3 нояб. 2012 г.

Налоговый кодекс – новый этап в формировании налоговой системы Российской Федерации

Одним из важнейших условий обеспечения экономичес¬кого роста, развития предпринимательской активности, лик¬видации теневой экономики, привлечения в нашу страну полномасштабных иностранных инвестиций является осу¬ществление налоговой реформы. Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих за¬конов по конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в це¬лом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюд¬жеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Вме¬сте с тем, по мере дальнейшего углубления рыночных преоб¬разований, присущие налоговой системе недостатки станови¬лись все более и более заметными, а ее несоответствие проис¬ходящим в экономике изменениям все более и более очевид¬ным. Не случайно на протяжении всех лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год, вносились многочисленные поправ¬ки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затра¬гивая основополагающих моментов налоговой системы. В ре¬зультате сложившаяся к концу 90-х годов в Российской Фе¬дерации налоговая система во все большей степени из-за не¬совершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического развития страны. Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налого¬плательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и налогов со¬здали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции за¬конопослушных и закононепослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики. В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая или так называемая общая часть Налогово¬го кодекса Российской Федерации. Этот документ регла¬ментирует важнейшие положения налоговой системы Рос¬сии, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь ком¬плекс взаимоотношений государства с налогоплательщика¬ми и их агентами. Принятие первой части Налогового кодекса России яви¬лось поистине историческим моментом в развитии экономи¬ческих реформ в нашей стране. С введением этого законода¬тельного документа был осуществлен первый этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения. Второй частью Кодекса пока приняты семь глав, посвященные НДС, акцизам, налогу на доходы физичес¬ких лиц, единому социальному налогу, налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу с продаж. После принятия остальных глав второй части Налогово¬го кодекса он станет единым, взаимосвязанным и комплек¬сным документом, учитывающим всю систему налоговых от¬ношений в Российской Федерации. Налоговый кодекс призван стать и непременно станет прак¬тически единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная со взаимоотношений налого¬вых органов и налогоплательщиков и кончая порядком рас¬чета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов. Изменения налоговой системы, предусмотренные Налого¬вым кодексом, направлены на решение следующих важнейших задач: 1. Построение единой и понятной в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства; 2. Возрастание справедливости налоговой системы за счет вы¬равнивания условий налогообложения для всех налогопла¬тельщиков, отмены неэффективных и оказывающих наи¬более негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих механизмов приме¬нения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание; 3. Развитие налогового федерализма при обеспечении до¬ходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговы¬ми источниками; 4. Создание рациональной налоговой системы, обеспечива¬ющей сбалансированность общегосударственных и част¬ных интересов, содействующей развитию предпринима¬тельства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благо¬состояния ее граждан; 5. Ослабление общего налогового бремени на законопослуш¬ных налогоплательщиков путем более равномерного рас¬пределения налоговой нагрузки на всех налогоплатель¬щиков, продолжения курса на дальнейшее постепенное снижение ставок по основным федеральным налогам и об¬легчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда; 6. Формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые пра¬вонарушения и улучшение налогового администрирования; 7. упрощение налоговой системы за счет установления исчер¬пывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, а также за счет максимальной унификации, действующих режимов исчисления и порядка уплаты раз¬личных налогов и сборов; 8. Обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для нало¬гоплательщиков на длительный период. