7 июл. 2011 г.
Home »
» Психология семейных отношений.
Психология семейных отношений.
Предметом психологии семейных отношений является и изучение семьи, супружеских и родительско-детских отношений, функции семьи и этапов ее развития. Задачи: 1.Разработка критериев оценки удовлетворенности браком и раскрытие механизмов, а также факторов, влияющих на степень удовлетворенности браком. 2.Выявление динамики видов семей и характеристика их функций. 3.Изучение стиля воспитания и типов семейных взаимоотношений.4.Изучение изменений функциональности семьи в изменяющихся социокультурных условиях. 5. Выявление стадий (этапов) развития семьи, а также исследования кризисов семьи. 6. Разработка специализированных занятий, тренингов, ролевых игр, в плане оптимизации супружеских и детско-родительских отношений. Методы: Используются специализированные опросники (тест по удовлетворенности браком Стоика, методика Эйдемиллера). Используются также психодиагностические методики, связанные со сферой личности, проективные методики. Основные направления в изучении семьи, семейных проблем: Эволюционное (Основная идея этого подхода заключается в том, что форма брака изменчива и семья эволюционирует (изменяется) в своем развитии) Выделены следующие положения: На первоначальной ступени половых отношений существовали как временные моногамные отношения, но в основном доминирует свобода брачных сношений. Почти у вех нардов в счет родства по матери предшествует в счет родства по отцу. Эволюция брака заключалась в постепенном ограничении половой жизни. Эволюция брака состоит в постепенном переходе к моногаме; Функциональное (согласно ему семейные отношения выступают как производные от образа жизни семьи и семейного уклада. Семья представляет собой систему социокультурных ролей, связанных браком – родоначальник Дюркгейм) ; Этологическое (началось с работ Дарвина, суть подхода заключается в том, что для человеческой природы изначально присущ материнский инстинкт, инстинктивная потребность детей иметь родителей. Согласно этому подходу в истории человечества имелось 4 системы брачных отношений: Групповой брак; Полигиния (1 мужчина, несколько женщин); Полиандрия (1 женщина, несколько мужчин); Моногамия); Эмпирическое (семья в нем рассматривалась как малая группа, обладающая своей динамикой: у нее есть история возникновения, развитие и история распада. Считалось, что семейные отношения строятся на эмоциональной близости челнов семей, их потребностей, увлечений. Основателем является француз Ле Пле, который считал, что существенное – спонтанная устойчивость семьи при смене поколений, благодаря склонности к сплоченности, солидарности. В этом подходе подчеркивается, что семейные отношения во многом определяются давлением индустриализации и урбанизации и это приводит к разрозненному существованию родителей и детей и ослабление отцовского авторитета); Научное (заключается в том, что семья рассматривается как единство взаимодействия личностей. Представители этого подхода являются Джеймс, Фрейд, Пиаже, Т.Знанецкий. Основными вопросами, которые изучались: - согласование семейных ценностей; - структурная организация семьи; - изучение факторов, нарушающих семейное функционирование). Общая характеристика семьи и брака. Семья – это малая социальная группа, это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и другими родственниками, живущими вместе и ведущим и общее хозяйство. Столин определяет семью, как: ● динамическую систему, открытую систему, подверженную внешнему воздействию; ● семья выступает как член малой группы, объединенных общими семейными ценностями и моральной ответственностью. Харчев считал, что: Семья – это исторически конкретно сложившиеся отношения между супругами, между родственниками и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Считается, что семья обладает 4 основными характеристиками: 1. Семья – это ячейка (малая социальная группа) общества. 