Зрелость-наиболее продолжительный период онтогенеза, характер тенденцией к достижению наивысшего раз-я духовных, интеллек, физических способностей личности. Эта осн хар-ка зр возраста опредилила интерес к нему представителей различных обл знаний, что обусловило рав-тие акмеологии-науки о периоде макс расцвета, личностного роста, высшего момента проявления духовных сил. Как отмечает Д.И.Фельдштейн, жизнь взрослого чел-это движение, изменение, развитие. Наши акмеологи: Бодалев, Брушлинский, АнаньевБ.Г. Рассматривая зр возраст как период противостояния инволюционным процессам Ананьев показал, что на этот возраст приходятся моменты повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отд познавательных способностей (собственно стационарные сос-я встречаются только в 14,2% от общего числа). Ананьев говорит о гетерохронности взросления: наступление зрелостичел как индивида (физич зрелость), личности (гражданская зр), субъекта познания (умст зр) и труда (трудоспособность) во времени не совпадают, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях. А.А.Бодалев говорит о том, что понятия взрослость и зрелость не тождественны. Можно достичь взрослого возраста и не обладать зрелой личностью.(хронологические рамки условны) Биррен –ранняя зрелость 17-25; зрелость 25-50; поздняя зр 50-75. Бромлей – ранняя взрослость 21-25; средняя вз-ть 25-40; поздняя вз-ть 40-45; предпенсионный возраст. Эриксон – ранняя вз 20-45; средняя 40-60; поздняя свыше 60. Граница зр и старости-выход на пенсию(фактический), отчуждение от общ-ва, десоциализация. ССР: активное включение чел-ка в сферу общ-го произ-ва, созданием семьи, проявл-ем лич-ной индив-ти в воспитании детей, творчестве. ВТД: максимальная реал-ция сущностных сил чел-ка в ходе активного вкл в трудовую деят-ть, шире – в производительную жизнь общ-ва Под реализ сущн сил следует понимать физич, нравст, профессиональные и мн др вясшие достижения в раз- и взрослого чел-ка.(Гуманисты: Олпорт, Маслоу, Роджерс). Путь раз-я личности-это социализация (соц-я вз чел-ка-субъектна по сути, она направлена вовнутрь на самопознание. Чел-к сам выбирает где быть, с кем быть и несет за это ответственность. Кризисы 1- середины жизни 40 лет (Левинсон, Юнг) 40 лет — время важных итогов и вопросов к себе. Экзистенциальный характер (смысло-жизненный характер).Психол-е факторы: 1. переживание убывания физ сил, ухудшение здоровья, потеря внешней привлекательности, снижение активности; 2. осознание расхождения между мечтами, жизн планами и их осущ-ем, неудовл-ть достигнутым положением; 3. прошлое становится более продолжительным, а будущее получает границу ( изменение временной перспективы); 4. переоценка ценностей, поиск новых ориентиров, духовных опор, смысла жизни.2-кризис отделяет зрелость от старости (наступает за некоторое время до выхода на пенсию): факторы: а-первое дыхание старости (силы убывают, творчество оскудевает);б-переживаешь несоответствие планов юности реальным достижениям; в-переоценка ценностей; г-временная перспектива. Новообразования: по Эриксону – генеративность(творч-кий потенциал, забота старшего поколения о младшем, ответ-ть за сохранение и совершенствование культуры), кот стала итогом завершения кризиса середины жизни. Старческий возраст – заключительный период чел жизни, условное начало кот связано с отходом чел-ка от непосред участия в производительной жизни об-ва. Хронол границы, отдел старость от зр возраста условны из-за огромных индивид различий в появлении признаков старения ото помимо ослабления здоровья, упадка физ сил, старость харак собственно психол изменениями: интеллект и эмоц уход во внутренней мир, в переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.
