15 окт. 2012 г.

Функции и обязанности ИМО в свете вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Документация и специальные предосторожности в отношении судов с ядерными установками и судов, перевозящих ядерные или другие особо опасные или ядовитые вещества В соответствии со статьей 23 Конвенции ООН 1982 г. и INF Code (резолюция ИМО А. 790(19)), ИМО может принимать нормы и стандарты и устанавливать дополнительные меры в обеспечение выполнения данной резолюции. Такие дополнительные мер могут заключаться в подписании многосторонних соглашений в отношении непредвиденных инцидентов и ответных мер в случаях аварий с грузами, являющимся объектом INF Code. Конструкция, работа и использование искусственных островов, установок и оборудования в экономической зоне; устранение таких объектов из морской среды ИМО разрабатывает и одобряет «применимые международные нормы и стандарты» для установки зон безопасности, как это предусмотрено в статье 60(5) Конвенции ООН 1982 г. Статья 60 (5) Конвенции ООН 1982 г. Ширина зон безопасности определяется прибрежным государством с учетом применимых международных стандартов. Эти зоны уста¬навливаются таким образом, чтобы они разумно соотносились с ха¬рактером и функцией искусственных островов, установок или со¬оружений, и не простирались вокруг них более чем на 500 метров, отмеряемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев, когда это разрешено общепринятыми международными стандартами или рекомендовано компетентной международной ор¬ганизацией. О протяженности зон безопасности делается надле¬жащее оповещение. Процедуры относительно залога или другого подходящего финан¬сового обеспечения безопасности в отношении судов, задержанных государством порта или прибрежным государством Статья 220(7) Конвенции ООН 1982 г. обязывает прибрежное госу¬дарство, которое задержало судно, нарушившее в исключительной эконо¬мической зоне применимые международные нормы и стандарты или соответствующие таким нормам и стандартам и вводящие их в действие зако¬ны и правила прибрежного государства по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов, разре¬шить судну продолжать следовать своим курсом, если процедуры, посред¬ством которых обеспечивается соблюдение требования в отношении пре¬доставления залога или другого подходящего финансового обеспечения установлены или иным образом согласованы через компетентную между¬народную организацию. Такое же положение отражают три соглашения ИМО: - Конвенция об ограничении ответственности по морским требовани¬ям 1976г.; - Международная конвенция о гражданской ответственности за за¬грязнение нефтью 1969 г. и Протокол 1992 г.; Международная конвенция об ответственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем опасных грузов и вредных веществ 1969г. Ст. 220(7) Конвенции ООН 1982 г. ...в случаях, когда через компетентную международную организацию установлены или иным образом согласованы надлежащие процедуры, посредством которых обеспечивается соблюдение требований в отношении предоставления залога или другого подходящего денеж¬ного обеспечения, прибрежное государство, если оно связано такими процедурами, разрешает судну продолжать следовать своим курсом. Статья 292 Конвенции ООН обязывает незамедлительно освободить судно, плавающее под флагом государства-участника, после предоставле¬ния разумного залога или иного финансового обеспечения. Весьма важным является положение о том, что в случае несоблюдения положений Конвенции ООН 1982 г. о незамедлительном освобождении, данный во¬прос может быть передан любому суду или арбитражу по соглашению сторон, а когда соглашение не достигнуто, суду или арбитражу, признан¬ному задерживающим государством, или Международному трибуналу по морскому праву. Заявление об освобождении может быть сделано госу¬дарством флага или от его имени. Ст. 292 Конвенции ООН 1982 г. 1. В случае, когда власти государства-участника задерживают суд¬но, плавающее под флагом другого государства-участника, и ут¬верждается, что задерживающее государство не соблюдает по¬ложения настоящей Конвенции о незамедлительном освобождении судна или его экипажа после предоставления разумного залога или иного финансового обеспечения, вопрос об освобождении может быть передан любому суде или арбитражу по соглашению сторон или, если в течение десяти дней со времени задержания такое со¬глашение не будет достигнуто, суду или арбитражу, признанному задерживающим государством ... или Международному трибуналу по морскому праву, если стороны не договорятся об ином. 2. Заявление об освобождении может быть сделано только государ¬ством флага судна или от его имени. 