, была книга профессора Б.Д. Карвасарского "Психотерапия". В книге научно излагались концепции и подходы, приводились факты. Специалисты и общественность нашей страны начинают с восторгом знакомиться с западными методами психотерапии. В последние годы освоением новых методов активно занимались и государственные, и негосударственные учебные структуры по всей стране. В числе методов, приобретших стабильную популярность можно назвать: гештальт-терапию, групп-анализ, нейролингвистическое программирование, психодраму, психосинтез, телесно ориентированную психотерапию, трансперсональную психотерапию, трансактный анализ, психоанализ (президент России в 1996 году издал специальный Указ о развитии психоанализа). Мир психотерапии не просто разнообразен - он необозрим. Каждый специалист видит лишь какую-то его часть. И называет только эту часть психотерапией. Существует великое множество определений психотерапии. Вот, например, что писал М.С. Лебединский в 1959 году: "Психотерапией является целенаправленное, планомерное, учитывающее не только особенности и состояние организма в целом, но и социальную природу, личность человека, врачебное воздействие на психику в целях лечения его психики, его нервной системы, в соответствующих случаях и всего организма в целом." По мнению А.М. Свядоща, которое он сформулировал в 60-х годах, психотерапия - это лечение информацией. П.И. Буль в 1974 году заметил, что "основа психотерапевтического воздействия - речевое воздействие врача его врачебным словом." Начиная с 70-х годов у нас в стране было принято определение В.Е. Рожнова: "Психотерапия есть комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее и на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде." Если вглядеться, вдуматься в эти определения, можно заметить, что все они так или иначе содержат в себе общие ключевые слова, рисующие психотерапию как составную часть медицины: больной, врач, лечение. Но сегодня, когда и железный, и идеологический занавесы с жизни сняты, когда нам стал доступен весь ранее скрытый или запрещенный опыт мировой психологии и психотерапии, психиатры - психотерапевты - те, кто, по выражению М.Е. Бурно, "основательно поварились в котле большой психиатрии", пришли к заключению, что "высокая психотерапия есть, в сущности, целебное обучение пациента искусству жизни и лечение средствами души" [9, c.16]. Я полностью согласна с этим определением, а еще мне нравится точка зрения профессора В.В. Макарова. Он считает, что: "…психотерапия - это процесс психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего, достижение гармонии с собой и миром в настоящем." Гармония с собой и миром в настоящем может быть получена в случае полной самореализации, покоя, достижения счастья. Ее можно сформулировать и как высвобождение потенциала человека, самоактуализации и позитивной саморегуляции, достижения аутентичности, подлинной человечности. Такое краткое и вместе с тем широкое понимание психотерапии может обеспечить ее развитие в различных направлениях [18, c.26]. Приведем и более традиционное, детализированное определение. Психотерапия - система психического (психологического) воздействия словом, мимикой, молчанием при помощи техник, изменяющих психические процессы и соматическое состояние, воздействия группы, специально организованной среды, на психику, а через нее и весь организм человека или группу с целью лечения или профилактики заболевания и состояний дезадаптации, развития здоровья или достижения других сформулированных целей. Это эклектичное определение, сконструированное с учетом представлений ряда авторитетных исследователей, в частности, В.Е. Рожнова и Б.Д. Карвасарского, отражает различные аспекты предмета [18, c.27]. Можно выделить шесть моделей терапии: медицинскую, психологическую, педагогическую, философскую, социальную и недифференцированную [Макаров В.В., 1999]. Польский психотерапевт Станислав Ледер описал четыре основные модели психотерапии: ∗ психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психических и соматических функций (медицинская модель психотерапии); ∗ психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля (социологическая модель); ∗ психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель психотерапии); ∗ психотерапия как метод, который приводит в действие процесс научения (психологическая модель). Существование этих моделей, объяснимое воздействием разнообразных социально-культурных, экономических и других факторов, оказывающих влияние на развитие психотерапии в современном мире, заостряет вопрос о социальной релевантности целевых установок в психотерапии, ее нормативном аспекте. Этот аспект отчетливо выступает в работах К.К. Платонова (1974), Е.В. Шороховой (1978), А.