25 окт. 2012 г.
Home »
» “ИСТОЛКОВАНИЕ СЛОВАМИ СВЯТЫХ ОТЦОВ”
“ИСТОЛКОВАНИЕ СЛОВАМИ СВЯТЫХ ОТЦОВ”
ТЕРТУЛЛИАН. “ К пополнению столь спасительной мо¬литвы (прости нам) прибавил Господь: не введи нас во искушенье, научая нас не о том только молиться, чтоб оставлены были нам грехи наши, но и о том, чтоб они совсем предотвращены были. Не введи нас во искушение, значить—не попусти нам быть введенными в искушение тем, кто искушает. Да не будет нам думать, будто Бог искушает,—ни в том смысле, чтоб узнать веру нашу, как бы не знал ее, ни тем паче в том, чтоб порадоваться нашему падению: неведение и злоба суть принадлежности диавола”.
КИПРИАН. “ Еще заповедует нам Господь говорить в молитве: и не введи нас во искушение. Этим прошением показывается, что враг ничего не может сде¬лать нам, если не попустить Бог, чтоб таким образом весь наш страх, все наше благоговение и внимание обращены были к Богу, когда в искушениях наших ничего не может против нас враг, если не будет дана ему на то власть свыше. Доказывает сие Божественное Писание, когда говорить: пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его, и предал Господь в руку его Иоакима (Дан. 1:1, 2). Дается же лукавому власть над нами по грехам нашим, как написано: кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего (Ис. 42: 24, 25). Также, когда Соломон согрешил и отступил от заповедей и путей Господних, сказано: и воздвиг Бог против Соломона еще противника (3 Цар. 11: 23).—Дается сия власть на нас по двум причинам: или для наказания, когда грешим; или для сла¬вы, когда испытываемы бываем, как это видим учиненным над Иовом, по свидетельству самого Бога, Который говорить: и сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей (Иов. 1:12). И Го¬сподь в Евангелие своем, во время страдания, гово¬рит: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (Ин. 19: 11). Да ведаем при сем, что молясь, да не внидем в искушение, убеждаемы бываем в своей немощи и своем бессилии тем самым, что так молимся, чтоб никто не возносил се¬бя в высокоумии, никто в гордости и надмении не присвоил себе что либо, никто не приписывал себе самому славы исповедничества или мученичества, тем паче, что сам Господь, научая нас смирению, сказал: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мр. 14, 38). Когда таким образом будет предпосылаемо смиренное исповедание (своей немощи), и все всецело предаваемо Богу, тогда смиренно со страхом и благоговением испраши¬ваемое у Бога всеконечно будет даровано Его благостынею”.
ЗЛАТОУСТ. “ И не введи нас в искушение. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов (претерпения скорбного), и произвольно не спешить к ним: ибо таким образом и для нас будет победа блистательнее, и для диавола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к оной, то должны находиться в покое и ожидать вре¬мени подвигов, дабы показать себя и нетщеславными и мужественными.
Не введи нас в искушение. Подлинно много скорбей причиняется нам от диавола, много и от людей, или явно оскорбляющих, или тайно злоумышляющих. И тело, иногда восставая на душу, наносить тяжкий вред; а, иногда подвергаясь различным болезням, причиняет нам скорби и страдания. Посему так как многие и различные бедствия нападают на нас со многих сторон, то мы научены испрашивать у Бо¬га всех избавления от них. Ибо при его запрещении прекращается всякое смятение, буря превращается в тишину и пристыженный лукавый удаляется; как никогда, оставив людей, он удалился в свиней, даже не осмелившись сделать и это без приказания (Mф. 8: 31). А кто не имеет власти даже над свиньями, тот как может овладеть людьми, охраняемыми Богом?”.
КАССИАН. “ Слова не введи нас в искушение, не то значат, что—не попусти нам когда-либо искушаемым быть, но—не попусти нам быть побежденными в искушении. Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо во всем этом не согрешил (Иов. 1, 22), и не осквернил уст богохулением, к чему хотел привесть его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф; но ни тот, ни другой из них не введен был в искушение: ибо ни один не исполнил воли искусителя”.
БЛАЖ. АВГУСТИН. “Молимся же мы не о том, чтобы не быть искушае¬мыми, но чтобы не быть введенными в искушение: так как например, кто-либо, быв поставлен в необхо¬димость быть испытанным огнем, молится не о том, чтоб не коснулся его огонь, но о том, чтоб не быть сожжену. Иосиф искушен быль прельщением блудным, но не быль введен в искушение. И многие другие обоего пола также были искушены, но не введены в искушение: особенно же Иов. Многих соблазняет то, что са¬тана просит искусить Иова. Но не написано ли подоб¬ное и в Евангелии: се сатана просит вы, дабы сгьлм лкоже пшенщу (Лк. 22: 31)?—Этим означается, что са¬тана никакой не имеет власти искушать кого-либо; и если искушает, искушает по попущению Божию. Божие же попущение бывает или для наказания людей за грехи их, или для обучения их и доставления им опытно¬сти.
Не введи нас в искушение. Оставь нам грехи наделанные, и не дай нам впасть в другие такие же: ибо кто побуждается искушением, тот впадает в грех.. Апостол Иаков говорить: кшждо искушает¬ся, от своел похоти велекош и прельщает. Таже по¬лоть, заченияи рождает» грчьх. Чтобы не быть тебе увелечену похотью, не соглашайся с нею. Ей не отку¬да зачать, как от тебя. Согласился: тоже что поспал с нею в сердце своем. Восстала похоть; откажи ей в себе, не следуй ей. Она непотребна, растленна, срамна, от Бога тебя отчуждает. Не давай ей объятий согласия, чтобы не оплакивать порождение от того: ибо если согласишься, то есть, примешь ее в себя, она зачнет. Но похоть же, зачав, рождает грех. Не боишь¬ся этого? А сделанный грех рождает смерть. Хоть смерти побойся. Если не боишься греха, побойся того, куда приводить грех. Сладок грех, но горька смерть. Она – крайнее бедствие людей, для чего грешат они, то, ,умирая, оставляют здесь, а самые грехи берут с со¬бою. Грешишь из-за денег; здесь оставишь их. Грешишь из-за других стяжаний: здесь оставишь их. Грешишь из-за жены: здесь оставишь ее. И что бы то ни было, из-за чего грешишь, все то, смежая очи на смерть, здесь оставишь, а с собою возьмешь только самые грехи учиненные тобою из-за того”.
0 коммент.:
Отправить комментарий