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового кодекса России не ставило своей целью карди¬нально изменить принятую в России в 1991 г. налоговую систему. Кодекс представляет собой эволюционное преоб¬разование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов. Это озна¬чает, что в Налоговом кодексе сохранены основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, ресурсные и некоторые другие на¬логи), формирующие основу российской налоговой систе¬мы. Эти налоги апробированы как в развитых, так и в раз¬вивающихся государствах, в различных экономических ре¬жимах, здесь они показали свою достаточно высокую эф¬фективность, за годы экономических реформ к ним адапти¬ровались российские налогоплательщики. Какие же принципиальные изменения внесены в налого¬вое законодательство России с принятием Налогового ко¬декса? В результате принятия Налогового кодекса снижено общее количество налогов, действовавших в Российской Федерации. Налоговым кодексом вместо 48 установленных федеральным законодательством налогов и отчислений во внебюджетные фонды и более чем 100 фактически действовавших к моменту его принятия налогов, сборов и иных обязательных платежей установлены 28 видов налогов и сборов. При этом важно под¬черкнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т. е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного са¬моуправления не имеет права ввести ни одного налога, не пре¬дусмотренного Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы. При этом для конкретного налогоплательщика количество уплачиваемых налогов несравненно меньше, чем это предус¬мотрено в Кодексе, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на огра¬ниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья, налог на пользование недрами, лесной налог и ряд других, не говоря уже о налогах, уплачи¬ваемых физическими лицами. Установленный в Кодексе пе¬речень налогов содержит и альтернативные виды налогов. В частности, добывающие предприятия получают возможность вместо акцизов на природный газ и нефть уплачивать по новым скважинам налог на дополнительные доходы от добы¬чи углеводородов, который возникает при достижении опре¬деленного уровня окупаемости затрат в добычу нефти и газа и прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи. Одновременно с этим предусмотрена поэтапная, в течение 5 лет, отмена предусмотренного в перечне налога на воспро¬изводство минерально-сырьевой базы. Два имущественных налога (с населения и предприятий) и земельный налог решениями законодательных органов субъектов Федерации постепенно будут заменяться единым налогом – на недвижимость. Одновременно с этим осуществлена унификация налогов и иных обязательных платежей, в том числе и со схожей налоговой базой. Изменена структура налогов, направленная на миними¬зацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность. В частности, согласно установленной в Кодексе налого¬вой системе отменены действующие налоги на реализацию горюче-смазочных материалов, приобретение автотранспор¬тных средств, на операции с ценными бумагами, на содержа¬ние жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбора на нужды образовательных учреждений, сбора за использование наименований «Россия», «Российская Фе¬дерация», целевых налогов на содержание милиции, благоус¬тройство территории, региональных, зональных и местных налогов и сборов на ввозимые (вывозимые) товары (при пе¬ремещении товаров по территории России), ряд других налогов и сборов. Вместе с тем в налоговой системе России появились и новые налоги, изменилось разделение налогов на федераль¬ные и региональные. В частности, введен региональный налог на игорный бизнес, который заменяет для предприятий, занимающихся этой деятельностью, налог с дохода. Введен налог с продаж. Объектом обложения данным на¬логом является объем реализации товаров, работ и услуг, реа¬лизуемых в розничной торговле и бытовом обслужива¬нии населения за наличный расчет. Введение этого налога является достаточно спорным, поскольку он практически дублирует налог на добавленную стоимость, имея ту же налогонеоблагаемую базу. Это противоречит важнейшему принципу налогообложения, в соответствии с которым каждый налог дол¬жен иметь самостоятельный объект для налогообложения. Это, кстати, зафиксировано и в ст. 38 Налогового Кодекса России. В составе налога на прибыль (доход) организаций выделен налог на доходы от капитала. Таким налогом будут облагать¬ся отдельные виды доходов, налоги на которые удерживаются у источника доходов. Это относится, главным образом, к до¬ходам в виде процентов по банковским депозитам и ценным бумагам. Законодатели, принимая Налоговый кодекс, признали возможным, несмотря на серьезнейшие бюджетные ограни¬чения, имевшие место к моменту разработки и принятия Налогового кодекса, пойти на определенное снижение нало¬гового бремени на товаропроизводителей за счет сокраще¬ния количества налогов. Для реализации целей налоговых преобразований Кодексом предусмотрено серьезное сниже¬ние налога на доходы физических лиц, что должно по замыс¬лу законодательной и исполнительной власти явиться допол¬нительным фактором стимулирования развития предпринимательской активности и расширения платежеспособного спроса населения. Снижение налоговой нагрузки не должно привести к уменьшению поступлений налоговых доходов в казну госу¬дарства, так как это будет способствовать расширению налогооблагаемой базы и увеличению за счет этого поступле¬ний налогов. Кроме того, Налоговым кодексом предусмот¬рен ряд мер, способствующих росту собираемости налогов, в частности, за счет перекрытия имеющихся каналов ухода от налогообложения