3. Суд или арбитраж незамедлительно рассматривает заявление об освобождении и занимается только вопросами об освобождении без ущерба для рассмотрения любого дела по существу в отноше¬нии такого судна, его владельца или экипажа в надлежащем на¬циональном органе. Власти задерживающего государства сохра¬няют право освободить судно или его экипаж в любое время. 4. После предоставления залога или иного финансового обеспечения, определенного судом или арбитражем, власти задерживающего государства незамедлительно выполняют решение суда или ар¬битража об освобождении судна или его экипажа Роль ИМО в судебном разбирательстве против иностранного судна Относительно компетенции (ст. 288 Конвенции ООН 1982 г.) и мер по обеспечению разбирательства участвовать в разбирательстве, включая критерии, на основании которых определяется необходимость такого уча¬стия, а также процедуры для участия официальных представителей орга¬низации. Ст. 288 Конвенции ООН 1982 г. 1. Суд или арбитраж... также обладают компетенцией в отношении споров, касающихся толкования или применения международного соглашения, связанного с целями настоящей Конвенции, которые передаются им в соответствии с соглашением. 2. Камера по спорам, касающимся морского дна. Международный трибунал по морскому праву... и любая другая камера или арбит¬раж... обладают компетенцией в отношении любого вопроса, ко¬торый передается им... 3. В случае разногласия относительно того, обладает ли суд или ар¬битраж компетенцией, этот вопрос разрешается этим судом или арбитражем Обязанность избегать отрицательных последствий для судов и морской среды при осуществлении государствами своих вла¬стных полномочий Статья 225 Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что государст¬ва при осуществлении своих властных полномочий не должны ставить под угрозу безопасность судоходства, подвергать судно какому-либо иному риску, или отводить его в небезопасные порты или на небезопасные якор¬ные стоянки, или подвергать морскую среду чрезмерному риску. Статья 226 запрещает задерживать иностранное судно дольше, чем это требуется для целей расследования. Статья устанавливает рамки фак¬тических инспекций и условия освобождения судов. Пункт 2 ст. 226 пре¬дусматривает, что государства сотрудничают в разработке процедур, на¬правленных на то, чтобы избежать ненужной фактической инспекции суд¬на в море. Любые процедуры, предусмотренные п. 2 ст. 226, должны развивать¬ся в международном плане. ИМО будет служить «форумом» для таких це¬лей. В этой связи может быть сделана ссылка на ст. 6 MARPOL 73\78. Не¬обходимый эффект может быть достигнут путем приема уместных поло¬жений или соответствующей базы для тщательной разработки необходи¬мых международных процедур. Ст. 226 Конвенции ООН 1982 г. 1. а). Государства не задерживают иностранное судно дольше, чем это требуется для целей расследований... Любая фактическая ин¬спекция иностранного судна ограничивается проверкой таких сертификатов, судовых журналов или других документов, кото¬рые судно обязано иметь в соответствии с общепринятыми международными нормами и стандартами, или любых аналогичных документов, которые имеются на судне; дальнейшая фактическая инспекция судна может быть предпринята только после такой проверки и лишь в случае, когда: i) имеются явные основания считать, что состояние судна или его оборудование в значительной мере не соответствует этим документам; ii) содержание этих документов недостаточно для подтвержде¬ния или проверки предполагаемого нарушения; или iii) судно не имеет действительных сертификатов или судовых журналов. b). Если расследование свидетельствует о нарушении примерных законов и правил или международных норм и стандартов по защите и сохранению морской среды, то судно незамедли¬тельно освобождается при условии выполнения таких целесо¬образных процедур, как предоставление залога или другого подходящего финансового обеспечения. c). Без ущерба для применимых международных норм и стандар¬тов, касающихся годности судов для плавания, в освобожде¬нии судна может быть отказано, либо оно может быть обу¬словлено переходом судна на ближайшую подходящую судоре¬монтную верфь, если это судно представляет собой чрезмер¬ную угрозу нанесения ущерба морской среде. Когда в освобож¬дении судна отказано или оно поставлено в зависимость от определенных условий, государство флага должно быть неза¬медлительно уведомлено об этом, и оно может требовать освобождения этого судна... 