7 июл. 2011 г.
Home »
» Понятие коммуникативной компетентности и СПТ.
Понятие коммуникативной компетентности и СПТ.
Понятие компетентность в общем смысле рассматривают как знания и опыт в той или иной области Емельянов: К.К. – основанная на знаниях и чувственном опыте, ориентированность человека в ситуациях общения, способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Оно формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность. Компетенция (лат.) – соответствие, соразмерность. К.К. – усвоение этико- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение техникой общения. Андреева Г.М. (социальная психология). Коммуникативная компетентность – это совок-ть навыков и умений, необходимых для эффективного общения. (Петровская). Коммуникативная компетентность имеет 4 компонента (по Петровской): Коммуникативно-диагностический – умение проводить анализ и оценку коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; Коммуникативно-планирующий – подбор адекватных средств взаимодействия; Коммуникативно-исполнительский – осуществление коммуникации; Коммуникативно-рефлексивный (самоотчет в действиях). 10 ОСНОВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (К): I. Включает 5 К., относящихся к человеку как к личности, субъекту деятельности и общения:К. здоровье – сбережение, человек должен обладать знаниями в области сохранения своего здоровья. Должны быть соответствующие привычки и нормы поведения для гармонизации здоровья. Знание опасности: курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа, правила личной гигиены, физическая культура, свобода и ответственность в выборе образа жизни. К. ценностно-смысловой ориентации. Ценности бытия, жизни человека, культуры и науки (живопись, литература), собственной страны (история), религии (вера в Бога). К. интеграции (объединения) познания – желание приобщаться к истории. К. гражданственности. Знание и соблюдение прав и обязанностей своей страны, уверенность в себе. К. самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития личностной и предметной рефлексии, овладение культурой русского языка, иностранными языками, профессиональное развитие, понимание смысла жизни. II. К., относящиеся к социальному взаимодействию человека: К. социального взаимодействия. Воспитание сотрудничества, толерантности, уважения, принятия другого (независимо от расы, национальности, религии, пола, статуса, роли). Чувство общности, воспитание семьянина. Умение действовать в конфликтах и их погашать. К. в общении (к.к.) Знания и соблюдение традиций ритуала, этикета. Умение общаться вербально (устно, письменно, строить диалог, монолог) и невербального общения (жесты, мимика). Деловая переписка, делопроизводство. III. К., относящиеся к деятельности человека: К. познавательной деятельности. Формирование умения учиться, постановка и решение задач, создание и решение проблемных ситуаций, формирование культурной и интеллектуальной деятельности. К. деятельности. Человек должен свободно владеть игрой, проявлять себя в учении и труде. Уметь: Способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность. К. информационных технологий. Владение интернет-технологией, умение преобразовывать информацию (читать, конспектировать, анонсировать…). Пользоваться компьютерной грамотностью. Все К. проявляясь в деятельности и поведении становятся личностными качествами и свойствами, т.е. речь идет не только о знаниях, но и способности использовать эти знания (что надо знать и как этим пользоваться). Если человек знает, не пользуется этими знаниями, то он не компетентен (курю, хотя знаю, что это плохо). Каждая К. включает в себя: мотивационный аспект (что мне это дает) и Когнитивный (знания, опыт и выработка саморегуляции). 1. Мотивационный аспект Д.Равен - Готовность к проявлению. 2. Когнитивный аспект - Владение знанием содержания компетентности. 3. Поведенческий аспект - Опыт проявления К. в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (тренинги). 4. Ценностно-смысловой аспект: Отношение к содержанию К. и объекту ее приложения (осознание); Эмоционально-волевая регуляция проявления процесса К. «Коммуникативные барьеры»: Залюбовская Е.В. Причина возникновения коммуникативных барьеров как некоторых психологических препятствий на пути нормального общения людей. Причина возникновения коммуникативных барьеровНеадекватность мотивации общения; Дефицит операциональных возможностей субъектов вербального / невербального общения (не владеют средствами общения); Особенности индивидуальных свойств партнеров → барьеры черта характера; Особенности ситуации общения (неопределенность). Коммуникативные способности входят в структуру К.К. Васильев Г.С.: Коммуникативная способность – та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление. В структуре К.С. он выделяет: 1. Гностическую, познавательную способность (знания). 2. Экспрессивную (самовыражение в общении). 3. Интерактивная способность (умение оказать влияние на людей). Компоненты К.С.: 1.Знание о том, как люди с разными индивидуальными особенностями реагируют на типичные жизненные ситуации. 2. Знание как интересы, эмоциональные состояния людей проявляются в непосредственном общении друг с другом (в словах, жестах, мимике). 3. Знание норм и форм поведения речевого этикета и умение ими пользоваться. 4.Знание как сам человек (субъект общения) воспринимается партнерами по общению. 5. Умение понимать людей эмоционально располагать к себе, строить доброжелательные отношения. 6. Умение убеждать людей не ухудшая взаимоотношения с ними. 7. Умение действовать в конфликтных ситуациях. 8. Высказывать какое-либо недовольство, при этом не испортив отношения с людьми. 9. Умение спорить без обид и ругани. 10. Умение правильно выбирать социальные роли для себя в общении. Таким образом, К.К. имеет сложную структуру, включающая в себя: 1. Вербальные/невербальные средства общения. 2.Формы речевого этикета (умение делать комплименты, здороваться). Социально–психологический тренинг. Емельянов- группа методов раз-тия способ-тей к обучению и овладению любым сложным видам деят-ти. В 1982 г. Петровская ввела понятие СПТ. По Петровской СПТ – один из активных методов обучения, средство воздействия, направленное на развитие знаний, соц.установок, навыков межличностного общения (т.е. развития коммуникативной компетентности). Основная цель социально–психологического тренинга – повышение компетентности в общении. Тренинг (по Макшанову) часто использ-ся сегодня – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Виды тренинга: Личностного роста; Социально-психологические (СПТ). Впервые тренинговые занятия для развития компетентности в общении проводились в США (г.Беттел) учениками К.Левина (Т-группы). В 60-х гг наряду с Т-группами возникают тренинги развития жизненных и социальных умений, опирающиеся на традиции гуманистической психологии Роджерса. В 70-е гг в Лейпцигском университете (Германия) под руководством М.Форверга был разработан метод, названный социально–психологическим тренингом (СПТ). Содержанием СПТ выступали ролевые игры с элементами психодрамы, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Может быть конкретизирована в ряде задач: приобретение знаний в области Ψ общения; формирование умений, навыков в области межличностного взаимодействия; развитием установок, определяющих поведение в общении; развитие перцептивных способностей человека (развитие сензитивности); коррекция и развитие системы отношений личности (все его вербальные и невербальные проявления). Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться: на уровне установок; либо умений и навыков; либо перцептивных способностей. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это снижает эффективность воздействия. Наиболее часто применяемыми методами СПТ являются: групповые дискуссии; ролевые и деловые игры; психогимнастические упражнения; проективный рисунок; элементы психодрамы. Эффекты (результаты) СПТ измеряются с помощью: обратной связи в письменном виде; метода анализа документов; контент-анализа. Все эффекты делятся в соответствии со структурой компетентности на 3 группы: познавательные эффекты (знания о себе, о других, об общении); поведенческие эффекты (нашел друзей, решил проблемы общения, стал открытым); эмоциональные эффекты (испытал новые переживания, новый опыт общения, изменился…). Социально–психологический тренинг сегодня активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.
0 коммент.:
Отправить комментарий