М. Изуткина (1982), [10, c. 8]. Я остановлюсь только на психологической модели в психотерапии, которая предназначена для решения проблем, не достигающих уровня патологии, однако влияющих на развитие психологических функций, личностный рост. Выделяются четыре варианта психотерапии по продолжительности: терапия сверхкороткая (сверхбыстрая), короткая (быстрая), длительная (медленная), сверхдлительная (сверхмедленная), [18, c.33]. сверхкороткая терапия длится минуты и часы, направлена на разрешение актуальных, изолированных проблем и конфликтов; глубокими личностными проблемами она не занимается. Ее эффект может отличаться нестойкостью. Примером может служить нейролингвистическое программирование. Короткая терапия длится в течение часов и дней. Личностным содержанием занимается в пределах необходимого минимума для решения актуальной проблемы. Ее эффективность часто более стойкая. Характерно, что она как бы запускает процесс изменения, который продолжается и после завершения терапии. Примером может служить метод кристаллизации проблем. Медленная терапия длится месяцы. Она занимается личностным содержанием проблем. Прорабатывает множество деталей. Ее эффект развивается медленно и носит стойкий характер. Примером является трансактный анализ. Сверхмедленная терапия длится годы. Она занимается сознательным и бессознательным клиента. Много времени посвящает достижению понимания сути переживаний. Обычно большую роль отводит раннему опыту человека. Эффект сверхмедленной терапии развивается постепенно, носит длительный характер. В ряде случаев он зависит от сохранения контакта между терапевтом и клиентом. Примером является классический психоанализ. У каждого подхода существуют свои базовые техники и приемы. Существуют также три главных подхода к профессии психотерапевта: 1) приверженность одной теории, одному подходу; 2) эклектизм - приверженность многим подходам; 3) общетеоретическая ориентация. Приверженность одному подходу дает, с одной стороны, глубокое проникновение в предмет, исчерпывающие знания теории и практики, а с другой стороны - ограничения, связанные как раз с возможностями одного подхода, одного метода. Эклектизм приводит к тому, что специалист знает кое-что выборочное из различных теорий и практик. Он может достигать эффективности, особенно на начальных этапах работы. И все же этот специалист достаточно скоро столкнется с недостатками своей поверхностной подготовки, с отсутствием основных, стержневых, базовых представлений. Общетеоретическая ориентация, или общий континуальный подход, или систематический эклектизм - это такой профессиональный подход, где вначале специалист является последователем одной теории, изучает все, что известно в данной области. А уже затем, приобретая профессиональный фундамент, начинает выходить за пределы данной, базовой для него теории. Такой профессионал может использовать концептуальные представления одних теорий, а технические и практические подходы других. В своем профессиональном развитии он стремится к созданию метатеории психотерапии. Это во многом объясняется тем, как замечает З. Скода (1979), что мечтой каждого честолюбивого психотерапевта является создание нового, необычного приема, внесение своего оригинального вклада в историю психотерапии [10, c.61]. Эффективность психотерапии связана со специфическим воздействием конкретных методов психотерапии. Например, к психотерапевту приходит пациент с остро возникшими страхами и реакциями паники. Терапевт при помощи техник нейролингвистического программирования или гештальт-терапии может снять эти реакции, а затем уже работать с пациентом в одной из личностно-ориентированных концепций. Или же терапевт предложит пациенту классический психоанализ. И тогда через полгода терапии они могут подойти к причинам страхов и реакций паники. Так можно прокомментировать эффективность психотерапии. Исследователи называют от 500 до 700 зарегистрированных в мире методов терапии. В нашей стране их, разумеется, значительно меньше. Так, в программе "Весеннего декадника" в г. Павлодаре в 2000 году было представлено всего 24 метода. Это трансактный анализ, экзистенционально-гумманистическая психотерапия, трансперсональная психотерапия, эриксоновская терапия, нейролингвистическое программирование, гештальт-терапия, рационально-эмотивная терапия, голотропное дыхание, свободное дыхание, телесно-ориентировочная психотерапия, игровая психотерапия, метод кристаллизации проблем, арт-терапия, терапия творческим самовыражением, семейная психотерапия, позиционная психотерапия, ребефинг, танцевальная терапия, экзистенциональная терапия и др. Декадники - это синтез специализации, повышения квалификации, научно-практической конференции, семинара по обмену опытом, тренингов. А для тех, кому это важно - разрешения проблем в терапии. В информационном потоке ведущих школ, ориентированных как на Запад, так и на Восток, каждый участник находит свои интересы. Каждый получает возможность удовлетворить свои самые насущные потребности, увидеть перспективы своего развития. Из всех перечисленных психотерапевтических направлений в своей квалификационной работе я остановлюсь на трансактном анализе как наиболее интересном для меня анализе взаимодействий и новой возможностью коррекции психологических проблем. Разработанный Э. Берном менее полувека назад, трансактный анализ сегодня признан во всем мире и бурно прогрессирует.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.