ССР – связана с уходом на пенсию контакты с коллегами по работе, стремление подготовить себе замену. На первое место в структуре потребностей пожилых выходит: потр в избеганиистраданий; потр в автономии и независимости; потр в проецировании на других своих психич проявлений. Др особенность потреб-ой сферы пож людей проял-ся в появлении «сдвоенных» потребностей (н-р потр в избеганиистраданий выступает как двойная, сединяя в себе беспокойство, кот тоже становится потребностью.) Причиной появления «двойной» потр явл чрезмерное усиление потр в избегании страдания. Ее непомерное разрастаниеприводит к возникновению своеобразного механизма ее реализации в виде потр в беспокойстве. Ослабление поведенческого контроля определяет нарастание эгоцентричности в старости, убеждения стариков в неоспоримой справедливости их позиций и как следствие амбициозности, обидчивости, и нетерпимоси к возражениям, регидности, догматизма, мнительности. Недооценка пожилыми людьми значимости сознательной регуляции своего пов-я в отн-ии с окрж-ми ведет к снижению эмоцион контроля и произвольности полв-я и как следствие к постепенной утрате этих навыков, а также к «заострению личностных черт»: переростанию осторожности в подозрительность, бережливость в скупость, а также появ-ю консерватизма стариков-их безучастного отн-я к настоящему и будущему. Молчанова выявила, что к позднему возрасту наряду с общим снижением самооценки нарастают факторы компенсации, способст длительному поддержанию Я-концепции: а) наличие у испыт позднего воз-та высоких поз-ций реальной самооценки пол ряду параметров; б) фиксация на позитивных четтах своего хар-ра, в) снижение идеальных сасооц-к и сближение их с реальной самооценкой; г) относительно высокий уровень самоотношения; д) признание своей позиции удовл-ой (даже если она крайне низкая); е) ориентация на жизнь детей и внуков. Вместе с жизненной мудростью центр психол новообраз-ем старости явл способность жить более глубокими слоями души, но это лишь возможность, кот чел-к сможет или не сможет реализовать. Типологии: Гизе: 1) старик-негативист, отриц у себя какие-либо признаки старости; 2) ст-экстравертированный, призн-щий наступление ст через внешние влияние и путем наблюдения за изм-ми (выросла молодежь, смерть близких, новшества в обл техники, соц жизни); 3) интравертированный тип, хар-но острое переживание старости. Чел-к не проявляет интереса к новому, погружен в воспомин о прошлом, малоподвижен. И.Б. Кон: благопол типы: 1-активная, творческая старость (воспит молодежи); 2-пенсионеры занимаются делами, на кот раньше не было времени: самообраз-ем, отдыхом; 3-преим-но женщины-приложение сил в семье, однако удовлетвжизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух, 4-смысл жизни-забота о собст здоровье. Отриц типы: а) агрессивные старые ворчуны, критик-щие все, сплошные претензии; б) одинокие неудачники, разочар в жизни. Бромлей: 1- конструктивное отн-е к старости, при кот пожилые люди внутренне уравновешены, имеют хор насроение.Самооценка этой гр пож людей довольна высока.; 2-отношение зависимости-от партнера или от реб-ка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий от професс деят-ти. Семейная среда обеспечивает ему ощущение без-сти, помогает поддерживать вн гармонию, не испытывать ни враждебности, ни страха. 3-Оборонительное отношение-неохотное принятие помощи от др людей, с большой неохотой оставляют свою проф деят-сть. 4-Отн-е враждебности к окружающим-агрессивны, взрывчаты, стремятся переложить на др вину и ответст-ть за собст неудачи, у таких людей сильный страх смерти; 5-Отн-е враждебности к самому себе- пассивны, безропотно принимают то, что посылает им судьба, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий. Психологические основы соц работы с пожилыми людьми: Соц работа явл специф-м видом професс-ой соц деят-сти, кот направлена непосредственно на чел-ка, т е непосред-но в процессе деят-ти происходит взаимодействие его участников и контакт осущ по типу «личность-личность». Соц работа призвана оказывать помощь индивидам и группам, оказавшимся в трудной жизненной сит-ции, в реш-нии их проблем с целью восстановления их нормального соц функционирования