3 нояб. 2012 г.

Осмотр места дорожно-транспортного происшествия

При получении сообщения о дорожно-транспортном происшествии (ДТП) помимо осуществления мероприятий, проводимых при выезде на любое происшествие, необходимо поручить работникам ГИБДД, дорожного надзора или иным компетентным лицам временно перекрыть движение на данном участке, если это еще не сделано и если это возможно по условиям движения. Определяется круг специалистов, которых необходимо привлечь к осмотру (специалист-автоинженер, специалист-криминалист, врач-специалист в области судебной медицины и т.д.).46 По прибытии на МП до начала осмотра наряду с осуществлением действий общего характера, необходимо: а) записать Ф.И.О. пострадавшего, в какую больницу он отправлен; б) установить личность водителей транспорта, участвовавших в происшествии, изъять у них документы (удостоверение водителя, путевой лист, технический паспорт, накладные на груз); в) выяснить у очевидцев, а также работников милиции и других лиц, что произошло при ДТП, какие изменения внесены в его обстановку; г) при невозможности сохранить обстановку МП и следы в неизменном состоянии, отметить местоположение колес транспортных средств, контуры тела пострадавшего, начало и конец тормозного пути, местонахождение отделившихся деталей и частей транспорта, крови, масел, бензина, выпавшего груза и т.п.; Для фиксации указанного можно воспользоваться куском кирпича, мела, угля и т.п.; д) если у водителя отмечается наличие признаков опьянения, нужно немедленно отправить его на медицинское освидетельствование в сопровождении работников милиции; е) в случае, если водитель скрылся с МП, проверить, какие приняты меры для его задержания, и в случае, если это не сделано, дать соответствующее задание работникам уголовного розыска и ГИБДД.47 При осмотре и фиксации в протоколе места ДТП (см. Приложение 9) осуществляются следующие действия: 1. Устанавливается место нахождения центра происшествия по расположению осколков стекол, отвалившейся от машины грязи, упавшего груза, отделившихся деталей и частей, пролившейся жидкости (топливо, масло). Проводится ориентирующая (место ДТП и окружающая это место обстановка) и обзорная (само место ДТП в пределах его границ) фотосъемка, или кино-, видеосъемка мелким и средним планом соответственно; 2. При столкновении на перекрестке, регулируемом светофором, инспектор ГИБДД и проводящий осмотр должны точно зафиксировать в протоколе осмотра время своего прибытия и какой сигнал светофора в это время был включен для каждого направления движения. Дождавшись очередной смены сигналов светофора, указать, через сколько секунд и в какое время она произошла. Далее следует определить с помощью секундомера продолжительность сигналов для каждого направления движения. Эти данные отражают в протоколе. Если будет точно зафиксировано время происшествия и указанные выше данные, получив официальную справку о продолжительности сигналов светофора и сравнив их, можно будет определить - какой сигнал был включен в момент происшествия. Осматривается как перекресток, так и подходы (подъезды) к нему, устанавливается характер обзорности со всех сторон, наличие иных средств регулирования движения на перекрестке и на каждой из улиц, примыкающих к перекрестку;48 3. При заносе или опрокидывании транспортного средства на закругленном участке дороги с помощью специалиста устанавливается по следам радиус поворота машины, определяются радиус закругления дороги и ее поперечный профиль; 4. Если столкновение произошло при обгоне, осматривается участок дороги, насколько превышающий по длине расчетный путь обгона, при этом обращается внимание на состояние проезжей части, наличие и видимость дорожных знаков, характер обзорности и дальность видимости по всему участку обгона; 5. Выявляются и фиксируются признаки, указывающие на направление движения каждого из транспортных средств; 6. Определяется и фиксируется положение следов левых и правых колес, колес по отношению к осевой линии и краю дорожного покрытия (обочине, бордюру); 7. Выявляются и замеряются следы торможения. При этом настоятельно необходимо определить фактическую величину коэффицента сцепления шин с дорогой. Для этого используются динамометрические тележки, рабочие динамометры и другое специальное оборудование. Если тормозной след проходил по участкам с различным дорожным покрытием, необходимо указать протяженность следа торможения на каждом участке. При определении эффективности торможения лучше всего использовать деселерометр. Определение эффективности торможения лучше всего поручить специалисту; 8. Осматриваются транспортные средства. Осмотр каждого из них начинается с той части, которая непосредственно вошла в соприкосновение с телом человека, другим транспортным средством или иными объектами при столкновении; 9. Выявляются и фиксируются следы повреждений на транспортном средстве, возникшие при столкновении, с указанием их локализации по отношению к узлам транспортного средства и высоты от дорожного покрытия (вмятины, царапины, вдавленности, разрывы, отслоения и наслоения краски, грязи, иных веществ, свежие следы излома). Проводится фотографирование следов повреждений, иных следов на транспортном средстве по правилам узловой и детальной съемки либо кино-, видеозапись крупным планом; 10. Определяется с помощью специалиста техническое состояние транспортного средства на момент осмотра и до столкновения (состояние тормозной системы, световых приборов, рулевого управления, зеркала заднего вида, стеклоочистителей, колес и шин, двигателя и др.) в соответствии с требованиями ГОСТа 25478-91, приведенными в Приложении к Правилам дорожного движения;49 11. При осмотре передней части автомашины обращается