3 нояб. 2012 г.

Формирование системы банкротства в РФ.

Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу субъектов экономической деятельности (населения, предприятий, общественных и государственных организаций), осуществляется посредством национального рынка и складывающейся в каждый данный момент рыночной ситуации. Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ). Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.), Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением закона о банкротстве. Государственное регулирование отношений несостоятель-ности в РФ. Неизбежное в условиях формирования рыночной экономики реформирование предприятий предполагает создание в обще-стве законодательных предпосылок для развития эффективных взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимо-давцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпо-сылок - наличие законодательства о банкротстве, реализа-ция которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимо-отношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предпри-ятий» от 19.11.92 г.[24] сыграл определенную положитель-ную роль, но возлагавшихся на него надежд не оправдал. И не мог оправдать, так как разрабатывался в период, когда рыночные отношения в стране только формировались и прак-тического опыта регулирования взаимоотношений между долж-никами и кредиторами не было. Пятилетняя история применения старого закона, безус-ловно, позволила ученым и юристам-практикам сделать выво-ды о степени его эффективности, оценить положительные и отрицательные его качества. Один из наиболее ярких отрицательных моментов старого закона, отмечавшийся многими учеными, - применение в ка-честве критерия несостоятельности принципа неоплатности.[22] Мировой практике известно два противоположных подхода к проблеме критерия банкротства. Первый подход - объек-тивный: должник признается банкротом, если не имеет средств расплатиться с кредиторами, о чем делается вывод из неисполнения под угрозой банкротства обязательств на определенную сумму в течение определенного времени. Если должник под страхом ликвидации в результате банкротства не способен изыскать средства (например, реализовав часть дебиторской задолженности) для удовлетворения интересов кредиторов, то такой должник не в состоянии функциониро-вать в рыночных условиях; более того, его деятельность может нанести ущерб интересам кредиторов (как реальных, так и потенциальных). Описанный критерий получил название критерия неплатежеспособности либо потока денежных средств. Признаком банкротства юридического лица по новому за-кону считается неспособность юридического лица удовлетво-рить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных плате-жей, если соответствующие обязательства и (или) обязанно-сти не исполнены им в течение трех месяцев с момента на-ступления даты их исполнения.[2] Для определения наличия признаков банкротства должни-ка принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с уче-том процентов, подлежащих уплате должником, за исключени-ем обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоро-вью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) долж-ника юридического лица, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее испол-нение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обяза-тельств. Размер обязательных платежей принимается во вни-мание без учета установленных законодательством Россий-ской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономи-ческих) санкций. Если досудебная санация не проводилась, возбуждается производство по делу о банкротстве; с данного момента на-чинается период наблюдения. В течение периода наблюдения проводятся мероприятия, направленные в том числе на выяв-ление экономического состояния должника и способные опре-делить его дальнейшую судьбу. В течение наблюдения, наря-ду с руководством должника (которое не отстраняется от исполнения своих обязанностей), действует временный управляющий.[24] Временный управляющий созывает первое собрание креди-торов, которое представляет интересы всех кредиторов при проведении процедур банкротства. На собрании временный управляющий знакомит кредиторов с возможными перспектива-ми должника. В первую очередь учитываются состояние акти-вов и экономический потенциал предприятия.[24] Временный управляющий информирует кредиторов о пред-полагаемых мероприятиях внешнего управления, о необходи-мых для этого затратах, о примерном периоде времени, в течение которого платежеспособность должника может быть восстановлена, о суммах, которые кредиторы смогут полу-чить в случае достижения целей внешнего управления и при недостижении этих целей.[24] С момента признания арбитражным судом должника бан-кротом и открытия конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.[2] Основную роль в решении вопроса о назначении внешнего управления играют кредиторы, которые, по сути, решают: получить очень незначительную сумму средств (а возможно, не получить ничего) немедленно либо значительно большую сумму (а возможно, весь долг полностью) по истечении оп-ределенного срока. Анализ практики позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев кредиторы выбирают путь, наиболее перспективный для должника, поскольку кредиторы больше кого бы то ни было заинтересованы в восстановлении эконо-мического положения должника. Однако, закон, устанавливая общее правило об утверждении судом решения собрания кре-диторов о введении внешнего управления, устанавливает и исключение из правила, состоящее в обратном решении суда, т.е. в возможности ввести внешнее управление по решению суда вопреки мнению кредиторов.[2] На сумму требований кредитора по денежным обязатель-ствам и (или) обязательным платежам, установленным на мо-мент введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены статьей 395 ГК РФ, (т.е. по учетной ставке Центробанка).[1] В случае нецелесообразности введения внешнего управ-ления, а также по иным основаниям, предусмотренным зако-ном «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд самостоятельно или по ходатайству собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об от-крытии конкурсного производства.[2] Конкурсное производство - процедура банкротства, при-меняемая к должнику, признанному банкротом, в целях со-размерного удовлетворения требований кредиторов. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Опреде-ление арбитражного суда о завершении конкурсного произ-водства является основанием для внесения в единый госу-дарственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.[2] На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.[2] Мировое соглашение должно содержать положения о раз-мерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставле-нием отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским зако-нодательством Российской Федерации. Мировое соглашение может быть заключено после погаше-ния задолженности по требованиям кредиторов первой и вто-рой очереди. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе наблюдения или внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о бан-кротстве.[24]
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.