2. Семья – это важнейшая форма организации личного быта. 3. Семья – это супружеский союз. 4. Семья – это многосторонние отношения супругов с родственниками, живущими вместе и ведущие общее хозяйство. Брак рассматривают как исторически меняющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, с помощью которых общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, а также установление их супружеские и родительские права и обязанности. В различных обществах существует определенный возраст для вступления в брак, процедура оформления брака и расторжения брака (заключение брачного контракта). Брак часто рассматривают как систему отношений между мужчиной и женщиной, которые по характеру имеют явно выраженный эмоциональный компонент и их возникновение и развитие, стабилизация и распад во многом зависят от эмоциональной устойчивости супругов, их мотивации, их системы ценностей. По Юнгу: Брак – как психологические отношения имеют свои особенности: Цель и содержание брака выступают как осознание бессознательных мотивов и влияний. Счастливый брак создается только через превращение бессознательных мотивов в осознаваемые. Возможность установления психологических отношений происходит только во 2-ой половине жизни. Конфликтная атмосфера является непременным условием осознания. Эмпирически было выявлено, что особое значение в развитии семейных отношений имеют жизненные стратегии партнеров: Внутренний, внешний контроль или локус-контроль. Эгоизм, альтруизм (социоцентризм). Ориентация на общественные нормы или ориентация на себя. Принятие противоречий или их непринятие. Чувство собственного достоинства или неверия в себя. Формы брачно-семейных отношений: Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы, т.е. оба супруга четко представляют, что они хотят от брака и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта, т.е. партнеры стремятся извлечь из брака одностороннюю выгоду. Брачно-семейные отношения по принуждению, когда один партнер прессингует другого. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. Брачно-семейные отношения на основе любви (присутствует принцип добровольности, сознательности). Этапы развития семьи: Существуют разные подходы к пониманию жизненного цикла семьи и построение периодизации такого цикла. В современной отечественной психологии существует периодизация Васильевой, которая выделила 5 стадий жизненного цикла семьи: 1. Зарождение семьи до рождения ребенка. 2. Рождение и воспитание детей. 3. Окончание выполнения семьей воспитательных функций. 4. Дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи. 5. Супруги живут отдельно или с детьми, имеющими собственные семьи. Периодизация развития жизненного цикла Хилла: Стадия монады (возникновение симпатии, период ухаживания). Стадия вступления в брак. Рождение ребенка. Проживание с ребенком до подросткового возраста. Стадия «вылета детей из гнезда». Стадия смерти одного из супругов. Развитие семейных отношений и выделение этапов развития семьи происходит также на основе выделения кризисов семьи. Эмпирически установлено, что в определенные периоды изменения цикла жизни семьи появляется тенденция кризисов и конфликтов. Ттипология семейных кризисов, предложенной Вирджинией Сатир, выделены следующие этапы развития семейных отношений и сопровождающие их кризисы: 1.Зачатие, беременность и рождение ребенка. 2.Начало освоение ребенком человеческой речи. 3.Ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. 4. Ребенок вступает в подростковый возраст. 5.Ребенок становится взрослым и покидает дом. Это родителями оценивается как потеря. 6. Молодые люди женятся и в семью входят новые родственники. 7. Наступление климакса в жизни женщины и потеря репродуктивного возраста. 8.Уменьшение сексуальной активности у мужчин. 9.Родители становятся бабушками и дедушками. 10.Умирает один из супругов. Классификация цикла жизни семьи строится по соответствующим им задачам (на каждом этапе решается своя задача). 1. Добрачные общения: достигается частичная материальная независимость от генетической семьи, приобретается опыт общения с другим полом, выбирается браный партнер, приобретается опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним. Заканчивается браком и принятием супружеских ролей. 2. Этап медового месяца: принятие изменений в интенсивности чувств партнеров, установление психологически-пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении бытовых вопросов семьи, первичное соглашение семейных ролей. 3. Этап молодой семьи: решается вопрос либо о возвращении семьи в профессиональную деятельность, либо вопроса продолжения рода, рождения ребенка. На современном этапе очень значимым вопросом является проблема карьерного роста жены. В конце этого этапа происходит решение задач, связанных с отцовством и материнством, в частности разделении социальных ролей, материально-обеспеченных условий новой семьи, приспособлении к большим физическим, психологическим нагрузкам, недостаточной возможности побыть в одиночестве. 4. Этап зрелости: успешное выполнение своих функций. Задачи: создание новой структуры отношений, т.