1 нояб. 2012 г.
Home »
» Организация оборонно-массовой и культурно-просветительской работы на Куйбышевской дороге.
Организация оборонно-массовой и культурно-просветительской работы на Куйбышевской дороге.
С началом Великой Отечественной войны особое значение приобрела организация оборонно массовой работы среди населения. С первого октября 1941 г по решению ГКО было введено всеобщее обязательное обучение граждан СССР военному делу. [История Великой Отечественной войны…, в 6-ти томах. Т. 6, С. 109.] Большое место в условиях войны заняла оборонная работа в деятельности профсоюзов. 3 октября 1941 г Президиум ВЦСПС принял специальное постановление об участии профсоюзных организаций в проведении военного всеобуча. [Профсоюзы СССР. Указ. соч. Т. 3С. 424-425]
Сведений об организации всеобуча на Куйбышевской железной дороге практически нет. Известно, что к ноябрю 1941 г по линии всеобуча было подготовлено 500 бойцов по рукопашному бою и 700 человек по гранатометанию. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 167. Л. 16.] Всего за годы Великой Отечественной войны в одной лишь Куйбышевской области было обучено 157106 человек, в том числе бойцов стрелков – 124921, специалистов: снайперов, пулеметчиков, связистов, шоферов 32185, из них 6096 женщин. Через ОСОВИАХИМ в годы войны было подготовлено 148864 человека. [Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны: Документы и материалы. Куйбышев, 1966 г. С. 73.]
2 июля 1941 г секретариат ВЦСПС принял постановление о работе профсоюзных организаций по подготовке медицинских сестер и санитарных дружинниц. [Профсоюзы СССР. Указ. соч. Т. 3., С. 419.] Активное участие в этом важном деле приняли профсоюзные организации Среднего Поволжья. В постановлении Президиума железной дороги им. В. В. Куйбышева от 30 июля 1941 г говорилось: "Придавая исключительное значение подготовке оборонных кадров в борьбе с фашизмом, напавшим на нашу Родину, – отпустить на работу и укрепление курсов медицинских сестер и сандружины средств, в сумме 52600 рублей". [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 151. Л. 58.] Всего в начале войны под руководством профсоюзной организации Куйбышевской дороги удалось создать 9 курсов медицинских сестер с контингентом в 350 человек и 20 сандружин с контингентом в 600 человек. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 50.
] Выпускники курсов оказывали практическую помощь в работе подшефных госпиталей, в борьбе с антисанитарией общежитий, столовых, буфетов, работали в санитарных постах на производствах. Некоторая часть медицинских сестер, окончившая курсы в 1942 г, была мобилизована по линии Райвоенкомата и направлена на фронт для работы в санитарных поездах и госпиталях на уровне среднего медицинского персонала. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 50.]
Профсоюзы оперативно откликнулись на постановление Совнаркома СССР, опубликованное 2 мая 1941 г о всеобщей обязательной подготовке населения к ПВО и ПВХО. Они содействовали созданию на предприятиях кружков, в которых рабочие и служащие изучали как правильно организовать ПВО и ПВХО. [Профсоюзы СССР, Указ. соч. Т. 3. С, 42]
Для организации и обеспечения ПВО во всех узлах и станциях железной дороги им. В. В. Куйбышева были созданы штабы ПВО, также был создан штаб ПВО при Управлении дороги. На основе постановления СНК СССР начато обязательное обучение ПВХО железнодорожников и членов их семей. [ЦХДНЧ. Ф. 656. Оп. 32. Д. 59. Л. 131.] К 20 сентября 1941 г кружками ПВО и ПВХО было охвачено 4805 человек, группами самозащиты 2137 человек. Всего в оборонных мероприятиях различного рода участвовало 23484 человека, то есть примерно половина всех работников дороги. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 161. Л. 6.] За весь период Великой Отечественной войны нормы ПВО и ПВХО в Куйбышевской области сдали 1422200 человек (практически все взрослое население среднего Поволжья). [Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны: документы и материалы, Куйбышев 1966, С. 73]
В годы войны увеличилось внимание профсоюзов к военно-спортивной работе, которую проводили находившееся в их ведении 87 добровольных спортивных обществ. [Профсоюзы СССР, Указ. соч., Т. 3, С. 432] В целях пропаганды лыжного спорта профсоюзные организации Среднего Поволжья совместно с комсомолом организовывали лыжные кроссы. Наиболее успешно был проведен профсоюзно-комсомольский лыжный кросс, посвященный XXIV годовщине Красной Армии, в котором принимали участие и Куйбышевские железнодорожники. [Волская коммуна, 1942, 3 февраля.] На железной дороге Куйбышева к этому времени было открыто 14 лыжных баз, 11 лыжных пунктов с общим количеством 800 пар лыж. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 167. Л. 16.]
