7 июл. 2011 г.

Методы исследования в психологии.

Метод – способ познания. Сущ-ет несколько классиф-ций психол-х методов: Рубинштейн: осн. методы – наблюд, экспер-т, опрос, тестирование. Лурия добавил патопсихолг метод. Наиболее известная класс-ция Ананьева: организационные, эмпирич-кие (сбор инфор-ции или метод психол диагностики), психол-кой коррекции. Организ-ные – метод сравнительный (использ-ся во всех обл-тях психологии)и комплексный метод (можно как междисциплинарное иссл-ние). метод поперечных срезов, кот он противопоставляя лонгитюдный метод, комплексный (можно в рамках одной науки, а можно как междисциплинарный). Выделил субъективный ( предполагал, что объектом выступает сам психолог или обращениепсихолога к самонаблюд-ю др людей - интроспекция) и объект-й метод ( основной в исследованиях, предполает обращение к тем аспектам, кот возможно зафиксировать сред-ми стороннего наблюдения – наблюдение и эксперимент). Наблюдение - это метод целенаправленной фиксации в специально-разработанном протоколе изучаемого явления с последующим ему анализом (научный способ собирания информации). Один из основных методов. Виды наблюдения:Внешнее наблюдение - это способ фиксации изучаемого явления или процесса при котором наблюдатель находится на расстоянии от данного явления и фиксация проводится со стороны; Самонаблюдение - это целенаправленная фиксация собственных мыслей, чувств, переживаний, мотивов поведения с последующим анализом; Включенное наблюдение - это фиксация изучаемого параметра, при котором наблюдатель находится либо внутри изучаемой группы, либо он осуществляет профессиональную деятельность, в ходе которой ведется наблюдение. Часто в наблюдении используется "окно Гезелла" (наблюдение проводится через специальное отверстие, при котором наблюдатель скрыт от наблюдаемой группы). Эксперимент - это метод изучения в специально создаваемых экспериментатором условиях интересующего явления или параметра и данное условие провоцирует появление интересующего его явления. Если при наблюдении психолог занимает пассивную позицию, т.е. он ожидает спонтанного появления интересующего его явления, то в эксперименте психолог занимает активную позицию, т.е. он сам целенаправленно создает такие условия, которые вызывают изучаемое явление. В отличие от наблюдения, в котором получаемые результаты носят достаточно субъективный характер, то в эксперименте существует возможность получения более объективных данных, так как можно использовать статистическую обработку полученных результатов, а так же можно использовать (при необходимости) приборы. В эксперименте может принимать участие большое число испытуемых, а наблюдение, как правило, проводится за одним лицом или небольшой группой. Виды экспериментов: Лабораторный; Естественный эксперимент. Предложен Лазурским, который соединил наблюдение и эксперимент в один метод. Особенностью естественного эксперимента является то, что экспериментатором так же создаются необходимые условия, но испытуемыми они воспринимаются как естественные, т.е. эксперимент проводится в привычных для них условиях; Формирующий(обучающий и воспитывающий) – обучение впереди развития, Выготский (ЗБР), Лентьев, Гальперин. Тогда псих-г ставящий эксп-т не может игнорировать сам процесс обучения, опред-щий развитие. Формир-щий эксп-т предполагает выявление закон-тей раз-я психики реб-ка в процессе активного целенаправленного воздействия экспер-ра на испытуемого, т е формир-ние его психики. Констатирующий – к развитию психики можно подходить как к явл-юотносит-но не зависимому от обучении и воспитания(обучение должно подстраиваться к развитию, следовать за ним и тогда задачей психолога: констация связей, складывающихся в процессе раз-тия Пиаже. Метод опроса. В психологии используется метод опроса который может быть письменным и устным. Пример: анкетирование - письменный метод, беседа и интервью - устный метод. Проективные методики. В психологических исследованиях используется комплекс психодиагностических методик, в частности личностные опросники, тесты, проективные методики и т.д. Проективные методики - их целью является выявление латентных (скрытых) внутренних намерений, отношений к чему-либо, предполагают создание достаточно не опред-ной ситуации, оставляющей свободу действий – в рамках инструкции, но кот опред-ет общие направления или начальный момент поведения. Они бывают: Вербальные (словесные) - тематический апперцептивный тест (ТАТ) – 30 картинок и одна пустая, надо составить рассказ. Итог: представление об особ-тях потребностей сферы, внутр и внеш конфликтах, способах защиты. тест Рошаха (тест чернильных пятен); Графические проективные тесты или рисуночные (дом, дерево, человек; несуществующие животные; автопортрет.). Психодрамма как метод психотерапии, но выступает как психодиагностика (Морено). Тест - это краткое испытание. Тесты (Ананьев): стандартизированные- ориентированный на оценку (тест интеллекта) и проективные- выявляют качественные особ-ти лич-ти, не оцениваемые по к-л критерию (ответы не могут быть правильными или не правильными, а показатели – высокими/низкими). Выделяют тесты на интеллект - аппелируют к жизненному опыту вообще, тесты способностей (креативности), тесты достижений – измеряют сформир-ть способ-тей, умений, навыков, знаний - в связи с конкретными программами подготовки, т е они ориент-ны на оценку достижений индивида в следствие спец обучения. Биографический метод – социометрия. Существует так же метод анализа продуктов деятельности: Биографический метод, социометрия (цель социометрии - изучение характера межличностных отношений в группе, уровня групповой сплоченности, социометрических статусов каждого члена группы). Метод социометрии предложил Джордж Морено.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.