25 окт. 2012 г.

Семья как институт социального наследования

Одним из проявлений социального неблагополучия современного рос-сийского общества является нарушение межпоколенных связей, ведущее к по-тере универсальных норм и ценностей, воплощенных в обычаи и традиции. Проблема межпоколенных отношений особенно обострилась во всем мире в связи с подъемом молодежного и студенческого движения в 60-70-х го-дах ХХ века, которое стало одним из проявлений нарастающего кризиса совре-менной цивилизации. Появилось много исследований, в центре внимания которых был "кон-фликт поколений", "разрыв поколений". По разному трактовалась сущность этого явления. Так, американский социолог Л.Фойер считал, что "конфликт" поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на из-начальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба. Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), мате-ри и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследст-ва. Представители авангардизма усматривают в молодежной контркультуре единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего застойного, консервативного в обществе. Все эти объяснения сущности конфликта поколений, а также субъектив-ные оценки юношей, которые склонны преувеличивать степень своих отличий от старших, должны быть дополнены анализом объективно существующих раз-личий и их причин. Каковы же причины обострения противоречий между поколениями ? Взаимодействие поколений - это производное от социальной структуры, социальных отношений ( Т.Парсонс, Ш.Айзенштадт). Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями лю-дей зависит от совместимости ценностных ориентаций, основных норм жизне-деятельности "отцов" и "детей", от возможности адекватной, успешной социа-лизации молодежи, от условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями, от соответствия личности требованиям возрастного социального статуса, от степени институализации возрастных ролей (например, наличие или отсутствие молодежных организаций). Обострение межпоколенных отношений связано с рядом социальных яв-лений современности. Во-первых, это научно-технический прогресс, который подрывает авто-ритет старшинства. С.Н.Паркинсон отмечает, что "старшинство" порой означа-ет лишь утрату связей с современностью, потерю контакта с реальной жизнью. Ведь именно молодые могут работать с компьютерами, а нынешние директора, вполне возможно, даже не знакомы с компьютерным языком. Современные специалисты, живущие в электронном мире, часто не способны о чем-то гово-рить с людьми, не получившими специального технического образования. Твердая рука руководителя якобы им уже не нужна. Информационный аспект проблемы еще не осознан. Во всяком случае технический прогресс, ин-форматизация образа жизни (от досуга, обучения, производства, политики до духовного мира человека и от детского возраста до старости) существенно влияют на жизнедеятельность людей, часто наносят удар по преимуществам традиционной мудрости, по авторитету стариков. По словам С.Н.Паркинсона, технический прогресс не учитывает стар-шинства. Если раньше знаний и навыков, полученных в юности, человеку хва-тало на всю трудовую жизнь и новое поколение училось у предыдущего, соци-альный статус и специальность чаще всего передавались по наследству, то с внедрением инновационного типа жизнедеятельности ситуация меняется. Со-отношение прошлого, настоящего и будущего приобретает новый смысл. При обязательности и даже большей ценности учета опыта, знаний, традиций пре-дыдущих поколений все большее значение приобретает установка на будущее, на неизбежность изменений в своей профессиональной, общественной, семей-но-родственной судьбе. Во-вторых, все опаснее становится пренебрежение к прошлому, так как каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. Чем старше цивилизация, тем больше прошлого за ее спиной, тем она опытнее и тем важнее историческое значение. Оно - первейшее средство сохранения и про-дления стареющей цивилизации, но не потому, что дает рецепты ввиду новых жизненных осложнений, а потому, что не дает повторять наивные ошибки прошлого. В-третьих, конфликтность в отношениях поколений определяется типом воспитания "самодовольных недорослей", для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений. Избы-точные блага, но не избыточные заботы сами собой уродуют жизнедеятель-ность и производят ущербные натуры "баловня", "наследника". Свой умствен-ный и нравственный уровень он считает более, чем достаточным, он не