к. на предыдущем этапе она пополнилась новым членом, а на данном этапе происходит формирование личности, соответственно меняется роль родителей. Кроме удовлетворения безопасности, опеки ребенка родители должны обладать способностью воспитывать и организовывать социальные связи ребенка. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. 5. Этап семьи и детей старшего возраста: возобновляются супружеские отношения и новое содержание в воспитательной функции – появляются внуки. Функции семьи. Семья является не только социальной группой, но и общественным институтом. Семья помимо воспитательной выполняет ряд функций: 1. Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда. 2. Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. 3.Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. 4. Экономическую функцию – в доиндустриальную эпоху семья была первичной производственной группой, в настоящее время в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление. 5. Функцию передачи социального статуса – семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи – детям. 6. Функцию поддержания благосостояния членов семьи. Характеристика детско-родительских отношений и воспитания. Главным в анализе детско-родительских отношений является понятие «роль». Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям, определяет стиль воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается совокупность средств, стереотипов, требований, воздействия на ребенка со стороны родителей. Болдуин выделил 2 доминирующих стиля родительского воспитания: - демократический (высокая степень вербального общения между родителями и детьми, возможность обсуждения семейных проблем, стремление к снижению собственной субъективности ребенка, умение прийти на помощь при необходимости); - контролирующий (предполагает существенного ограничение поведения ребенка, при этом достаточную степень понимания ребенком смысла ограничений). Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но если они предъявляются ребенку постепенно и последовательно, то они признаются ребенком как справедливые и обоснованные. Типология Гарбузова: 3 типа неправильного воспитания: 1. Воспитание по типу А, т.е. по типу эмоционального отвержения, неприятия ребенка. Характерно: непринятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем и навязыванием ему единственно правильного типа поведения, либо этот тип воспитания может проявляться в полном попустительстве и явном недостатке контроля. 2. Воспитание по типу В, т.е. гиперсоциализация: выражается в тревожно-мнительной позиции родителей по поводу состояния здоровья ребенка, его социального статуса среди сверстников, ожидание успехов в обучении и будущей профессиональной деятельности. 3.Воспитание по типу С – эгоцентрическое или воспитание по типу «кумир в семье». Ребенок в центре семейных взаимоотношений, все внимание ему часто в ущерб другим членам семьи. Классификация Эдеймиллера и Личко выделяют стиль семейного воспитания, точнее аномалий стилей воспитания: 1.Гипопротекция: недостаточно опеки и контроля, ребенок как правило без надзора, к нему проявляется мало внимания, нет интереса к его делам, часто присутствует физическая заброшенность и неухоженность. Может быть скрытая гипопроекция, когда забота и контроль носит формальный характер. 2. Доминирующая гиперпротекция проявляется в повышенном обостренном внимании и заботе в излишней опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретов, ограничений. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. 3. Потворствуящая гиперпротекция, воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами. 4. Эмоциональное отвержение: ребенком тяготятся, его потребности игнорируются, нередко жестоко обращаются (ребенок - обуза). 5. Жестокие взаимоотношения: может проявляться открыто и к ребенку применяется насилие, срывается зло, либо скрытое, тогда – эмоциональная холодность. 6. Повышенная моральная ответственность: от ребенка требуют честность и порядочность, чувство долга, не соответствующее его возрасту, завышенный уровень притязаний у родителей к ребенку. Типология Варги родительских отношений: Принимается авторитарное отношение, симбиоз, маленький неудачник. Делалась попытка описать стиль воспитания в семье, т.е. роли, которые выполняет ребенок. Захарова: 4 роли: «Козел отпущений»: супружеские отношения проецируются на ребенка. «Любимчик»: когда родители пламенных чувств друг к другу не испытывают. «Примиритель»: ребенок выполняет миротворческую функцию. «Бэби»: ребенок пожизненно приписана роль быть ребенком.
0 коммент.:
Отправить комментарий