Спортивные организации Куйбышевской дороги принимали активное участие в годы войны во многих физкультурных мероприятиях. Так, в период зимнего сезона 1944 г по выполнению контрольных заданий военно-лыжной подготовки и проведению профсоюзно-комсомольского зимнего кросса ряд отделений дороги заняли в городах первые места: Куйбышевский, Пензенский, Сызранский, Абдулинский узлы были награждены Красными знаменами и грамотами Городского комитета физкультуры и спорта.
Спортсмены железной дороги им. В. В. Куйбышева отстаивали честь дороги во Всесоюзных центральных соревнованиях. Команде лыжников удалось занять III место из 14 команд-железнодорожников, участвующих в соревнованиях по лыжным гонкам в 1944 г, атлеты были девятыми из 18 команд участниц – в этих соревнованиях, от Куйбышевской дороги участвовало 11780 человек, из них сдали нормы на значок ГТО 7800 человек. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 14-16.]
В годы войны довольно значительная часть железнодорожников в той или иной мере была охвачена спортивными мероприятиями. На железной дороге Куйбышева работало ряд секций: легкоатлетическая, баскетбольная, волейбольная, футбольная и др., а в Куйбышеве при Дорсовете "Локомотива" была организована детская спортивная школа. При этом необходимо отметить, что имеющаяся на дороге стадионы и спортивные площадки, в связи с трудностями военных лет, долгое время не ремонтировались и пришли в негодность, спортивный инвентарь находился в употреблении 5-6 лет и из-за износа не соответствовал своему назначению, поэтому работа спортивных обществ в годы войны была крайне затруднена и особенно сложно проходила организация новых секций из молодежи. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 164. Л. 15-16.]
Война предъявила новые требования к учреждениям культуры, которые находились в сфере деятельности профсоюзов. Клубы, красные уголки, библиотеки вынуждены были перестроить свою работу в соответствии с условиями военного времени. В их деятельности отныне на первом этапе стояли задачи мобилизации всех железнодорожников, всех сил и средств для борьбы с врагом.
В 1941 г на железной дороге им. В. В. Куйбышева было 23 клуба /на станциях Кузнецк, Сызрань, Батраки, Костычи, Барышников и др. /. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 160. Л. 14.
] С первых дней войны правления ряда клубов установили постоянную связь с производством и воинскими частями, организовывали выезды активистов на станции с агитационным материалом.
Активную работу после начала войны развернул клуб имени Революции 1905 г на станции Куйбышев. При нем были сформированы кружки ПВХО, ГСО; клубная самодеятельность ежедневно обслуживала производства, выступала перед микрофоном в облрадиокомитете. Клуб станции Нурлой взял шефство над курсами медсестер. Члены кружков художественной самодеятельности клуба станции Сызрань объявили себя мобилизованными и с 20 августа по 15 ноября 1941 г обслужили концертами 40 санитарных поездов. Самодеятельность станции Похвистнево оказывала помощь колхозу в уборке урожая, а в свободное время давала концерты для колхозников. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 167. Л. 10.]
Серьезно осложнило клубную работу то, что в конце 1941 г начале 1942 г правления 17-ти клубов железной дороги были заняты и использовались для других целей. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 171. Л. 18.] Так, клуб имени Революции 1905 г станции Куйбышев был занят по решению НКО под общежитие завода № 35, клуб станции Кинель – пехотным училищем, клуб станции Уфа – эвакопунктом и т. д. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 171. Л. 70.]
