3 нояб. 2012 г.

ВИДЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

После войны советское государство приступило к восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства. В этих условия исправительно-трудовая система стала одним из основных поставщиков бесплатной рабочей силы. В послевоенное время была усилена ответственность за хищение государственного и общественного имущества: в июне 1947 г. за эти преступления были увеличены сроки наказания (до 10-25 лет), к лишению свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим преступлениям. Структура исправительно-трудовых учреждений МВД на начало 1952 года выглядела следующим образом. Руководство всеми исправительно-трудовыми учреждениями осуществляло Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний (ГУЛАГ) МВД СССР. Помимо лагерей, находившихся в ведении ГУЛАГа, имелись еще лагеря в ведении Главпромстроя, Дальстроя МВД, специального Главного управления и Управления слюдяной промышленности МВД и др. В своей практической деятельности эти главные управления подчинялись непосредственно МВД СССР. Вместе с тем на ГУЛАГ МВД возлагался контроль а деятельность главных лагерных производственных управлений МВД по обеспечению в подведомственных им лагерях необходимых жилищно-бытовых и режимных условий и правильного трудового использования заключенных. При министерствах внутренних дел республик и управления внутренних дел краев и областей в 1951 г. были созданы отделы исправительно-трудовых лагерей. В связи с этим на МВД республик, УМВД краев и областей было возложено непосредственное руководство и ответственность за работу исправительно-трудовых лагерей, дислоцирующихся на территориях республик, краев, областей по вопросам охраны, режима содержания и размещения заключенных, оперативной работы, трудового использования осужденных. Эти функции отделы исправительно-трудовых лагерей осуществляли через управления исправительно-трудовых лагерей и управления исправительно-трудовых лагерей и колоний. На территории некоторых областей сосредотачивалось несколько лагерей, находившихся в подчинении различных центральных органов. В исправительно-трудовых лагерях того времени было два вида режима: общий и усиленный. Исправительно-трудовой лагерь имел следующую структуру: управление лагеря, лагерные отделения, лагерные пункты, участки и командировки, а также центральные штрафные лагерные пункты. Внутри этих мест заключенные разбивались на колонны (400-600 заключенных) и бригады. Условия содержания на общем и усиленном режимах мало чем отличались друг от друга. Рабочий день для всех был установлен 9 часов. Осужденные имели право на получение общих и личных свиданий, на получение передач и посылок, а также на неограниченную переписку с родственниками. За труд они получали премиальное вознаграждение в размере до 100 рублей. При этом 15 % из этой суммы зачислялись на лицевой счет и выдавались при освобождении. Раз в году осужденному предоставлялся рабочий отпуск продолжительностью в десять дней, без выходя из лагеря или колонии. Разрешалось ношение гражданской одежды и хранение наличных денег, а также получение денежных переводов на неограниченную сумму. Право назначения вида режима принадлежало администрации исправительно-трудового учреждения. На усиленный режим направлялись осужденные за особо опасные государственные преступления, бандитизм, разбой, побеги и рецидивисты. Общий режим предоставлялся всем остальным осужденным. После отбытия одной трети срока наказания по постановлению, утвержденному начальником лагеря, заключенные с усиленного режима могли быть переведены на общий режим. В отдельных случаях начальнику лагеря предоставлялось право досрочного перевода с усиленного на общий режим. Нарушители дисциплины с общего и усиленного режимов подлежали переводу в штрафные лагерные пункты на срок до 3 месяцев. В штрафные лагерные пункты направлялись также осужденные в лагере за бандитизм, разбой и грабежи на срок до одного года, а осужденные за прочие преступления – до 6 месяцев. Основанием для перевода в штрафной лагерный пункт являлся приказ начальника лагеря. За систематические отказы от работы заключенные могли привлекаться как за контрреволюционный саботаж по ст. 58/14 УК РСФСР 1926 г. 10 июля 1954 г. Совет Министров ССР утвердил «Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР», которое закрепило основные принципы советской исполнительно-трудовой политики. На ИТУ были возложены задачи обеспечения отбытия осужденными наказаний по приговорам судов, охраны и надзора за ними, предупреждения новых преступлений, исправления их на основе приобщения к общественно полезному труду и проведения политико-воспитательной работы. Положение ввело более отчетливую классификацию осужденных, согласно которой в ИТК должны были содержаться : 1) лица, осужденные к лишению свободы на срок до 3 лет; 2) лица, впервые осужденные за должностные, хозяйственные и другие не особо опасные преступления, 3) лица, переводимые из детских трудовых колоний для дальнейшего отбывания наказания. В исправительно-трудовых колониях – все остальные осужденные. Если в ИТК был предусмотрен только один вид режима содержания, то в лагерях – четыре: общий, облегченный, строгий и специальный строгий. В подразделениях общего режима содержались осужденные впервые за менее опасные преступления, а также за тяжкие преступления, как впервые, так и неоднократно, переводимые из колоний строгого режима. Однако осужденные за особо опасные государственные преступления, осужденные два раза и более за мене опасные преступления должны были содержаться в разных подразделениях. В подразделениях строгого режима содержались независимо от количества судимостей, осужденные за тяжкие преступления – бандитизм, умышленное убийство, разбой, грабежи, воры-рецидивисты, а также переведенные с общего и облегченного режимов за злостные нарушения дисциплины. При условии хорошего отношения к труду и примерного поведения, после отбытия не менее шести месяцев на строгом режиме, осужденные могли быть переведены на общий режим. В специальных подразделениях строгого режима содержались осужденные за тяжкие преступления, совершенные в места лишения свободы, а также переведенные со строгого режима за злостные нарушения дисциплины. В подразделениях облегченного режима содержались осужденные на срок до 3 лет, осужденные впервые за должностные, хозяйственные и другие не особо опасные преступления, а также переведенные из детских трудовых колоний по достижении ими совершеннолетия для дальнейшего отбывания наказания. Кроме того, на облегченный режим переводились осужденные с общего режима после отбытия ими одной трети срока наказания. Как подмечают специалисты, одним из недостатков работы ИТУ являлась существовавшая в то время система зачетов рабочих дней, которая подрывала стабильность приговора и отрицательно сказывалась на задачах специального и общего предупреждения преступлений.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.