7 июл. 2011 г.
Home »
» Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.
Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.
Исследование перцептивной стороны входит в изучение более широкого круга, который носит название социальная перцепция. Социальная перцепция – восприятие и понимание социальных объектов. Социальные объекты – люди, группы и явления социальной жизни. Исследования в этой области являются процессом межличностного восприятия. Именно межличностное восприятие является наиболее изученным. Результатом межличностного восприятия становится образ другого человека, на основе которого прогнозируется собственное поведение и поведение партнера. Одном из традиционных является исследование закономерностей формирования первого впечатления о другом человеке. Именно при изучении этой закономерности в СП были открыты эффекты межличностного восприятия: 1. Эффект ореола (галло эффект) – склонен преувеличивать однородность личности партнера и впечатления о каком-то одном качестве человека, переносится на личность в целом. 2. Эффект первичности и новизны. Эффект первичности возникает в отношении незнакомых людей, если человек незнаком, то наиболее значимой становится первая информация, полученная об этом человеке. Эффект новизны возникает в отношении знакомых людей, при восприятии знакомых людей наиболее значимой становится новая ранее не известная информация об этом человеке. 3. Эффект проекции, воспринимающий склонен приписывать другому человеку собственные негативные качества. 4. При формировании первого впечатления явление стереотипизации. При восприятии другого человека мы ориентируемся на социальные стереотипы. Социальные стереотипы – устойчивые представления о каких-либо явлениях или людях, свойственны представителям той или иной группы. Социальные стереотипы создаются группой, члены которой усваивают и принимают. Индивидуальные различия определены личным опытом контактов с представителями той группы, к которой относятся стереотипы. Если такой опыт контакта есть, то он становится более дифференцирован. Если опыта нет – то в зависимости от характера отношений с данной группой – полярный. Содержание стереотипов меняется, по содержанию можно судить об отношениях между группами. Механизмы взаимопонимания: 1. Идентификация – предполагает уподобление себя другому человеку (попытку поставить себя на место другого человека). 2. Механизм эмпатии – эмоциональное сопереживание другому человеку, на уровне чувств. 3. Рефлексия – осознание человеком того, как его воспринимает партнер по общению. Каузальная атрибуция (буквально приписывание причин) о причинах поведения других людей. 3 вида атрибуции или 3 основных вида причин, приписываемых окружающим.(Келли) 1. Личностная (субъективная атрибуция)Причина наблюдаемого поведения, приписывание субъекту, который это поведение осуществляет. 2. Объектная атрибуция – это ситуация, когда причина приписывания объекту над которым совершается действия. 3. Обстоятельственная атрибуция – причина приписывания обстоятельств, сопровождаемая действием. Ошибки атрибуции при интерпретации поведения другого человека: 1. Фундаментальная ошибка атрибуции. Наблюдатель склонен переоценивать личностный фактор и недооценивать обстоятельственный. Участник событий к такой ошибке не склонен. 2. Неравные возможности: если наблюдатель видит поведение человека в процессе выполнения им определенной роли, чаще профессиональной, то он склонен приписывать этому человеку качества, требуемые ролью как его собственное (воспитатель детского сада – его роль доброжелательность отзывчивость - это профессиональные, но может не соответствовать действительности).3. Ложные корреляции, мы произвольно соединяем какую-то характеристику внешности человека и психологическую характеристику, воспринимая особенности внешние, автоматически приписывая психическую характеристику.
0 коммент.:
Отправить комментарий