ощуща-ет обязанностей, не знает трудностей, забот. В-четвертых, особую роль в межпоколенных отношениях играет семья, взаимодействие родителей и детей, предков и потомков. Ситуация, которая бы позволила бы преодолеть конфликт поколений, далеко не утешительная. Инду-стриализация прежде всего ослабляет и в последствии уничтожает семью как общественную единицу. Семья, состоящая из четырех поколений, больше не существует, и остается только маленькое ядро из родителей и детей, очень час-то с работающей матерью. В разных национальных культурах по-разному дети относятся к родителям: уважение, почтительность к старшим больше сохрани-лись у азиатских и кавказских народов. Межпоколенные отношения на микроуровне социальных связей, в семье особенно значимы, поскольку в отличии от большой в малой социальной груп-пе отношения людей имеют непосредственный характер. Очень важно для каж-дого человека знание своего прошлого, своей генеалогии, истории жизни своих предков. В Японии силен культ предков. Японцы с детства воспитываются в духе веры в то, что страна, в которой они живут, - это не просто земля, горы и реки, а священное жилище богов, место, где обитают души их предков. Считалось, что умершие предки превращались в богов и определяли жизнь и поступки жи-вых, распоряжались их судьбами. И сегодня, одну неделю в августе японцы празднуют "встречу" с душами умерших предков. Они надевают свои лучшие наряды, участвуют в массовых гуляньях. Их поведение должно обрадовать ду-ши умерших. Особенно красиво прощание: при полном молчании в реки спус-каются фонарики, в которых горят свечи. Известно, что традиции хороши до тех пор, пока не теряется связь со временем. Нужно уметь отличать мертвое от живого, комбинировать традици-онное и современное. Особыми являются в Японии и отношения между "отца-ми и детьми". Мудрость народа заключается не только в том, что сохраняется уважительное отношение младших к старшим, но отношение старших - родите-лей, учителей - к детям подчеркнуто бережное, ласковое, внимательное, что во многом объясняет секрет феномена японского воспитания. Взрослые стремятся сделать жизнь ребенка интересной, содержательной. Способность жить в гар-монии с другими, не теряя при этом своей собственной индивидуальности, во многом определяет успешное развитие страны. Это наиболее существенные факторы, влияющие на обострение совре-менных межпоколенных отношений: научно-технический прогресс, часто под-рывающий авторитет старших, пренебрежение к прошлому, традициям, воспи-тание "самодовольных недорослей", разрушение семейных связей. В 60-е годы наметились два полюса в оценке межпоколенных различий: "великий разрыв" и "ничего нового". Разговор пока шел в основном о конфлик-тах и их причинах в отношениях поколений, но исходным при этом, как бы ни располагались "фигуры" в данный момент, является преемственное в развитии рода человеческого. Во-первых, молодые, хотят они этого или нет, всегда бу-дут опираться на традиции и опыт прошлых поколений. Во-вторых, межпоколенные отношения, трансмиссия культуры всегда включают в себя встречные информационно-деятельные потоки от родителей к детям, но и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодеж-ная интерпретация культурного наследия приобретает большое значение. В-третьих, признавая значение обеих выше названных тенденций, нужно опасаться преувеличения темпов культурного обновления. Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, ус-таревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики. Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни "абсолютное обновление", ни "абсолютный разрыв" - и то и другое означало бы социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Однако, отказ от наследства, неблагодарность, эгоцен-тризм, неспособность к диалогу - эти крайние проявления обособленности но-вого поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации. Главное в межпоколенных отношениях - способность каждого поколения адаптироваться безболезненно в единое социокультурное пространство без же-сткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны "отцов" к детям, с обяза-тельным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к расту-щему человеку. С точки зрения отношений поколений, мир переживает сейчас уникаль-иый исторический период, суть которого заключается в том, что в обществе впервые сложилась четырехзвенная, четырехпоколенная структура. Никогда в истории еще такой ситуации не было, она возникла в ХХ веке. И отсюда