и отмены неоправданных налоговых льгот. Кроме этого, общая либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков дол¬жны способствовать возврату в легальную сферу капиталов, ушедших в тень или вывезенных в последние годы за рубеж. Принципиальное значение имеет решение проблемы более равномерного и справедливого распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков. Оно обеспечено в Ко¬дексе, прежде всего, за счет сокращения огромного количе¬ства бессистемно действовавших налоговых льгот, которые нарушали принцип справедливости налоговой системы по от¬ношению к тем участникам экономической деятельности, ко¬торые не пользуются налоговыми привилегиями. Общеизвес¬тно, что льготный режим для одних налогоплательщиков не¬избежно означает дополнительное налоговое бремя для дру¬гих. Кроме этого, многие из действовавших налоговых льгот были недостаточно эффективны и зачастую не достигали тех адресатов, для которых они вводились. Одновременно наличие таких льгот способствовало созданию недобросовестным нало¬гоплательщикам возможностей для ухода от налогообложения. Вместе с тем отмена большей части льгот не означает, что налоговая система страны не будет выполнять регулирующую функцию. Поэтому в Налоговом кодексе сохранены многие льготы, направленные на внедрение достижений науки и тех¬ники, а также связанные с осуществлением благотворительной деятельности, защитой малоимущих и слабо защищенных граж¬дан страны. Вместе с тем следовало бы подчеркнуть, что Кодексом в общем объеме налоговых платежей сохранена высокая доля косвенных налогов, и, прежде всего налога на добавленную стоимость и акцизов, это обусловлено необходимостью укрепления доходной базы бюджета, поскольку полнота сбора этих налогов заметно выше, чем у прямых налогов. Одно¬временно с этим Кодексом повышается фискальное значе¬ние и увеличение доли налогов и сборов, связанных с ис¬пользованием природных ресурсов, недр, а также имуществен¬ных налогов, которые станут основой формирования регио¬нальных и местных бюджетов. В отличие от принятого в 1991 г. и уточнявшегося на протяжении многих лет налогового законодательства, выра¬зившегося в наличии нескольких десятков законов и подза¬конных актов, в Налоговом кодексе установлена четкая ко¬дификация налогов, узаконена жесткая процедура их введения, отмены, утверждения ставок, предоставления льгот и преференций. В частности, по федеральным налогам и сборам порядок налогообложения, включая определение налогопла¬тельщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, на¬логовых ставок, налоговых льгот и сборов, устанавливает¬ся самим Кодексом. По региональным и местным налогам и сборам в соответствии с Конституцией Российской Феде¬рации в Кодексе прописываются общие для всех субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый на¬логовый правопорядок в Российской Федерации. Органы законодательной (представительной) власти субъектов Рос¬сийской Федерации и органы местного самоуправления ус¬танавливают соответственно региональные и местные нало¬ги и сборы, изменяют их ставки, принимают решения о предоставлении налоговых льгот и иные самостоятельные решения в соответствии с установленными Российской Фе¬дерацией и субъектами Российской Федерации общими принципами налогообложения. Налоговый кодекс практически полностью отменяет огромное количество подзаконных актов, он в очень большой степени становится законом прямого действия, что делает на¬логовое законодательство значительно более прозрачным и понятным. Кодекс не предусматривает издания ни инструк¬ций, ни ведомственных писем, ни разъяснений и толкований налоговых и финансовых органов. Другое дело, что ведомства должны утвердить формы расчетов налогов и деклараций, ус¬тановить порядок расчета определенных показателей для пра¬вильных расчетов налогов. Кодекс, и только Кодекс призван полностью отрегулировать практически все проблемы, возникающие между налогоплательщиком и налоговыми органами. Это позволит налогоплательщику четко знать «правила игры» и избежать, как это ранее нередко случалось, произвола со стороны фискальных служб. В этих целях Налоговый кодекс предусматривает большое количество процессуальных моментов, которые призваны вы¬вести на качественно новый уровень взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками. В Кодексе четко и недвусмысленно, в отличие от ранее действовавшего законодательства, регламентированы прави¬ла налоговых проверок, возможности применения «сило¬вых» мер при неисполнении налогоплательщиком возложен¬ных на него обязательств. В существенной степени изменилась процедура уплаты налогов. Налоговая инспекция сначала должна выставлять требования уплатить налог, а уже затем в законодательном порядке должны применяться финансовые и административ¬ные санкции к неплательщикам. В Кодексе четко прописана процедура проведения налоговых проверок, ограничены сро¬ки их осуществления, а также установлены жесткие ограни¬чения на проведение повторных проверок. Впервые за все существование налоговой системы России установлен четкий порядок изменения срока исполнения