2. Государства сотрудничают в разработке процедур, направленных на то, чтобы избежать ненужной фактической инспекции судов в море. Непричинение помех па установившихся путях международного судоходства при размещении и использовании научно-исследовательских установок и оборудования Статья 261 Конвенции ООН 1982 г. провозглашает, что размещение и использование научно-исследовательских установок и оборудования любого типа не должны создавать препятствий на установившихся путях международного судоходства. Статья 262 устанавливает, что такие уста¬новки и оборудование должны нести опознавательные знаки с указанием государства регистрации или международной организации, которой они принадлежат, а также иметь надлежащие согласованные в международном порядке средства предупреждения для обеспечения безопасности морской и воздушной навигации, с учетом норм и стандартов, установленных ком¬петентными международными организациями. ИМО должна стать важнейшим инструментом для развития меж¬дународных норм и стандартов, обеспечивающих безопасность на море. Любую работу в этой области необходимо проводить через консультации с международными организациями, такими как ИКАО, ИНМАРСАТ, МОК ЮНЕСКО и др. Роль ИМО в достижении гласности относительно мер, принимае¬мых в целях обеспечения безопасности судоходства, а также преду¬преждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды Ряд статей Конвенции ООН 1982 г. возлагает на государства обязан¬ность обеспечивать гласность относительно осуществления юрисдикции и мер, принимаемых ими, а также обязанность публиковать информацию, необходимую для обеспечения безопасности судоходства или для преду¬преждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды. Такая информация предоставляется мореплавателям и другим за¬интересованным лицам, чтобы они имели возможность принять необхо¬димые шаги по предупреждению нарушений национального законодатель¬ства, или для того, чтобы избежать неоправданного риска и опасностей, с которыми могут быть связаны отдельные ситуации. Обязанность должным образом публиковать подобные сведения предусмотрена следующими статьями Конвенции ООН 1982 г.: - статья 21(3) предусматривает обязанность должным образом опубликовать законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море; - статья 22(4) обязывает прибрежное государство должным образом опубликовывать морские карты, на которых указаны коридоры и схемы разделения движения в территориальном море; - статья 24(2) обязывает государство надлежащим образом объяв¬лять о любой опасности для судоходства в его территориальном море; - статья 41(2) предусматривает обязательную публикацию морских карт, обозначающих установленные или предписанные морские коридоры или схем разделения движения в проливах, используемых для междуна¬родного судоходства; - статья 52(2) предусматривает, что временное приостановление мир¬ного прохода в определенных районах архипелажных вод вступает в силу только после его должного опубликования; - статья 53(10) предписывает государствам-архипелагам морские карты, на которых обозначены осевые линии установленных установлен¬ные или предписанные морские коридоры или схем разделения движения; - статья 60(3) предусматривает обязанность давать надлежащее опо¬вещение об искусственных островах, установках и сооружениях, а также оповещать о глубине, местонахождении и размерах любых установок или сооружений, которые убраны не полностью (ст. 80 предусматривает дей¬ствие этих положений в отношении континентального шельфа); - статья 60(3) предусматривает обязанность прибрежного государства давать надлежащее оповещение об установленных зонах безопасности во¬круг искусственных островов, установок и сооружений и ИЭЗ (ст. 80 пре¬дусматривает действие этих положений в отношении континентального шельфа); - статья 211(3) возлагает на государства, устанавливающие особые требования для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды в качестве условия для захода иностранных судов в порты или внутренние воды и для остановки у прибрежных тер¬миналов, обязанность должным образом публиковать такие требования и сообщать их компетентной международной организации (ст. 211(6)). Го¬сударство, принимающее специальные обязательные меры для предот¬вращения загрязнения с судов в четко обозначенных районах исключи¬тельной экономической зоны, обязано сообщить о таких мерах; - статья 217(7) обязывает государство флага незамедлительно