ряд неординарных, с точки зрения традиционных процессов социализации, следст-вий. Во-первых, раньше было одно работающее поколение - "отцы", а млад-ших, то есть "детей", воспитывали "старики". Таким образом, "отцы" обеспечи-вали всю материальную жизнь, а функцию социализации выполняли старики, воспитывая внуков. Теперь производство меняется, тяжелый физический труд уже не нужен, а востребованы наработанные опыт и знания, или даже просто терпеливость и покладистость. Теперь уже старики задействованы на производ-стве, они там нужны и нередко более предпочтительны. Они больше не хотят воспитывать внуков. "Отцы" тоже работают, и "детьми", оказалось, заниматься некому. Поэтому возникла нужда в иных формах социализации. С другой стороны, например, человеку 60 лет, но он умирать еще не со-бирается, у него хорошее здоровье. А рабочих мест для таких нет, потому что уже есть другие, молодые, тоже желающие на эти места. Объективность кон-фликта налицо. Вот почему социализация есть вопрос расширенного социаль-ного воспроизводства общества. Во-вторых, появление 4-х поколенной структуры привело к новому структурированию социального пространства и времени. Прежняя, традицион-ная трехзвенная структура - дед, отец, сын - имела традиционные формы и ме-ханизмы трансляции социальности. А когда появилось четвертое поколение, оказалось, что в этих механизмах новые социально-поколенческие роли не про-писаны. Как каждое из поколений должно общаться с другими? Каким безус-ловным авторитетом будет обладать дед, если он сам "сын"? В-третьих, проблема "отцов и детей" усложняется тем, что с развитием электронных средств и коммуникационных сетей дети по своим возможностям уподобляются взрослым, и здесь сразу три поколения становятся взрослыми и три - детьми, "молодыми". Соответственно, проблема межпоколенческого кон-фликта как отношения между двумя поколениями в современных условиях ока-зывается некорректно сформулированной. А если взять за основу нуклеарную семью, раздельное проживание семей разных поколений, то возникает проблема, как, с кем и по отношению к кому идентифицирует себя ребенок? Бабушки и прабабушки оказываются за преде-лами семьи, становятся чужими людьми. Распространение в современности до-мов для престарелых - это как раз западное решение вопроса о разрыве поколе-ний, когда молодежь - дети и тем более внуки и правнуки - не принимает ста-риков как ближних своих и родственников. Да и сами старики тоже даже вну-ков нянчить не хотят, тем самым, усугубляя отчуждение. Из этого возникает и другая проблема - риск распада единства историче-ского и социального пространства и времени, которые не возможны без содер-жательного взаимодействия людей разных поколений. В старом традиционном обществе проблемы отцов и детей не возникали, поскольку старики были воплощением опыта выживания, и все знали, что ста-риков убрали - и сами до следующего года не дожили. А сейчас производствен-ные процессы освободили человечество от прямой непредсказуемости природ-ной стихии, опыт аккумулирован, откорректирован наукой и письменно закре-плен в информационных источниках, зачем теперь старики? Пенсионеры - иж-дивенцы, "лишние", занимающие места, да еще и учат чему-то. Общество оценивается по тому, как оно относится к старикам, детям и инвалидам. И поэтому сегодня общество вынуждено создавать систему под-держания стариков - пенсии, дома престарелых и т.д., говорить о воспитании милосердия. И обнаруживаются новые ниши, где необходимо специализиро-ванное воспитательное воздействие, предупреждающее конфликтные ситуации и порождающее новые ценностно-смысловые и деятельностные ниши взаимо-действия поколений. Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной смены базовых ценностей, можно получить или более того, спровоцировать, конфликт поколений. Объек-тивная база конфликта создается префигуративным типом культуры. Город демонстрирует большей частью конфликтную модель, а село представляется куда более толерантным. Родительская группа воспринимается сельской молодежью с большим пониманием, восхищением и сочувствием. Го-родская молодежь - более требовательна и строга. Это тоже подтверждает из-вестный факт, что по сей день сельское население, в том числе и молодежь, яв-ляется в большей степени носителем традиционных ценностей. Научиться понимать другого, и прежде всего старшее поколение, - это важнейшая социальная проблема. Трансляция нравственных образцов без по-нимания их сути и смысла - бессмысленное занятие. Говоря о степени возможного влияния старшего поколения на молодежь, необходимо подчеркнуть важность такого фактора, как мера доверия молодежи к старшим. Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем соб-ственными силами. Это проявление префигуративности современной культуры. Даже мать как самый близкий человек, не говоря уже о бабушках и дедушках, отходит сегодня на второй план, уступая место сверстнику. В этом - подтвер-ждение общей тенденции перехода нашего общества к новому этапу, когда сверстники выступают главным информационным и поддерживающим источ-ником в решении индивидуальных, зачастую интимных, проблем. Это чревато ослабеванием связей между поколениями, проблематичностью трансляции и восприятия прежнего опыта. В результате исторической и культурной преемственности каждое новое поколение людей для осуществления своей деятельности овладевает достиже-ниями предшествующих поколений, теми условиями, в рамках которых ему предстоит жить и действовать, делает своим внутренним достоянием культур-ные ценности, которые создали его предшественники. Но каждое новое поко-ление вносит и свой собственный вклад. Прошлое - это уже реализованные возможности, а настоящее - это момент перехода возможностей в действитель-ность. Будущее - это то, чего нет в форме актуальной действительности. Изменение социокультурной ситуации современной России затрагивает все стороны социального бытия, в том числе социального института семьи. Развитие института семьи выступает в качестве комплексной социальной про-блемы, так как семья представляет собой сложную, многогранную систему со-циокультурного функционирования человека, является важнейшим институтом социализации. Институт семьи, испытывая влияние множества социальных, психических, культурно-исторических факторов отражает и существующие из-менения государственной социальной политики, влекущие за собой глубокие сдвиги в социальной жизни. В силу целого ряда причин проблема родительских аттитюдов, их транс-ляции в культуре занимает центральное место в социальной политике, ее реали-зации в социальной работе. Это в частности объясняется изменениями, проис-ходящими во взаимодействии института семьи с другими социальными инсти-тутами, изменением экономической и социальной ситуации внутри семейных отношений. В связи с этим необходимым выступает научный анализ социокультурно-го наследования ценностных ориентаций. Семья как объект социологического исследования затрагивает интересы целого ряда исследовательских направлений научных школ. Впервые проблемы семьи и внутрисемейного взаимодействия упомина-ются в трудах Платона, Анаксагора, Аристотеля, Зенона, где семья рассматри-вается как первый опыт общества, анализируется роль семьи в поддержании социального порядка. Особое значение для понимания семейных взаимоотно-шений и межличностных коммуникаций имели работы И.С. Кона, М.С. Мау-ковского, А.Г. Харчева. Проблемы взаимодействия детей и родителей неотъемлемо связаны с на-следованием традиционных культурных норм. Э. Берн, Р. Ричардсон, Т. Харис рассматривали возрастные периоды, наи-более благоприятные для усвоения социальных норм и ценностей, а также ста-новление и развитие эмоциональной связи родителей и детей. Проблема социального взаимодействия поколений широко освещена в трудах Г. Спенсера, который считал, что человек становится социальным суще-ством в ходе длительной эволюции. Е.С. Балабанова, М.Ю. Михайлова, З.М. Саралиева, С.С. Ярушенко изу-чают процесс наследования культурных особенностей в семье и в различных социальных группах, в том числе процессы депривации, трансляции культуры от поколения к поколению. Именно семья выступает мощным институтом социального проектиро-вания, закладывая основы развития ценностного потенциала будущего человека нового поколения. Это предполагает новый дискурс, позволяющий проследить динамику взаимодействия поколений. Родительские аттитюды представляют собой многомерный феномен, от-ражающий, с одной стороны, индивидуальные представления каждого челове-ка, базирующиеся на его личном опыте, формируемом социальной реально-стью, с другой стороны, это опыт предшествующих поколений, усвоенный пу-тем наследования тех или иных социокультурных традиций и ценностей. Роди-тельские аттитюды транслируются из поколения в поколение, детерминируют-ся той социальной группой, в поле которой они формируются. Глубина осозна-вания родительских аттитюдов находиться в прямой зависимости с возможно-стью социального использования накопленного предыдущими