налогового обязательства, осуществляемый в виде отсрочек, рас¬срочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кре¬дита. Кодекс оговаривает платность за предоставленные от¬срочки или рассрочки уплаты налогов, за исключением изме¬нения срока исполнения налогового обязательства по отдель¬ным основаниям, в том числе связанным с недофинансированием из бюджета или неоплатой государственного заказа. Пре¬дусматривается, что возврат излишне взысканных с налогопла¬тельщика средств или излишне уплаченных им самостоятельно при неисполнении налоговым органом установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в размере ставки рефинансирования Банка России. Таким образом, принятие Налогового кодекса дает дос¬таточно твердую гарантию того, что каждый из участников налоговых отношений совершенно четко знает, кто, когда и при каких обстоятельствах вправе или обязан предпринять те или иные действия и какова должна быть реакция на эти действия. В Налоговом кодексе четко прописана система штраф¬ных санкций за нарушение налогового законодательства, уменьшены ранее действовавшие чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. При этом Кодек¬сом установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых нарушений. Принципиальное значение имеет введенная в Налоговом кодексе норма об обязательном судебном порядке взыска¬ния с налогоплательщиков штрафных санкций за наруше¬ния налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф добровольно). Таким образом, штрафы за нарушение налогового законодательства будут взиматься только по решению суда. Характерной особенностью Кодекса является введение спе¬циальных налоговых режимов (как правило, с освобождением от уплаты большинства предусмотренных Кодексом налогов). Специальным налоговым режимом, исходя из положений Кодекса, является особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, приме¬няемый в особых, оговоренных Кодексом, случаях и в поряд¬ке, установленных Кодексом и применяемыми в соответствии с ним федеральными законами. Сохранен в виде специального налогового режима введен¬ный еще до принятия Кодекса действующий единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Необходимо также отметить, что для решения постав¬ленных при принятии Налогового кодекса задач внесены изменения в порядок и условия функционирования конк¬ретных видов налогов. Серьезные изменения внесены Кодексом в существовав¬ший режим подоходного налогообложения физических лиц. В целях ослабления налоговой нагрузки на заработную пла¬ту вместо действовавшей прогрессивной шкалы ставок на¬лога начиная с 2001 г. введена единая ставка налога на дохо¬ды физических лиц в размере 13 процентов. В отличие от ранее действовавшего подоходного налога, предусматривавшего огромное количество разнообразных малообоснованных налоговых льгот, Налоговый кодекс пре¬дусматривает систему четких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных и профессиональ¬ных налоговых вычетов. Наиболее существенные поправки Налоговый кодекс внес в существовавшие до его принятия режимы уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. В пе¬речень федеральных налогов и сборов в качестве самостоя¬тельного налогового платежа включен единый социальный налог (взнос) взамен действовавших ранее взносов в четыре государственные социальные внебюджетные фонда с установлением регрессивной шкалы этого налога. Принципи¬альное значение имеет установление для всех налогопла¬тельщиков – работодателей единого порядка исчисления налоговой базы по этим платежам, в качестве которой пре¬дусматривается общая сумма доходов в виде выплат, вознаг¬раждений и иных доходов, начисляемых в пользу наемных работников. Предусмотренное Кодексом снижение сумм налогов, ис¬числяемых от объема расходов на оплату труда, направлено в первую очередь на стимулирование легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников, и расширение на этой основе базы обложения налогом на доходы физи¬ческих лиц и социальным налогом. Относительно небольшие изменения внесены в действо¬вавший до принятия Кодекса порядок функционирования налога на добавленную стоимость. Это связано с тем, что данный налог является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений бюджета. Поэтому из¬менения по данному налогу, в основном, связаны с исклю¬чением некоторых перекосов и отклонений в исчислении и уплате НДС по сравнению с режимом, применяемым в меж¬дународной практике. В частности, в число плательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели при ус¬ловии, что объем полученной ими выручки не опускается ниже определенного уровня. Существенные изменения внесены в порядок примене¬ния акцизов. В частности, в связи с отменой налога на реали¬зацию горюче-смазочных материалов, введены акцизы на ди¬зельное топливо и на автомобильные масла. По этой же при¬чине, а также из-за снижения ставки налога на пользователей автомобильных дорог существенно увеличены ставки акцизов по автомобильному бензину. Предусмотрено, также, перенести обязанности по уплате ча¬сти акциза с производителей алкогольной