инфор¬мировать о предпринятых действиях и результатах, обеспечивающих со¬блюдение применимых международных норм и стандартов, установлен¬ных через международную организацию, и своих законов и правил, приня¬тых для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загряз¬нения морской среды с судов. В свете этих положений, представляется разумным, что эффект от та¬ких публикаций будет полным только в том случае, если информация станет абсолютно доступной государствам, властям и заинтересованным лицам. ИМО осуществляет весьма важные и продолжительные контакты с властями государств относительно обеспечения безопасности судоходства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды. Для обеспечения гласности весьма подходящими могут оказаться некоторые документы ИМО. Наличие соглашений, на основе ко¬торых ИМО может содействовать сотрудничеству или сотрудничать с го¬сударствами или международными организациями, дает уверенность в том, что предусмотренная гласность действительно сделает информацию доступной для всех заинтересованных лиц. Механизмы ИМО могут эф¬фективно применяться для распространения информации относительно безопасности судоходства и предотвращения загрязнения морской среды в тех случаях, когда такая обязанность возложена Конвенцией ООН 1982 г. на отдельные государства или организации. Например, различные статьи Конвенции ООН обязывают государства публиковать данные относитель¬но принятых ими законов и иных мер, а также устанавливают, что такая информация предоставляется Генеральному секретарю ООН, который яв¬ляется депозитарием Конвенции ООН 1982 г. При обычной практике это должно означать, что Генеральный секретарь ООН будет предоставлять эту информацию всем участникам Конвенции. Однако в ряде случаев, при необходимости получения дополнительной информации, может стать необходимым использование механизмов ИМО. Следовательно, ИМО мо¬жет предоставлять информацию, лицам, которые тесно с ней сотруднича¬ют, или оказывать помощь ООН в предоставлении информации таким ли¬цам. Например, статья 147 Конвенции ООН 1982 г. устанавливает условия использования установок, используемых для осуществления деятельности в Районе. Одно из таких условий заключается в том, чтобы установки не создавали помех для использования признанных морских путей или в рай¬онах интенсивной рыбопромысловой деятельности (ст. 147(2)(Ь)). Также предусматривается создание зон безопасности вокруг таких установок (ст. 147(2)(с)). О монтаже и удалении таких установок должно даваться над¬лежащее оповещение. В соответствии со статьей 16(2) прибрежные государства должны публиковать карты и перечни географических координат, которые обозна¬чают исходные линии для измерения ширины территориального моря. Это же относится к государствам-архипелагам в случае установления архипелажных вод (ст. 47(9)), а также к прибрежным государствам, устанавли¬вающим границы исключительной экономической зоны (ст. 75 (2)) и континентального шельфа (ст. 84(2)). Публикация и использование таких карт имеет первоочередное зна¬чение для государств. ИМО может способствовать таким публикациям, когда дело касается обеспечения безопасности судоходства или предупре¬ждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что некоторая информа¬ция, подлежащая обязательной публикации в соответствии с положениями Конвенции ООН 1982 г., имеет одинаково важное значение и для государ¬ства флага, и для судовладельца, и для других лиц, вовлеченных в между¬народное судоходство. Поэтому понятна заинтересованность ИМО в бо¬лее полном предоставлении информации. Для этих целей ИМО может соз¬давать механизмы передачи информации властям, учреждениям или дру¬гим заинтересованным лицам. Другая функция ИМО будет заключаться в обстоятельных консульта¬циях с Секретариатом ООН, с международными организациями и отдель¬ными государствами, когда это будет необходимо и уместно. Безусловно, роль ИМО не будет сводится только к размножению и дублированию информации и сообщений по отдельным вопросам. Однако ИМО будет принимать участие в организационных вопросах, если это уча¬стие будет осуществляться параллельно с деятельностью государств, на¬циональных органов или международных организаций и не будет заме¬щать их функций. Разработка и передача морской технологии. Международное сотрудничество Международного сотрудничества и особенно подготовка людских ресурсов путем обучения и образования граждан развивающихся госу¬дарств, предусмотренное статьями 202 и 268 Конвенции ООН 1982 г., все¬гда