поколениями опыта с учетом требований нового социокультурного инвайронмента, осозна-ния и анализа наследуемых родительских аттитюдов, обеспечивает гибкость и эффективность адаптации индивидов в социуме. Семья как социально-экологическая инвайронментальная ниша обеспе-чивает решение проблем, связанных с индивидуальной безопасностью и эмо-циональной поддержкой, защитой прав каждого в семье, обеспечивает физиче-скую, психологическую, духовную основу жизнедеятельности всех ее членов, является межпоколенческой системой наследования социокультурных конст-руктов и родительских аттитюдов. Семья всегда играла важную роль на всех стадиях жизни человека. В семье он вырастал, в семье формировалась его личность, в семье он воспитывал своих детей, обогащал свой мир чувств, самые яркие из них связы-вались с семейными делами. Таким образом, семья представала натуральной средой обитания и для человека в пожилом возрасте, от семьи он надеялся по-лучить материальную, физическую и духовную поддержку. Как следствие преображения семьи под воздействием промышленного развития, урбанизации и растущей мобильности населения связи между поко-лениями внутри семьи, а также между братьями и сестрами становятся все бо-лее слабыми и неглубокими. В этих условиях уменьшаются возможности, а временами и желание среднего поколения оказывать помощь старым родителям. В пожилом возрасте круг социальных связей человека сужается до от-ношений с семьей, главным образом с супругой, детьми и внуками и, возмож-но, также с братьями и сестрами, и отношения эти оказывают огромное воздей-ствие на качество жизни и ее оценку. Возможность принимать участие в жизни семьи, хотя бы регулярно встречаться с ней, оказывает взаимную помощь и разного рода услуги вызывают у старого отца или матери не только естествен-ное удовлетворение от проявления своей сердечности, но и чувство безопасно-сти и признания своей роли в семье и обществе. Широко распространено мне-ние, что все это могла обеспечить традиционная большая семья, особенно кре-стьянская, и в значительной мере также ремесленная, объединяемая общим ис-точником существования, каким является семейная мастерская. Сопутствую-щий промышленному развитию индивидуализм разорвал характерную для тра-диционной семьи общность производства и потребления. По мнению многих, именно это привело к отдалению между родителями и детьми, к потере пожи-лыми людьми поддержки молодых, на которую они всегда могли рассчитывать в случае нужды. Семья играет на поздних этапах жизни индивида исключительную роль. Она представляет собой ближайшее социальное окружение пожилого человека, способное оказывать и позитивное и негативное влияние на его адаптацию к изменившимся после выхода на пенсию условиям жизни, на усвоение им новой социальной роли. В большинстве случаев "возврат" в нее не сопровождается негативными моментами, а имеющее место усиление внутрисемейной деятельности, как пра-вило, соответствует ориентациям, установкам и ожиданиям пожилого человека. В тоже время довольно значительная часть пенсионеров сталкиваются с труд-ностями в адаптации к новым семейным ролям и возрастанию объема некото-рых своих функций. Несомненно, что в хозяйственно-бытовой взаимопомощи участие стар-шего поколения большее, причем это относится как к работающим, так и к пре-кратившим трудовую деятельность. Можно также отметить, что наиболее силь-ным фактором, связывающим старшее и среднее поколения, являются внуки. Желание принести именно им максимальную пользу нередко заставляет пен-сионеров идти на известный компромисс, жертвуя другими потребностями и беря на себя излишние обязанности по дому. Многие пенсионеры сталкиваются с непониманием со стороны среднего поколения, считающего, что семья долж-на составлять чуть ли не единственный объект интересов пожилого человека, и воспринимающего вклад последнего, как нечто само собой разумеющееся. Семья - уникальная, ничем не заменимая система поддержки для пожи-лых и старых людей, по крайней мере так должно быть. Вряд ли когда-нибудь опекунская функция семьи сможет перейти к кому-то другому. Хотя многие пожилые люди стремятся к автономии от детей: социальной, экономической, территориальной, для большинства из них семья по-прежнему - притягатель-ный центр их интересов, место удовлетворения многих фундаментальных чело-веческих потребностей, одна из главных социальных и психологических ценно-стей, важная сфера деятельности. Удовлетворенность своим положением в се-мье, принятие семейных ролей и функций - эти факторы не только определяют степень реального участия пожилых людей в жизни семьи, но также побуждают их принимать вполне определенные решения, связанные и с вне семейной дея-тельностью, в том числе в сфере общественного производства. В первую оче-редь это подтверждается связью мотивов продолжения и прекращения работы с семейными обстоятельствами. Мотивы продолжения работы на производстве могут быть такими: - "Работая, я могу помогать своей семье материально". Такая причина может объясняться не только уровнем жизни семьи и са-мого пенсионера, но и его желанием сохранить престиж, обусловленный поло-жением трудящегося человека, профессионала, кормильца, поставщика матери-альных благ, распорядителя средствами семьи. - "Не хочу зависеть от родственников материально". Этот мотив отражает неблагополучную ситуацию, когда получение ма-териальной или другой подобной поддержки от родственников связывается в явной или неявной форме с дополнительными обязанностями в хозяйственно-бытовой сфере, уменьшением участия в принятии семейных решений, перерас-пределением главенства. Но даже в тех случаях, когда помощь детей бескоры-стна и продиктована исключительно заботой о родителях, пенсионер может ви-деть в этом признак своей беспомощности, неполноценности, воспринимать как ущерб для самолюбия, авторитета, гордости. Мотивы прекращения работы могут быть следующими: - "Семья нуждалась в моей помощи на дому". - "Я хотела заниматься воспитанием внуков". Эти причины имеют для женщины гораздо большее значение, чем для мужчины. Интересно, что вдовые связывают уход на пенсию с внуками вдвое чаще, чем женатые. В последнем случае воспитание внуков, заботы о них рас-пределяются между двумя представителями старшего поколения и, по крайней мере, один из них может оставаться на работе. С другой стороны, вдовые, осо-бенно в семьях с неполным средним поколением в большей мере концентриру-ют внимание, чувства, эмоции на внуках, чем имеющие мужа или жену. Семейная ситуация является одним из важных факторов, влияющих на трудовую активность людей, перешагнувших порог пенсионного возраста. Можно предполагать, что общественная деятельность неработающих пенсио-неров зависит от семейно-бытовой деятельности, положения в семье и ее струк-туры. Семья - это основной элемент в системе взаимоотношений между поко-лениями. В настоящее время в семейно-бытовой сфере пожилой человек оказыва-ется беспомощнее ребенка, так как он не может пользоваться компьютером, не может научиться водить автомобиль, не умеет пользоваться сложной бытовой техникой, не может помочь внуку сделать уроки. Его умение запрягать лошадь или штопать белье и одежду не понадобится внукам, которые лошадь видели только на картинке, а что касается белья, то цивилизованный мир переходит на одноразовое. В семье, состоящей из нескольких поколений, пожилым людям (чаще ба-бушкам) уготована участь домашней прислуги, но даже здесь возникают кон-фликты, скажем между взрослой дочерью и ее матерью. Последняя не так сти-рает, не то покупает, не так готовит. Проблема ухода за детьми, воспитания внуков - также обширное поле конфликта трех поколений: попытки бабушки воспитывать внука добрым, милосердным, отзывчивым встречаются в штыки родителями, которые хотели бы видеть ребенка индивидуалистом, жестким, ра-ботающим локтями, конкурентоспособным в мире бизнеса. Старшее поколение осуществляет важную социальную функцию связи поколений, являясь необходимым звеном цепи, уходящей в далекое прошлое. Но память о прошлом сегодня больше накоплена в книгах, кинофотодокумен-тах, на компакт дисках, нежели в ненадежной памяти стариков. Даже в семей-ном кругу передача семейных традиций от старшего поколения к младшим, па-мять о предках, как правило, не реализуется. Сегодня при опросах старшекла-стников становится нормой, когда многие молодые люди не могут назвать мес-та работы и должности отца или матери, не говоря уже о биографии родителей, тем более - бабушек и дедушек. Что касается более дальних предков, то они должны быть совершенно выдающимися людьми, чтобы правнуки могли что-то знать о их жизнедеятельности (и не просто из семейных преданий, а из книг и СМИ). Причины наиболее частых конфликтов в семьях из трех поколений - рас-пределение ролей, борьба за главенство. У старших опыт, молодым бы слу-шаться, а они почему-то не хотят. Распад, дробление большой семьи - процесс объективный. На Западе он начался раньше, у нас позже. Нуклеарная семья, родители - дети, становится преобладающей. Это