В современных условиях налоги способны выполнять сле¬дующие основные функции в механизме государственного регулирования рыночной экономики: фискальную, стабилизирующую и регулирующую. При этом исторический опыт демонстрирует, что на протяжении XX в. роль регулирующей функции государственной налоговой политики возрастала и воплощалась во все более разнообразных формах.
Налоговые доходы становятся важнейшим фактором, опре¬деляющим масштабы государственного вмешательства в процесс общественного воспроизводства. Именно из бюджетных налого¬вых доходов после Второй мировой войны осуществлялись: государственное финансирование строительства железных и авто¬мобильных дорог, других средств транспорта и связи, гидротех¬нических и мелиорационных сооружений; разработка природ¬ных ресурсов; создание новых видов производства (например, авиационной, а затем и аэрокосмической промышленности во Франции); поддержка традиционных, с большим числом заня¬тых, но малоэффективных отраслей (угольная промышленность в Англии); субсидирование сельского хозяйства, научных проек¬тов, учебных учреждений, экспорта отечественной продукции; подготовка и переподготовка рабочей силы; участие государства в капитале частных корпораций.
В 50-70-х гг. бюджетная политика ведущих западных госу¬дарств демонстрирует последовательную тенденцию использова¬ния системы налоговых поступлений в качестве действенного ин¬струментария, способного квалифицированно обеспечить перераспределение ВВП. В законодательстве большинства стран - чле¬нов ЕС в 50-е гг. появляется положение о том, что налоги спо¬собны преследовать иные, кроме фискальных, цели, а именно - использоваться при осуществлении государственного регулирования экономики и внешнеэкономических отношений.
В этот период воплощались следующие направления эконо¬мического развития, на которые государства пытались активно воздействовать с помощью налогового механизма:
• развитие приоритетных отраслей промышленного произ¬водства и научно-технической деятельности;
• создание условий наибольшего благоприятствования ча¬стному предпринимательству в целом и крупным корпо¬рациям, в частности;
• преодоление циклических спадов и стимулирование роста производства;
• регулирование внешнеэкономических и внешнеторговых отношений, повышение конкурентоспособности нацио¬нальных производителей на мировом рынке;
• поддержка национального сельскохозяйственного произ¬водителя;
• создание в обществе благоприятного социального климата.
Другой не менее весомой причиной необходимости карди¬нального реформирования финансовой политики стал угрожаю¬щий рост и превращение в хронические бюджетных дефицитов. Начало 80-х гг. характеризовалось быстрым ростом во всех за¬падных странах государственных расходов финансирования во¬енно-политической, экономической и социальной деятельности и как следствие - крайним напряжением государственных бюджетов. А поскольку налоги оставались важнейшим источником государственных доходов, равно как и важнейшим средством пе¬рераспределения национального дохода, сложившаяся бюджетная ситуация стимулировала проведение налоговых реформ.
Основные функции в меха¬низме государственного регулирования хозяйственных отношений выполняют на макроэкономическом уровне:
1) фискальную - отчуждение (прямой вычет) части дохода каждого индивида или предприятия в пользу государства;
2) стабилизирующую - использование налогов в качестве механизма, обеспечивающего стабильность функциониро¬вания национального рынка и поддержания существую¬щей общественно-политической структуры;
3) регулирующую - использование налогов и сборов в каче¬стве системы мер экономического воздействия на обще¬ственное производство, его структуру, динамику, темпы модернизации;
Для последних десятилетий характерно повышение роли ре¬гулирующей и стабилизирующей (прежде всего в сфере обеспечения социальной стабильности в обществе) функций государственной налоговой политики. Осуществление же налоговыми системами фискальной функции в странах с развитой рыночной экономикой неизменно координируется с необходимостью реализации двух других.
Существует неразрывная связь между качественными и структурными изменениями в развитии производства второй половины 50-х гг. (когда на основе появления принципиально новых направлений хозяйственной деятельности шел процесс углубляющейся дифференциации производства на отраслевом и подотраслевом уровнях) и проведением странами с развитой рыночной экономикой политики жесткого перераспределения ВВП с помощью налоговых рычагов в пользу наиболее важных, с точки зрения государства, сфер хозяйственной деятельности.
Сравнительный анализ опыта трансформации налоговых систем индустриально развитых стран мира во второй половине XX в. позволил определить два основных этапа, соответствую¬щие различным концептуальным подходам к налоговому регу¬лированию рыночной экономики: 1) 50-70-х гг. - отраслевая направленность на НТП требовала преимущественной реализа¬ции в налоговых системах фискальной и регулирующей функ¬ций налогообложения; 2) 80-90-х гг. - межотраслевая направ¬ленность, процессы интернационализации, экологизации и уско¬рение темпов научно-технического развития производства по¬требовали комплексной реализации в современных налоговых системах фискальной, стабилизирующей (прежде всего в сфере обеспечения социальной стабильности и экологической безо¬пасности) и регулирующей функции налогооб¬ложения.