Важную роль в оживлении культурно-массовой работы профсоюзов сыграло принятое в феврале 1943 г специальное решение ЦК ВКП(б) "О культурной работе профсоюзов" [История Коммунистической партии Советского Союза, В 6-ти томах. М., 1970.Т. 5.Кн. 1. С. 390.] и последовавшие затем постановление от 1 апреля 1943 г, которое обязывало ЦК отраслевых профсоюзов принять меры к освобождению профсоюзных помещений, занятых в начале войны под хозяйственные и военные нужды. [Профсоюзы СССР, Указ. соч. С. 401-404.] В итоге на 1 июня 1944 г на железной дороге им. В. В. Куйбышева насчитывался 21 клуб, из них работало 17 (4 клуба по-прежнему были заняты воинскими частями и территориальными организациями). [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 11.]
Основу клубной работы в течение войны составляли лекции, доклады, спектакли, концерты, вечера громких читок художественной литературы, показ лучших кинофильмов. С замечательной инициативой в деле оказания помощи фронту выступил клуб станции Абдулино. Женщины-домохозяйки, участницы кружка кройки шитья, начали пошивку обмундирования для бойцов Красной Армии, белья для госпиталей, а также изготовили для 58 бригады отъезжающей на фронт боевое знамя. Клуб станции Бугульма перенес всю свою работу непосредственно на производство, линейные станции, воинские части, колхозы. За 12 месяцев войны работниками клуба было прочитано 19 лекций на темы: Великие русские полководцы; Что такое фашизм; Чанитарная гигиена и т. д. Художественная самодеятельность дала 56 концертов, регулярно 1 раз в декаду выходила сатирическая газета "Прямой наводкой". [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 168. Л. 19-20.]
В январе 1944 г руководство дороги совместно с Дорпрофсожем приняло решение об организации социалистического соревнования клубов и библиотек. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 187. Л. 14.] В результате значительно усилилась агитационно-массовая работа клубов, укрепилась связь с производством, отмечался рост кружков художественной самодеятельности и улучшение работы среди детей. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 11.] Так с 1 января по 1 июня 1944 г в клубах железной дороги было прочитано 149 лекций и докладов с охватом 46041 человек; проведено производственных вечеров – 21 с охватом 5064; дано 72 спектакля, 1246 киносеансов. В 16 клубах работали 71 кружок художественной самодеятельности. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 193. Л. 11-12.]
С октября 1941 г по железной дороге им. В. В. Куйбышева начал курсировать агитвагон. Он имел специальный лекционный зал на 100 мест, оборонный уголок с наглядными пособиями по ПВО и ПВХО. Основным содержанием его работы являлось проведение и организация лекций для железнодорожников линейных станций, передача передовых методов работы, демонстрация учебных фильмов. [ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 422. Л. 34.] С октября 1941 г по март 1942 г агитвагоном было проведено 3 рейса по линейным станциям, в результате которых лекции, доклады, беседы прослушало 14 тыс. человек. К агитвагону позднее был прицеплен вагон технической пропаганды для повышения уровня технических знаний железнодорожников. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 171. Л. 20.]
Важную роль в удовлетворении культурных запросов рабочих и служащих играли библиотеки. В начале 1942 г на железной дороге им. В. В. Куйбышева имелось 19 библиотек, сосредоточенных в основном при клубах. Общий библиотечный фонд составлял 108657 экземпляров, а количество читателей обслуживаемых библиотеками – 12324 человека.
С начала войны все библиотеки и библиотечный актив проводили большую работу среди железнодорожников и членов их семей. В цехах читались сводки Совинформбюро, распространялись списки рекомендованной литературы, вывешивались фотомонтажи, фото-витрины, проводились вечера громких читок художественной литературы. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 171. Л. 21.]
В годы войны серьезное внимание уделялось руководством дороги технической пропаганде среди рабочих и служащих. Главную роль в этом играли дорожные дома техники и технические библиотеки. Всего на Куйбышевской дороге работало 14 технических библиотек, [ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 472. Л. 16.] в том числе библиотека при Управлении дороги в Куйбышеве, которая согласно приказу начальника дороги от 7 апреля 1943 г была объявлена главным методическим центром и должна была руководить работой всех линейных технических библиотек. [ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 473. Л. 191.] Технической библиотекой при Управлении дороги с января по июнь 1944 г было обслужено более 9000 читателей. Книжный фонд библиотеки насчитывал около 25000 экземпляров только технической литературы. [ЦХДНЧ. Ф. 560. Оп. 4. Д. 11. Л. 25-26.]