связано со многими сложными процессами - индустриа-лизацией, урбанизацией, научно-технической революцией. Но нельзя тут, на-верное, недооценивать и факторов субъективных, психологических. Легко ли жилось детям, где командовали старшие, порой довольно деспотично? Уход из под диктата можно считать явлением общественно-прогрессивным и необхо-димым. Молодых людей уводили из дому тяга к самоутверждению, поиск воз-можностей для этого. И сегодня, хотя от прежней родительской власти почти ничего не осталось, они жаждут автономии, особенно после вступления в брак. Мудрые родители понимают это желание и идут ему на встречу, если могут пойти. Но, увы, не каждые родители могут обеспечить молодоженов отдельным жильем, а совместное проживание бывает очень сложным, даже при обоюдном стремлении понять друг друга и чем-то поступиться. Родителям кажется, что они творят благое дело, учат уму-разуму, а молодые иногда из-за этого "блага" разводятся. Излишне опекая взрослых детей, освобождая от решения многих жизненных проблем, родители в то же время жалуются на их несамостоятель-ность. Особенно трудно складываются отношения в семьях, где у старших нет своих интересов, личных целей и они полностью отождествляют свою жизнен-ную перспективу с жизнью детей. Зачастую конфликты возникают из-за того, что молодым легко все в доме менять, перестраивать, обновлять, спешить за модой, а пожилые люди больше ценят то, к чему привыкли. В этом скорее не старомодность вкусов, а особая мудрость. Сейчас изменились пожилые люди. Чем выше уровень образования, чем шире интересы, тем больше дорожат они своей суверенностью. Да и с жильем стало полегче: хоть все еще остра эта проблема, но уже не так, как двадцать-тридцать лет назад. "Помогать взрослым детям, заботиться о внуках надо, но жить лучше отдельно, пока себя обслуживаешь" - вот точка зрения многих пен-сионеров, особенно "молодых". Но что не говори, трудно одиноко живущим старикам, особенно когда дети в другом городе. Невольно вспоминаются слова А.С. Пушкина: "... семья должна быть од-на под одной кровлей: муж, жена, дети - покамест малы; родители, когда уже престарелы". Многие сегодня разделяют взгляды Александра Сергеевича, но как их воплотить в жизнь? Одни требуют строгих правовых, административных, общественных мер. Считают, что закон должен "обязать отъявленных эгоистов жить вместе с по-жилыми родителями", что детей, "спихнувших" мать или отца в дом для пре-старелых, надо судить. Но не сократим ли мы при этом жизнь пожилым роди-телям? Нечасто встретишь мать, желающую публичного позора своим детям, даже если она льет из-за них слезы. Конституцией определена обязанность детей "заботиться о родителях и оказывать им помощь". Можно взыскать алименты с забывших о своих святых долгах, но только большинство стариков нуждаются не в материальной под-держке, а в моральной. Поэтому у многих сама мысль о строгой регламентации отношений вызывает протест: "Жить вместе по обязанности? Какой же климат будет в такой семье?" Дети привыкли видеть в родителях опору и не всегда вовремя замечают, что наступил новый этап отношений, новое распределение ролей, когда они должны заботиться о своих родителях. Некоторые видят причину всех бед в "разрушении" больших семей и вспоминают о прежнем патриархальном укладе семьи, где не было одинокой старости. В самом деле, никакой закон не сможет учесть все разнообразие семей-ных сложностей, конфликтов. Квартирные обмены в пределах одного города - жить вместе, поближе - тоже не просты. И, конечно, пожилым родителям и взрослым детям нужна здесь помощь общества, исполнительных органов власти, которые, обеспечивая жильем, должны и учитывать вопросы расселения. Близость проживания спо-собствует контактам. Проживая вместе или неподалеку друг от друга и поддерживая достаточ-но частые контакты, родители и их взрослые дети могут оказывать взаимные жизненно важные услуги и помощь. Для родителей это имеет значение не толь-ко в материальном отношении, но и в эмоциональном, как выражение памяти и близости, уважения и сердечности. Услуги и помощь со стороны взрослых де-тей имеют для родителей тем большую ценность, что во многих случаях они являются единственными значимыми для них контактами с людьми. А пожилые родители, в свою очередь, могут помогать вести домашнее хозяйство, присматривать за внуками. Обмен услугами и помощью несравнимо выше между родителями и взрослыми детьми, живущими вместе или недалеко друг от друга. Но если старые люди по тем или иным