Одним из важнейших направлений процесса преобразова¬ния налоговых механизмов является трансформация методов стимулирования инвестиций. В системе мер налогового регули¬рования стимулирование вложений в основной капитал и науч¬но-техническое развитие производства являлось объектом осо¬бой заботы и пристального внимания правительств индустри¬ально развитых стран.
Смена приоритетов в методах стимулирования инвестици¬онной активности в период налоговых реформ 80-90-х гг. яви¬лась одним из направлений либерализации подоходного обло¬жения, которая привела к общему снижению налоговых ставок и обеспечению более справедливого перераспределения налого¬вого бремени на основе принципа «равный налог на равный до¬ход». Такое выравнивание условий налогообложения доходов корпораций осуществлялось одновременно с применением ана¬логичной политики либерализации налогообложения доходов населения. Осуществляемые параллельно, эти налоговые кор¬ректировки выполняли одну задачу: максимально активизиро¬вать конкурентный потенциал рыночной экономики за счет по¬ощрения развития производства, роста предложения товаров и услуг, с одной стороны, и спроса на них - с другой.
Реформирование методов подоходного обложения пред¬принимательской деятельности - налогов на производство - неизменно сопровождалось реформированием системы налогов на потребление. Сопоставление процессов эволюции систем прямого и косвенного налогообложения показало существова¬ние тесной связи между двумя приоритетными направлениями налоговой политики: трансформацией налоговых методов сти¬мулирования инвестиционной активности предпринимателей и последовательным расширением сферы действия и возрастанием значимости налогов на потребление (в первую очередь НДС). Стремясь поощрять рост производственных и научно-техни¬ческих инвестиций, правительства стран с развитой рыночной экономикой на протяжении второй половины XX в. последова¬тельно проводили политику ослабления налогового пресса на производителей и реформирования системы налоговых льгот для инвесторов. Компенсировать же неизбежные в этой ситуа¬ции потери бюджета позволяло постепенное повышение ставок и расширение базы косвенного налогообложения в целом и НДС в первую очередь. Последовательно снижая ставки налогов на производителя, расширяя сферу действия и увеличивая дохо¬ды бюджета за счет НДС и других косвенных налогов, государство создало мощный механизм роста потенциальных возмож¬ностей инвестирования национального капитала и стимулиро¬вания частной инициативы.
В начале 80-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой сложилась единообразная структура налоговых поступлений, включающая несколько основных составляющих: подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций; взносы на социальное страхование; налоги на собственность; налоги на по¬требление; активно развивалась система налогообложения про¬центных доходов.
Принципиально новым направлением налогового регулирова¬ния на рубеже второго и третьего тысячелетия стал процесс формирования налоговых механизмов, способствующих переходу от централизованных к рыночным экономическим структурам.
Важнейшее принципиальное отличие налоговой системы до перехода к рынку и после включения хозяйственных объектов в систему рыночных отношений заключается в следующем:
• налоговая система социалистических стран действовала как фискальный механизм, обеспечивавший изъятие за¬планированной части доходов у государственных пред¬приятий и населения с последующим перераспределением их через систему централизованного планового регулиро¬вания социалистической экономики;
• в переходный период налоговая система сама должна вы¬ступать регулятором экономических процессов в общест¬ве, в ее рамках необходимо обеспечить реализацию и согласованность всех функций, присущих налоговой поли¬тике в условиях современной рыночной экономики - фискальной, стабилизирующей и регулирующей.
К концу XX в. в процессе реформирования налоговых систем для стран с развитой рыночной экономикой и индустриально раз¬витых стран, завершающих процесс перехода к рынку, сформиро¬вался единый концептуальный подход к налоговым системам как к экономическому многофункциональному механизму, способному вы¬полнять задачи:
• обеспечения необходимых объемов фискальных сборов;
• активизации конкурентных сил рыночной экономики;
• регулирования процессов расширения и модернизации произ¬водства;
• стимулирования инвестиционной активности предпринима¬телей;
• обеспечения социальной стабильности в обществе;
• экологизации производства;
• стимулирования развития интеграционных экономических процессов на межгосударственном уровне.
3 нояб. 2012 г.
Home »
» Действия налогового механизма регулирования рыночной экономики






0 коммент.:
Отправить комментарий