продукции на акк¬редитованные организации оптовой торговли, реализующие такую продукцию. Следует подчеркнуть, что изменение источников финан¬сирования дорожного строительства является одним из наи¬более серьезных вопросов, решенных Налоговым кодексом. Финансирование территориальных программ по строитель¬ству автомобильных дорог будет осуществляться теперь за счет увеличения акцизов на бензин вместо действовавших до принятия Кодекса отчислений на строительство и содер¬жание автомобильных дорог. Другим источником таких рас¬ходов должен стать региональный транспортный налог, ко¬торый по существу объединит пока еще действующий налог на владельцев транспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств. При этом размер ставки этого налога будет заметно увеличен и поставлен в зависимость от величины мощности автомобиля. Вместо существующего до введения в действие всех глав второй части Налогового кодекса большого числа местных налогов их перечень будет ограничен только пятью. Но уже сегодня отменены многие местные налоги. Для сохранения уровня доходов местных бюд¬жетов в составе местных налогов предусмотрен муниципальный налог, налоговая база которого соответствует на¬логу на доходы организаций, а предельная ставка состав¬ляет 5 процентов. В процессе работы над НК РФ было подготовлено несколь¬ко проектов, предусматривавших обновление налоговой систе¬мы от радикальных вариантов с пересмотром самих принципов действия фискального механизма до максимально приближен¬ного к действующему до 1998 г. комплексу налоговых законов и нормативных документов. Практически все авторы проектов провозглашали необходимость конструирования НК РФ как системы, способной решить триединую задачу: 1) обеспечить бездефицитность бюджета, 2) повысить деловую активность производителей и 3) реализовать социальное обеспечение обще¬ства. Однако до настоящего времени задача создания отечествен¬ной налоговой системы, обеспечивающей гармонизацию бюд¬жетного баланса, социальной справедливости и экономической эффективности, остается нерешенной. НК РФ в качестве глав¬ного направления налоговой политики сохранил фискальный подход к функционированию налоговой системы. В коммента¬риях к части первой НК РФ специалисты Департамента налого¬вой политики Минфина России прямо называют «повышение собираемости налогов главным на сегодня направлением в на¬логовой политике» [30, 14]. При этом многие налоговые нововведения, уже прошедшие через фильтры комиссий Государственной Ду¬мы, несут в себе существенные внутренние противоречия. Это относится прежде всего к трактовке налога на прибыль предпри¬ятий. Предлагается осуществлять политику всемерного сокращения налоговых льгот. В комментариях работники Департамента налоговой по¬литики Минфина России утверждают, что льготы разъедают нашу налоговую систему, а их отмена позволит увеличить бюд¬жетные доходы, обеспечит снижение ставок налога до 30%, пре¬доставит возможность осуществлять принцип равномерности и справедливости распределения налогового бремени. Приводится также ссылка на успешную экономическую политику админист¬рации Р. Рейгана, осуществившую сокращение налоговых льгот с одновременным снижением налоговых ставок. Однако авторы комментария забывают, что, отменив ряд льгот по корпоратив¬ному налогу, стимулирующих вложения в действующее произ¬водство, правительство Р. Рейгана одновременно расширило перечень налоговых льгот для компаний, осуществляющих вло¬жения в модернизацию производства и обеспечение развития научно-исследовательских проектов. Трансформация, а отнюдь не отмена, налоговых льгот – нормальный процесс стимулиро¬вания инвестиций в определенные регионы страны, на развитие высших технологий, создание экологически чистых производств. В Германии налоговыми льготами поддерживаются фирмы, ин¬вестирующие капитал в восточные земли страны. В США в пе¬риоды нарастания перепроизводственных тенденций в экономи¬ке происходило некоторое сокращение налоговых льгот, но ко¬гда возникла проблема изменения структуры производства в се¬веро-восточных штатах (переориентации ее с текстильной про¬мышленности на высокотехнологичные производства), то реше¬ние было найдено на основе применения целого ряда существенных налоговых льгот. Практически все страны с развитой рыночной экономикой используют налоговые льготы для стимулирования модерниза¬ции производства, ускорения внедрения научно-технических достижений, инвестиций в прикладные и фундаментальные ис¬следования. В налоговом законодательстве Великобритании, Франции, Германии и др. содержатся положения о полном включе¬нии в себестоимость продукции расходов частных фирм на НИОКР, существенно снижающих величину облагаемой прибыли. Осуществление политики ликвидации нало¬говых льгот означает не что иное, как лишение российской на¬логовой системы регулирующей функции - возможности опре¬делять и стимулировать приоритетные направления развития национальной экономики. Это относится прежде всего к поли¬тике ликвидации налоговой льготы на собственную прибыль предприятия, инвестируемую в расширение и техническую