7 июл. 2011 г.
Home »
» Предмет, задачи и методы социальной психологии.
Предмет, задачи и методы социальной психологии.
Место социальной психологии в системе научного знания. Специфика социальной психологии как научной дисциплины СП возникла на стыке психологии и социологии. Предмет социальной психологии. Изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также изучение психологических характеристик этих групп. В 20-е годы ХХ в. в истории отечественной СП получил название первый этап дискуссий о предмете социальной психологии (о содержании науки, что из себя представляет и имеет ли статус самост-ной науки). Челпанов высказывает мысль, что психологию разделить на 2 части: собственно психология: должна быть наукой вне идеологии. Должна заниматься эмпирическими исследованиями, выявлять закономерности психики человека и животных. социальная психология: должна стать психологической наукой, которая базируется на марксистском учении. Дискуссия: Это предложение вызвало ряд возражений. Принимал участие Блонский, который считал, что не должно быть никаких разделений, но подчеркивает необходимость анализа роли социальной среды при характеристики психики человека. Вводит особую категорию социальность – особая деятельность людей, которая связана с другими людьми. Психология – это биологическая наука, считает Блонский, но при этом психология должна обязательно исследовать круг социальных проблем. Но он не задает специфику социальной психологии. Принципиально иная позиция у Корнилова. По его мнению, психология должна быть единой, но при этом необходимо исследовать поведение человека в коллективе (сейчас коллективом называют группу). Он предлагает использовать метод реактологии. Корнилов считает, что любой коллектив - единая реакция всех его членов на какой-то единый раздражитель и поэтому: задача психологии – это изменение скорости этой реакции, силы реакции и изучение динамики этой реакции. Неудачно по Корнилову: коллектив - это сумма, единая реакция. Бехтерев к тому времени создал свое направление рефлексологию. В этих рамках он предлагает выделить коллективную рефлексологию. Коллективная рефлексология должна быть направлена: на изучение поведения коллектива; на изучение поведения личности в коллективе; изучать вопрос о тех условиях, которые способствуют возникновению коллектива. Коллектив – это нечто целое, в котором возникает новое качество, возможное только при взаимодействии людей. Коллектив – это надиндивидуальное общество. Есть групповые коллективные характеристики. Бехтерев почти повторил Корнилова. Итоги обсуждений: 1 этап. СП как самостоятельная наука не выделилась. Причины: Носит сугубо идеологический, политический характер.В середине 60-х г начало 2 этапа дискуссии. Вопрос о том, что СП должна сущ-ть как самост-ная наука, но ставился вопрос: а какие именно явл-я должны изуч-ся СП. Некоторые участники предлагали изучение массовидных явл-ний, больших групп. Др. спец-ты определяли предмет СП как лич-ть в группе. В первую очередь – это взаимодействие в группе, общение и отнош-ние. И наконец 2-е крайности объеденились и предметом СП стали и большие группы и лич-ть в группе. Три точки зрения. 1-я точка зрения: СП является наукой о массовидных явлениях психики. Соответственно задачами СП было предложено: - изучение групп, их психологических параметров. Особое внимание изучать большие группы: - изучение процесса формирования общественного мнения. Эта точка зрения получила распространение среди социологов. Предложено изучать общественную психологию и общественное сознание. 2-я точка зрения: психологический подход. Согласно этому предметом СП должна стать личность. Личность в СП: представители этого направления рассматривали изучение ее в контексте тех групп, в которые она входит. Предметом изучения является личность в группе. Задачи социальной психологии: 1.Изучение положения личности в группе. 2.Необходимо исследовать системы межличностных отношений. 3.Изучение процесса общения в группе. 4.Создание социально-психологической типологии личности. 1-я и 2-я точки зрения полярны. Третье определение стало синтезом 2-х предыдущих. СП должна изучать и массовые психологические процессы и личность в группе. О границах СП с материнскими дисциплинами предложено несколько вариантов выделения границ: 4 варианта 1. СП включена в психологию, является ее частью, отраслью. 