входило в круг основных задач ИМО. Для этих целей ИМО может ис¬пользовать «поле» специальных соглашений и меры, предложенные Кон¬венции ООН (Часть XIV). Дополнительные пути сотрудничества между международными организациями Статья 278 Конвенции ООН 1982 г. содержит нормы, относящиеся к сотрудничеству между международными организациями. ИМО имеет весьма эффективные соглашения в данной области с ООН и организация¬ми и агентствами семьи ООН. Однако ИМО может испытывать потреб¬ность в расширении сотрудничества с организациями, чья деятельность пересекается с деятельностью ИМО в свете Конвенции ООН 1982 г. В ча¬стности ИМО может представлять в Секретариат ООН обзор вопросов, ко¬торые вызывают интерес и обеспокоенность у таких организаций. Эффективное сотрудничество также необходимо с Международным органом по морскому дну и Международным трибуналом по морскому праву. Ст. 278 Конвенции ООН 1982 г. Компетентные международные организации... принимают все над¬лежащие меры для обеспечения непосредственно или в тесном со¬трудничестве между собой эффективного выполнения своих функ¬ций и обязательств... Секретариат ИМО обеспечивал соответствие принимаемых ИМО документов, основным принципам Конвенции ООН 1982 г. Чтобы избежать потенциальных конфликтов и несоответствий меж¬ду работой ИМО и положениями Конвенции ООН 1982 г. в различные конвенции ИМО были включены положения, показывающие, что они не будут противоречить кодификации и развитию морского права в соответ¬ствии с Конвенцией ООН 1982 г. или любыми настоящими или будущими требованиями и правовыми взглядами любого государства, основанных на положениях морского права. С момента вступления Конвенции ООН 1982 г. в силу ИМО имеет консультации с международными организациями системы ООН по раз¬личным вопросам взаимодействия ИМО и Конвенции ООН 1982 г. Еще до вступления Конвенции в силу важнейшие ее положения были включены в различные договорные и не договорные документы ИМО. Хотя прямое указание на ИМО есть только в ст. 2 Приложения VIII Конвенции, различные ее положения говорят о «компетентной междуна¬родной организации, принимающей международные правила и стандарты в области обеспечения морской безопасности, эффективности судоходства и предупреждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и возмещения ущерба. В таких случаях понятие «компетентная международная организа¬ция» относится именно к ИМО, которая является специализированным уч¬реждением в системе ООН, образованным в соответствии с Конвенцией об ИМО. Конвенция об ИМО была принята в Женеве 6 марта 1948 г. Перво¬начально организация называлась Межправительственная морская кон¬сультативная организация и была переименована резолюциями Ассамблеи ИМО A.358(LX) и А.371(Х), 1975 г. и 1977 г. Многочисленные положения Конвенции ООН 1982 г. дают ссылку на деятельность различных организаций. В некоторых из этих случае дан¬ные положения могут включать работу ИМО совместно с другими орга¬низациями. Статья 1 Конвенции об ИМО объявляет ее организацией с широкой сферой деятельности в области безопасности и обеспечения мер, направ¬ленных против загрязнения морской среды, а также предоставляет ей пра¬во заниматься другими вопросами, такими как повышение эффективности судоходства и соблюдения принципа свободы судоходства для всех госу¬дарств, участвующих в международной торговле без какой-либо дискри¬минации. Статья 59 называет ИМО специализированным учреждением ООН в сфере судоходства и воздействия судоходства на морскую среду. Статьи 60 и 62 говорят о сотрудничестве ИМО с другими специализиро¬ванными межправительственными и неправительственными организация¬ми по вопросам, относящимся к международному судоходству и другой деятельности в этой сфере. Кроме того, статья 311 Конвенции ООН 1982 г. об отношении к дру¬гим конвенциям и международным соглашениям содержит положения, со¬гласно которым настоящая Конвенция не изменяет прав и обязательств го¬сударств-участников, которые вытекают из других соглашений, совместимых с настоящей Конвенцией, и которые не затрагивают осуществления другими государствами-участниками своих обязательств по настоящей Конвенции. В статье 237 Конвенции ООН 1982 г. содержатся также положения о том, что в области защиты и сохранения морской среды Часть XII не нано¬сит ущерба конкретным обязательствам, принятым на себя государствами по заключенным ранее специальным конвенциям и соглашениям, которые касаются зашиты и сохранения морской среды.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.