19 окт. 2012 г.
Home »
» Умение осуществлять самоконтроль в учении.
Умение осуществлять самоконтроль в учении.
Известно, что без текущего и итогового контроля невозможно объективно оценить реальную эффективность учебного труда. Не проверив степени усвоения материала, точности решаемой задачи, грамотности написания сочинения, не выработав привычку всегда проверять свои действия, невозможно гарантировать из правильность.
Между тем, изучение степени развития у учащихся навыка самоконтроля показывает, что именно он формируется, как правило, слабо. Ученики не всегда правильно работают с контрольными вопросами учебника, с ответами в задачниках.
Опыт работы учителей города Москвы и Санкт-Петербурга показывает, что для развития у учащихся навыков самоконтроля полезно использовать специальные приемы. Во-первых, необходимо советовать школьникам при домашней подготовке обязательно проверять степень усвоения учебного материала путем составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей его своими словами.
Следующим важным средством развития самоконтроля является приучение школьников систематически отвечать на контрольные вопросы учебника, а также на дополнительные контрольные вопросы, требующие размышления над текстом. В средних и старших классах предлагают ученикам самим составлять контрольные вопросы к тексту, если они отсутствуют в учебнике. В таком случае одновременно осуществляется самоконтроль над умениями выделять главное, существенное. Особенно ценным приемом самоконтроля является проверка правильности выполнения письменных заданий. Для этого применяются специфические для каждого учебного предмета приемы. Например, в математике, производится приближенная прикидка правильности решения задачи; оценивается жизненная реальность результатов; проводится проверка точности вычислений обратными действиями (умножение делением, сложение вычитанием и так далее).
Примечательной особенностью опыта современных учителей является приобщение школьников к взаимной проверке сочинений, самостоятельных работ. С внедрением в школьную практику кодоскопов значительно расширилась и такая форма работы над ошибками, как сравнение своего решения с образцом, который демонстрируется на экране.
Совокупность описанных выше приемов работы неизменно обеспечивает развитие умения осуществлять самоконтроль в учении.
0 коммент.:
Отправить комментарий