Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна: они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения (описание телесных, физиологических проявлений страстей). Источник страстей – воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная особенность.
Первичные и вторичные страсти.
Первичные: появляются в душе при соединении с телом: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их назначение – сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Все прочие страсти являются видами первичных и образуются при жизни.
Значение страстей: обеспечение единства души и тела (приучают душу желать признаного природой полезным). Недостатки: но страсти не всегда правильно отражают пользу для тела, увеличивают значительность добра и зла, связанные с этими вещами, отсюда неадекватное рвение.
Задача воспитания страстей: разум (адекватная оценка предметов) и воля (возможность отделить мысль о предмете от движения животных духов, возникших от этого предмета и связать их с другой мыслью о нем). Воля может не подчиниться страсти и не допустить движений, к которым страсть располагает тело.
Спиноза. Панпсихизм. Душу имеет каждое явление. Два начала физическое и психическое сосуществуют (две грани одного и того же). В душе два вида образований: а) идеи – образы вещей (познавательные образы) – то что отражает внешнюю действительность; б) аффекты – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствует ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идею этих состояний.
Порядок активных и пассивных состояний нашего тела по своей природе совместен с порядком активных и пассивных состояний души.
Три первичных аффекта:
• удовольствие (радость) – состояние через которое душа приходит к большему совершенству;
• неудовольствие (печаль) – состояние, через которое душа переходит к меньшему совершенству;
• желание – выражает нашу мотивацию, влечение с сознанием его.
Из удовольствия следует желание сохранить это состояние. Из неудовольствия – избавиться.
Аффекты относятся и к душе и к телу: удовольствие – приятность и веселость, неудовольствие – боль и меланхолия.
Попытки описать конкретные аффекты.
Любовь – удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины (ненависть – аналогично).
Вокруг любви и ненависти разворачивается много других событий. Один из механизмов дальнейшего развития любви и ненависти – механизм сопереживания (другу приятно и мне приятно – вторичное переключение на того, кто доставляет удовольствие предмету нашей ненависти). Любовь и ненависть порождает желание (кто кого любит, тот стремится сделать ему добро). Если любовь не разделяется – порождается неудовольствие – ищутся его причины – если в другом, то ненависть.
Эмоции возникают на основе ассоциаций – почтальон принес хорошее известие, более симпатичен, чем горькую весть.
Так шаг за шагом раскрывает возникновение эмоций.
Если причина удовольствия – Я – гордость. Стыд – антипатия к себе. Т.е. два механизма: причинная и ассоциативная.
Человек бессилен в укрощении или ограничении аффектов – рабство. Аффект может быть уничтожен только противоположным и более сильным аффектом. Аффект, причина которого, перед нами в наличности, сильнее, чем если бы причина была воображаемой.
Этот способ познания эмоций – описательный. Но попытка выделить динамику развития эмоций.
Вундт. Выделял элементы.
0 коммент.:
Отправить комментарий