2. СП является отраслью социологии. Включение СП в одну из материнских дисциплин называется центродисцилинарный подход. 3. СП размещается на стыке социологии и психологии, но при этом СП изучает те же вопросы и проблемы, которые рассматриваются в материнских дисциплинах: личность, проблематика малой группы. 4. СП находится между материнскими дисциплинами психологией и социологией и при этом у СП есть собственные проблемы, вопросы изучения. 3-ий и 4-ый позволяют изучать интердисциплинарный подход к определению границ СП. Все 4 точки зрения сосуществуют. Итог 2 этапа дискуссий подведен на П Всесоюзном съезде психологов, состоявшемся в 1963 году. 1. На нем обсуждалось представление о предмете СП. 2.Рассматривался вопрос о границах СП с психологией и социологией, о разделении ее от материнских дисциплин. Результатом обсуждения становится то, к концу 60-х, началу 70-х годов у нас в стране создается в 1968 г. кафедра СП, первая на базе Ленинградского университета, в 1972 г. – на базе факультета психологии Московского университета: начало изучения систематизированных исследований и подготовки специалистов соответствующего профиля. Задачи СП Парыгин:1. изучение СП хар-к лич-ти; 2. изучение психол-ких общностей и общения; 3. изучение соц отнош-ний; 4. изучение различных форм духовной деят-ти. Мясищев: изучение: 1.тех изменений, кот происходят в психич-кой жизни людей если они находятся в группе, в рез-те взаимод-вия; 2. психол-ких особ-тей групп; 3. психической стороны процессо, происходящих в обществе. Характеристика методов социальной психологии 2 группы методов: 1. Методы исследования, применяемые в исследованиях на практике, изучения феноменов I – методы сбора данных II – методы обработки данных. I - сбор: Методы наблюдения Используются в СП крайне редко как самостоятельный. Выступает в виде дополнительного. Если самостоятельно, то используется как включенное полевое наблюдение. Тестовый метод (тестирование) Представлен в форме тест-опросника. Направленность тест-опросника структура ценностных ориентаций личности, система установок и тестовые методики, направленные на изучение структуры отношений, представленных в малой группе. Используются социометрические методы и различные модификации этого теста. Экспериментальный метод Является лабораторным методом, в качестве объекта исследований являются малые группы. Наиболее распространение получил в зарубежной СП. Опрос Широко используется в социально-психологических исследованиях. Представлен в разных вариантах: анкетирование (очно и заочно), в индивидуальной и групповой форме: устный опрос или интервью. Применяются индивидуальные и групповые; сфокусированные и не сфокусированные (имеется в виду одной темы или разные); стандартизированные и не стандартизированные. Анализ продуктов деятельности Чаще представлен в форме анализа документов - любой носитель информации (видеозапись, аудиозапись, печатная продукция), при изучении рекламы, в политической психологии. II. Обработка данных: Представлены качественными процедурами анализа. Анализ отдельных эпизодов, отдельных случаев. Используется редко, хотя позволяет получить интересную информацию. Процедуры количественного анализа: статистическая обработка собранных данных. Используются количественно и статистически. Методика контент-анализа, которая характеризует качественно-количественный метод обработки. Сначала выделяется качественная категория, которая изучает область психической реальности, затем количественная, подсчет появления этих категорий, и делаются выводы. Позволяет сделать неявное, скрытое содержание. 2. Методы воздействия, которые применяются в практической СПдля оказания психол-кой помощи. Цель – это изменения использования поведения, мнений, отношений, установок, которые есть у человека. Метод консультативной беседы – индивидуальная форма работы психолога с клиентом. Активная форма работы с группой – социально-психологический тренинг. Он ориентирован на изменение межличностных отношений, коммуникативных навыков. Социально-психологический тренинг предполагает вариант дискуссии. Эти методы можно использовать с целью сбора данных. Место СП: связь с социологией, психологией, историей, философией, юристпруденцией – практически со всеми дисциплинами гуманитарного блока.
0 коммент.:
Отправить комментарий