внимание на состояние переднего буфера (бампера), номерного знака, облицовки радиатора, фар, подфарников (габаритных огней), капота, крыльев, передних колес, лобового стекла, стоек лобового стекла, стеклодержателей; 12. При осмотре боковых сторон автомашины обращается внимание на состояние дверей и их ручек, боковых стекол, бортов грузовой автомашины, брызговиков, задних колес, их грязевых щитков, подножек; 13. При осмотре задней части исследуется состояние заднего буфера (бампера), крышки багажника, задних габаритных фонарей, стоп-сигнала, катафотов, номерного знака с кронштейном. Затем осматривается крыша кабины (кузова); 14. Осматривая кабину (салон кузова), устанавливается состояние внутреннего оборудования, наличие следов крови, их форма, размеры, местоположение, наличие и местоположение посторонних предметов, следов ног на резиновых ковриках. Осуществляется узловая и детальная фотосъемка, или кино-, видеозапись крупным планом; 15. При заявлении водителя о том, что транспортным средством управляло другое лицо, выявляются и фиксируются следы рук на рулевом колесе, рычаге переключения передач, рычаге ручного тормоза, зеркале заднего вида, крышке и ручке ящика для мелких вещей и т.п. Осмотр трупа на месте ДТП имеет следующие особенности: а) местоположение трупа фиксируется по отношению к транспортному средству, неподвижным ориентирам и иным окружающим предметам, имеющим отношение к происшествию; б) при осмотре одежды обращают внимание на наличие отпечатков частей транспортного средства (протектора, выступающих частей автомашины и т.п.), наложения почвы, краски, смазочных материалов, металлической пыли, осколков стекол, иных загрязнений; в)при осмотре обуви установить наличие или отсутствие на подошвах характерных следов скольжения в виде прямолинейных или дугообразных трасс; г) обнажив тело, устанавливается: - локализация на частях тела ссадин, кровоподтеков, ушибленных и рваных ран, расстояние от подошвенной части стопы (исследуется вопрос, какими частями транспортного средства они предположительно оставлены); - подвижность костей в местах переломов; - отпечаток рисунка одежды (структуры ткани) на теле, позволяющие в дальнейшем определить места приложения значительной силы (они могут быть на гладких поверхностях наружных частей автомашины). При переезде транспортного средства через тело человека надо искать следы крови, мозгового вещества, волосы, обрывки одежды и волокна тканей на картерах мостов, коробке передач, деталях подвески, рессорах, тормозных барабанах, на частях карданной передачи, рамы, рулевого привода, иных частях нижней поверхности кузова. В случаях, когда водитель скрылся с МП вместе с транспортным средством, основное внимание обращают на следы, с тем, чтобы установить вид и модель транспортного средства, а в дальнейшем отождествить его, когда оно будет обнаружено. Изучив также сведения, полученные от свидетелей и очевидцев, работникам уголовного розыска и ГИБДД сообщаются следующие сведения: - предполагаемые вид транспортного средства, модель, окраска, другие известные признаки; б) какие повреждения и следы могут быть обнаружены на разыскиваемом транспортном средстве; в) наиболее вероятные пути дальнейшего следования транспортного средства с учетом географического положения района и дорожно-транспортной обстановки; г) о необходимости обеспечить проверку транспорта, имеющего признаки, установленные для скрывшегося автомобиля, используя сведения о местонахождении производственных и бытовых предприятий, автобаз, гаражей учреждений, имеющих транспортные средства. При ОМП по делам о ДТП особое внимание уделяется следам транспортных средств. Обнаруженные следы шин подробно описываются в протоколе ОМП. При этом указывается: - вид поверхности, на которой обнаружены следы (асфальт, грунт песчаный, глинистый, чернозем, снег); - состояние поверхности (сухая, влажная, гладкая, неровная и т.д.); - вид следов (статический, динамический, объемный, поверхностный, позитивный, негативный); - место расположения следов (на повороте, на участке прямолинейного движения); - количество дорожек следов и их относительное размещение; - ширина каждой беговой дорожки (ширина следа протектора); - ширина колеи передних и задних колес (расстояние между средними линиями беговых дорожек шин одинарных колес или между средними линиями спаренных колес, расположенных на одной оси); - строение рисунка протектора (ромбы, квадраты, прямоугольники или их сочетание); формы и размеры особенностей протектора, наличие дефектов (трещин, выбоин, заплат и т.п.); - расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности (длина следа одного оборота колеса); - длина следов торможения; - признаки направления движения. Следы шин колес транспортного средства фотографируются по правилам узловой (когда фотографируется несколько взаимосвязанных следов) и детальной съемки. Для детальной съемки выбираются наиболее четкие следы, отображающие индивидуальные особенности протектора шины. Масштабная линейка, применяемая при съемке, должна иметь миллиметровые деления. Соответственно вместо фотосъемки может осуществляется кино-, видеосъемка крупным планом. Успех и быстрота расследования ДТП во многом зависит от того, насколько полно и квалифицировано будет проведен осмотр места его совершения. При осмотре места ДТП должен быть получен целый ряд необходимых для расследования сведений. При этом, специфика этой категории дел требует не только ясного понимания тактики производства осмотра, но и определенных технических знаний. Чем больше технических познаний имеет проводящий осмотр места ДТП, тем более квалифицированно будет проведен сам осмотр.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.