5 сент. 2012 г.
Home »
» Церковная организация и церковное право XV-XV1I вв.
Церковная организация и церковное право XV-XV1I вв.
В XV в. церк. была важн. факт. в процессе объед. рус. земель вокруг Москвы и укреп. централиз. гос. В новой сист. власти она заняла соотв. место. Сложилась система органов церк. управл. епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриарш., что усилило притяз. церкви на полит. власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне — в расколе, столкновен. старых и новых политич. позиц. церкви. Высший церк. орган — Освящ. Собор — в полном сост. входил в “верхнюю палату” Земского собора. Духов. как особое сослов. надел. рядом привил. и льгот: освобожд. от податей, телесных наказ и повин. Церковь в лице своих организ. являлось субъ. зем. собств, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собств. было связ. большое число людей: управл., крестьян, холопов, прожив. на церк. землях. Все они подпадали под юрисд. церк. властей. До принятия Соборного Уложения 1649 г все дела, относящиеся к ним, рассматр. на основ. канонич. права и в церк. суде. Под эту же юрисд. подпад. дела о прест. против нравств., бракоразв. дела, субъ. которых могли быть представ. любых соц. групп. Власть патриарха опир. на подчинен. церк. организ. людей, особый статус монастырей, являвшихся круп. землевл., на участие предст. церкви в сос-пред органах власти и управ. Церк приказы, ведавшие вопр. упр. церк. хоз. и людьми, сост. бюрокр. основу этой власти. Церковь в своей деят опирь на целую систему норм церк права, содерж в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постан церко Собора 1551 г.). Семенное право в XV — XVI вв. основ на нормах обыч права и подверг сильному возд канон (церковного) права. Юридич послед мог иметь только церк брак. Для его заключ треб согласие родителей, а для креп — согласие их хозяев. Стоглав определял брачный возраст- 15 лет для муж, а для жен 12 лет. “Домострой” (свод этических правил и обычаев) и Стоглав закреп власть мужа над женой и отца над детьми. Устанав общн имущ супр, но закон запрещал мужу распор придан жены без ее согласия. Влияние обычая сказ на такой особен имущ отнош супругов, как семейная общ имущ. При этом общее право супругов распр на имущ, предназн на общие Цели семьи, а также совм приобр супр в браке. Независ от источ сем имущ подлежало сохрани послед передаче детям-наследникам. Имущ, ранее принадлеж одному из супругов, будучи включ в комплекс сем имущества, меняло свой характер и становилось общим. В интересах общего сем бюджета, чтобы гарантир сохран приданого, принесенного женой, муж вносил залог — “вено”, обеспечивая его третьей частью своего имущ. После смерти мужа вдова владела имущ до тех пор, пока наслед мужа не выплач ей стоимость приданого. После XV в. актом, обеспеч сохран приданого, станов завещание, которое сост мужем сразу же после заключ брака. Имущество, записан в завещ, переходило к пережившей супруге, чем и компенсир сумма приданого. В случае смерти жены к ее родств переход право на восстан придан. При отсутствии завещ переживший супруг пожизненно или вплоть до вступ во второй брак пользовался недвиж, принадлеж покойному супругу. В течение брака приданое оставалось в общем распор супругов. Общность имущества подтв также установл порядок распоряж им, при котором все, заключ с этим имущ сделки, подпис одновр обоими супругами. Преступления против церкви до середины XVII в. сост сферу церк юрисдикции. Наиболее тяжкие религ преступления подверг двойной каре: со стороны гос и церк инстанций. Еретиков стегали по постан церковных органов, но силами гос испол власти (разбойный, сыскной приказы). С середины XVI в. церк органы своими предпис запрещ светские развлечения, скоморош, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п. Церк право предусм собственную сист наказ: отлуч от церкви, налож покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др. Внутрицерковная деятельность регул собств правилами и нормами, круг субъектов, им подчин, был достаточно широким. Идея о “двух властях” (духовной и светской) делала церковную организ сильным конкур для гос органов: в церк расколе особенно очевидно прояв стрем церкви встать над гос. Эта борьба продолж вплоть до начала XVIII в.
0 коммент.:
Отправить комментарий