ре¬конструкцию производства. Порочной является и политика сокращения налоговых льгот для малого и среднего бизнеса (в Германии, Франции и других западных странах малые предпри¬ятия, а также венчурные фирмы на одни-два года своей дея¬тельности полностью освобождаются от налогов). В то же время налоговые льготы на прибыль предприятий, направляемую на научно-технические разработки, поисковые исследования, по¬вышение квалификационного уровня персонала, работы по обеспечению экологической безопасности производства, следует резко расширить. В налоговую систему вновь включен налог с продаж. Его ставки устанавливаются субъектами Федерации 5%. Ис¬следование зарубежного опыта показывает, что в странах, ак¬тивно использующих в своих фискальных системах НДС, как правило, не применяется налог с продаж. Такая ситуация законо¬мерна, так как оба налога имеют сходную базу обложения. Величина стоимости товара для покупателя при взимании НДС увеличивается однократно (на 20 или 10%) в момент при¬обретения им товара или услуг у розничного продавца. При вве¬дении же в действие налога с продаж произойдет многократное увеличение стоимости товара на сумму ставки данного налога. Причем реальная величина налога с продаж будет зависеть от числа посредников, участвующих в перепродаже товара. Налицо возникновение каскадного эффекта при данной трактовке на¬лога с продаж, тяжесть которого ложится на покупателя. Даже предполагаемое снижение ставки НДС на 5% при параллельном введении 5-процентного налога с продаж не только не облегчает налогового бремени потребителя, но и существенно увеличивает его. Снять социально негативные последствия от введения налога с продаж можно, только запретив его применение в опто¬вой и мелкооптовой торговле (при одновременном снижении НДС на величину налога с продаж), но в этом не заинтересова¬ны региональные органы управления. Нельзя не заметить, что, несмотря на различные оговорки, этот налог наряду с сокращением перечня товаров льготного обложения НДС станет дополнительным фактором роста цен и понижения жизненного уровня основной массы населения. В условиях переживаемого Россией острого финансового кризиса максимальное внимание привлекают вопросы подоход¬ного налогообложения граждан - вопросы, во многом спорные. Не реализована объек¬тивная потребность установления необлагаемого минимума на уровне, достаточном для обеспечения цивилизованных условий жизни работника и его семьи. Помимо прочего, на современном этапе, когда ускорился процесс дифференциации доходов от¬дельных групп населения, необходимо обеспечить социальный характер подоходного обложения. С 1995 по 1997 гг. доля подо¬ходного налога с физических лиц в консолидированном бюдже¬те возросла с 10,3 до 12,7%, предполагается ее дальнейшее уве¬личение. Но вместе с тем растет и социальная напряженность в обществе. Это связано во многом с тем, что основная часть по¬доходного налога взимается «у источника доходов» с низкообес¬печенных слоев населения, а представители высокообеспечен¬ных слоев умело выводят значительную часть своих доходов из-под налогообложения. С целью выявления нерегистрируемых доходов значительной части населения заслуживает серьезного внимания предложение о введении всеобщего налога на сумму имущества граждан. Ис¬пользование этого вида налогообложения сначала в регистрационных целях со ставкой обложения не выше 0,1-0,5%, с охва¬том недвижимости, ценных бумаг, других финансовых активов и отдельных видов вкладов позволит в конечном счете выявить реально существующую в стране базу подоходного налогообло¬жения. Но даже это вполне разумное предложение о введении нового вида налога, по существу, носит чисто фискальный ха¬рактер. НК РФ продолжает печальную традицию последнего десятилетия по реформированию российской системы налогообложения: постоянно вносимые изменения в налоговую систему оринентируются на конкретную экономическую ситуацию, а нередко и на субъективные рекомендации. Можно сказать, что налого¬вая система формируется стихийно. России остро не хватает собственной научной школы или ряда школ в области налогообложения, разработки которых способны не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но и спрогнозировать долгосрочные экономические, социальные, экологические последствия от реализации тех или иных налоговых реформ. При выработке теоретических основ российской научной школы налогообложения несомненно не¬обходимо использовать мировой опыт. Но не выборочно и субъ¬ективно, как это происходило до сих пор: необходим учет глобальных общемировых объективных тенденций развития нало¬говых систем в рыночной экономике. Критическое применение зарубежного опыта при определении долгосрочных целей нало¬говой политики и формировании налоговых структур позволит ускорить и сделать менее болезненным движение к цивилизо¬ванной рыночной экономике в России.
Share:

2 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. 1 января 2017 года вступили в действие изменения в налоговом кодексе http://nalogovyy-kodeks.ru/

    ОтветитьУдалить

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.