причинам - географическим, пси-хологическим - не могут жить вместе с детьми, то государство должно о них заботиться так же, как и об одиноких. Хотя эпитет "счастливая" и не годиться для старости, но разве любовь и забота детей - не из области счастья? Хорошо приходить в дом, где вместе со взрослыми детьми и внуками живут бабушка с дедушкой. Особый уют в этих домах. Здесь тихие, спокойные вечера, когда молодой хозяйке, прибежавшей с работы, не надо «разрываться» между плитой и детьми. У бабушки уже готов ужин, и вся семья садится за стол. Старый добрый порядок, который не так просто сохранить при нынешних ритмах жизни, особенно в больших городах. Мы привыкаем есть на ходу, а на-крытый стол - это разговоры, которые маленьких детей приобщают к заботам взрослых, а бабушке с дедушкой дают ощущение наполненности жизни. Они в курсе дел своих детей и внуков. Все, что с ними происходит, их непосредствен-но касается. А если могут дать совет - счастливы. В семье, где складываются подобные отношения, не услышишь от стар-ших ворчливого: "Вот мы в дни нашей молодости..." Они и от сегодняшних дней не отстают, знают, что нынче читают, и даже к музыкальным вкусам вну-ков относятся с пониманием. В таких домах нередко собираются родственники. Как важно, особенно при малочисленности нынешних семей, чувство родства, рода, корней. Это каждому и в себе помогает разобраться, случайном и неслучайном в своей жизни. Однако мало и все меньше таких домов. Дети необыкновенно чутки и улавливают все оттенки взаимоотношений в семье. Опыт многих семей показывает, что дети повторяют своих родителей. Если родители хорошо относятся ко своим старикам, то они могут быть спо-койны: у них будет счастливая старость. Подведем итоги данного параграфа. Пожилые люди долгое время являлись трансляторами культурных тради-ций и занимали влиятельную и авторитарную позицию в обществе, таким обра-зом, они служили молодежи положительными образцами для подражания. Та-кие отношения между поколениями были закономерны, так как они удовлетво-ряли основные потребности как детей и подростков, так и пожилых людей. По-жилые люди выполняли наставнические функции, передавая свои знания и опыт молодым, для которых такая информация была необходима. Таким обра-зом пожилые люди получали возможность адаптироваться к новым социаль-ным ролям и найти механизмы самореализации, а молодежь приобретала жиз-ненно важные навыки. Сегодня же эти знания и профессиональные навыки в массе приобрета-ются через социальные институты и устаревают несколько раз в течение жизни одного поколения. Таким образом старики превращаются в "носителей про-шлого" - отживших ценностей, устаревших профессиональных знаний, ненуж-ных эталонов поведения, только мешающих адаптации активного населения. Трудовой опыт старшего поколения в большинстве случаев остается невостре-бованным, а попытки использовать хорошо работающие в прошлом методы ор-ганизации труда, стимулирования работников, продвижения по службе могут оказаться даже вредными. Это трижды справедливо для России, переходящей от плановой к рыночной экономике. Представители поколения, рожденного в 60-е годы, говорят о том, в их жизни бабушки и дедушки имели большое значение: они ухаживали за внука-ми, когда те болели; рассказывали сказки; служили защитой и источником со-чувствия; были наиболее близким и доверенным другом; никогда их не наказы-вали; всегда были добры к ним и прощали ошибки. Сейчас же некоторые пожилые люди избегают общества молодых, ворчат на них, критикуют их поведение и взгляды. Им кажется, что теперешние моло-дые люди - грубые, в целом - иные. В настоящее время, в связи с увеличением числа нуклеарных семей, об-щение старшего поколения с младшим затруднено, хотя конечно имеет место. С физическим удалением поколения дедов и бабушек из мира, в котором вос-питывается ребенок, его жизненный опыт "сокращается на поколение, а его связи с прошлым ослабевают". С распадом многопоколенных семей появились проблемы одиночества в старости, детской беспризорности. Вот почему так важны многопоколенные семьи. В экономически развитых странах люди старше 60-ти лет составляют 20-25%. Это отразилось на программе действий ООН и ВОЗ. 1993 год был объяв-лен годом пожилых людей и солидарности между поколениями, а 1994 год - го-дом семьи. И такая постановка вопроса не случайна, ведь совместное прожива-ние пожилых людей с семьей - это проблема и для семьи, и для пожилого чело-века.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.