Важную организаторскую и пропагандистскую деятельность в области распространения технических знаний и передового опыта осуществляли дорожные многотиражные газеты. На железной дороге им. В. В. Куйбышева выпускалось 9 газет. Из них 1 дорожная "Большевистское знамя" [ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 422. Л. 44.], 5 отделенческих: "Большивистская путевка" Уфимского отделения; "Ударник сталинец" Сызранского отделения; "Сталинский маршрут" Пензенского отделения, "Сталинец" – узел станции Батраки; "Гудок" завода Уфимского ПРЗ и др. [ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 391. Л. 20.] Кроме того, на предприятиях железной дороги выходило более 600 стенных газет. На решающих узлах дороги: Куйбышев, Кинель, Батраки, Сызрань силами редакций дорожной и отделенческой газет периодически публиковались специальные печатные "Боевые листки". В них оперативно освещались достижения и опыт лучших производственников, отдельных бригад, цехов, факты самоотверженной работы. "Боевой листок" редколлегии Сызранского кондукторского резерва проявил инициативу в постановке вопроса о бережном хранении сигналов и укреплении трудовой дисциплины. Редколлегия стенной газеты депо Абдулино "Паровозник" помогала в организации колонны из лучших машинистов имени ГКО. [ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 422. Л. 44-45.]
В распространении передового опыта неоценимую роль сыграли радиопередачи. На Куйбышевской дороге было 7 крупных радиоузлов (на станциях Куйбышев, Батраки, Дема, Глотовка, Ульяновск, Уфа, Раевка). [ЦХДНЧ. Ф. 1259. Оп. 6. Д. 422. Л. 44.] За 1944 г только лишь на Куйбышевском радиоузле была организована и проведена из студии 91 передача о передовиках производства, о новых технических усовершенствованиях, о развитии социалистического соревнования и т. д. [ГАСО. Ф. 927. Оп. 9. Д. 226. Л. 1.]
В годы Великой Отечественной войны профсоюзные организации осуществляли главную заботу о нуждах трудящихся. Профсоюз Куйбышевской железной дороги принял активное участие в работе по обеспечению железнодорожников продуктами питания. Он взял под свой контроль деятельность ОРСов, магазинов и столовых, следил за сохранностью и правильным распределением продовольствия. Профкомы возглавляли проведение посевной. Они добивались выделения земли под огороды, доставали семена и сельскохозяйственный инвентарь. Большой заслугой профсоюза являлось то, что железнодорожники Куйбышевской дороги к концу войны смогли почти полностью обеспечить свои потребности в картофеле и овощах за счет собственных огородов.
В годы войны забота профсоюза о бытовом положении трудящихся приобрела особое значение. Дорпрофсож пристально следил за организацией жилищного строительства, за состоянием общежитий, бань, предприятий бытового обслуживания. Много внимания уделялось детям железнодорожников. При участии профсоюза дороги открывались детские сады и ясли, организовывались новогодние елки и утренники, проводились, несмотря на трудности военных лет летние оздоровительные кампании.
С начала войны на железной дороге им. В. В. Куйбышева активно проводилось оборонно-массовая работа. После соответствующих постановлений СНК СССР и ГКО на дороге были созданы кружки по изучении ПВО и ПВХО, курсы подготовки медсестер и сандружинниц. Немало важную роль в деле подготовки оборонных кадров имела организация военно-спортивной работы на дороге.
Дорпрофсож проделал в годы войны значительную работу по улучшению культурного обслуживания железнодорожников. В связи с тем, что большая часть клубов с начала войны была занята под военные и хозяйственные нужды, месткомы перенесли свою работу непосредственно на производство, где широко использовались такие формы работы как лекции, доклады, беседы на военно-патриотические темы, организовывались коллективные просмотры кинофильмов и вечера громких читок литературы. Под руководством профсоюза дороги работали также библиотеки, радио и печать, которые способствовали не только повышению культурного уровня железнодорожников, но и распространению технических знаний.
0 коммент.:
Отправить комментарий