в качестве соц активных и ответст-ых личностей. Под «трудной жизненной сит-ей» понимаются любые обстоятельства, объективно нарущающие нормальную жизнидеятельность лич-ти: старость, инвалидность, болезнь, техногенные и эколог катастрофы. Наличие тр-ой жизн-ой сит-ции может быть детерминировано как внешними по отн-ю к индивиду объективными обстоятельствами, повлиять на кот он не в силах, так и обст-ми влияние на которые отдельный индивид в состоянии оказать, при этом возможности людей не равны в силу различных обстоятельств: физич, психич-го, эконом-го статуса. Специфика соц работы с пож людьми состоит в том, что именно для этой категории клиентов обыденные проблемы становятся в опред условиях препятствиями, преодолеть кот самостоятельно они частично или полностью не в состоянии: недостаток средсв к существованию, невозможность обеспечить должный уровень самообслуживания. Так н-р старый чел-к на опред этапе своей жизнид-ти не может организовать свой быт (приобрести самост продукты и лекарства, оплатить коммун услуги, убрать свою квартиру) не потому, что этот вид деят-ти слишком сложен или трудоемок, а потому, что их собственных возм-тей в силу возрастной немощности уже недостаточно для реш-я повседн-ых бытовых проблем. Это обстоятельство-индивид осознает или по крайней мере смутно ощущает. Вследствие все его психол состояние, и так довольно негативное, усугубляется вследствииосознания собственного бессилия в рядовых случаях. Именно это обст-во в основном характеризует специфику взаимод-я специалиста и пож клиента в соц работе и явл отличием этого напр-я соц работы от других. Индивид в силу необходимости обращается к специалисту в обл соц защиты населения за помощью в реш-нии вопросов, кот он сам без посторонней помощи эффективно решал в др обст-вах и в др период времени. Тот факт, что сейчас он оказался не в состоянии самост-но справиться с обыденными проблемами порождает в нем чув-во собственной неполноценности, ущемления достоинства и может привести к утрате самоуважения, снижению самооценки. Так н-р в рез-те опроса соц работников, работающих в системе надомного соц обслуживания, было выявлено, что в значительном кол-ве случаев имеет место заискивание клиента перед специалистом. Отмечается специалистами и наличие у некоторых клиентов необоснованной агрессии по от-нию к соц работнику, стремление его унизить, что можно расценивать не только как отсутсвие навыкрв общ-я у клиентов и опред культурного уровня, но и как стремление «уравновесить» отн-я, избавиться от чув-ва зависимости, сделав соц работника зависимым от своего настроения. Таким образом, соц раб-к должен сделать вывод, что далеко не всегда можно в своих исходных посылах в начале взаимод-я с клиентом рассчитывать на то, что тот озабочен лишь своими проблемами и готов включиться в диалог для их скорейшего разрешения, что настрой клиента на сотрудничество позитивен и сам соц работник вызывает у клиента исключительно полож эмоции. В реальной сти-ции соц раб-ку необходимо учитывать возможное наличие у клиента отриц отн-я из-за осознания им собственной ущербности, неполноценности, а вследствии этого униженности личности в связи с ограниченными физич-ми, матер-ми или соц-ми возможностями. В целом стт-ции взаимодействия соц раб-ов и пож людей складываются самые разные и порой очень непростые. Издесь решающую роль в обеспечении ее как + играет соц раб-к. Последний должен уметь проникать во внутренний мир клиента, воздействовать на него, понимая особенности возраста людей, с крторыми он контактирует. Следовательно соц раб-к должен обладать особыми по сравнению со специалистами др сфер дея-ти професс-ми знаниями и навыками, среди кот важное место занимает психология. (Безусловно это справедливо не ко всем, ряд индивидов считает вполне нормальным и приемлемым для себя играть роль соц иждивенца и охотно делает это без особой необходимости, если только предоставляется такая возможность, не давая при этом себе и свом дейст-ям негативной оценки.) Медведева Мир психологии №2 1999.
7 июл. 2011 г.
Home »
» Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов. Психологические основы соц работы с пожилыми людьми.
0 коммент.:
Отправить комментарий