21 сент. 2012 г.

Методологические и правовые основы развития лизинга в Украине.

В Украине имеются достаточные экономические предпосылки для развития лизинговых отношений (большая потребность в обновлении производства на фоне кризиса неплатежей, ухудшение условий сбыта продукции, спад производства; наличие потенциальных отечественных и международных лизингодателей и др.). Создалась ситуация, когда одни предприятия имеют готовую для реализации продукцию (машины, оборудование, транспортные средства, вычислительную и другую технику и др.), а другие — потенциальные потребители — не имеют средств для ее приобретения. Потребители готовы взять основные средства в аренду, но это не устраивает продавца. Вот здесь и возникает потребность в лизингодателе, который приобретает эту технику и сдает ее в лизинг потребителю. В условиях высоких ставок на кредиты банков это практически единственная возможность осуществлять техническое переоснащение производства, не имея достаточных собственных средств и не привлекая заемный капитал. На первый взгляд, лизинг имущества очень похож на аренду. В законодательных кодексах многих стран лизинг и аренда рассматриваются вместе. В Законе Украины “О налогообложении прибыли предприятий” лизинг отождествляется с арендой. Отдельные виды лизинга действительно напоминают аренду с выкупом, продажу в рассрочку или прокат. Однако по своему экономическому содержанию лизинг существенно отличается от них. Лизинг — значительно более сложное и многогранное экономическое явление. В нем соединяются операции купли-продажи и аренды, кредита и инвестирования. Если арендодатель сдает в аренду свое имущество, то лизингодатель (по классической схеме) перед передачей имущества в аренду специально приобретает его у производителя или другого собственника, при этом часто — по прямому указанию и выбору будущего лизингополучателя. На других началах, чем при аренде, определяются лизинговые платежи — на основании норм амортизации. Условия их уплаты более гибкие, чем при аренде государственного имущества. При финансовом лизинге срок договора приближается к сроку полной амортизации имущества. По окончании действия договора имущество передается лизингополучателю или выкупается им по остаточной стоимости. Тем самым лизингодатель кредитует лизингополучателя в специфической имущественной форме. В отличие от известной в Украине практики проката, договоры лизинга заключаются на более длительный срок. Если в случае проката вид арендованного имущества предлагает наймодатель, то при лизинге его выбирает лизингополучатель. Как правило, на момент заключения лизингового соглашения объекты лизинга еще не являются собственностью лизингодателя. В прокат предоставляются вещи для индивидуального или группового употребления без получения арендатором прибыли от них, а при лизинге — основные средства, предназначенные для производства продукции или услуг. В связи с тем, что лизингополучатель сыграет определяющую роль в выборе объекта лизинга еще на стадии его купли-продажи и объект финансового лизинга “обречен” перейти в собственность лизингополучателя, то последний несет риск случайного уничтожения или повреждения (порчи) объекта и расходы на его содержание (эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт). Для современного этапа развития лизинга в Украине характерно предоставление техники в лизинг в комплексе с обязательствами по ее сервисному обслуживанию, обучению персонала, предоставлению лицензий, патентов, “ноу-хау”, сопутствующих технологий и др. В Законе Украины “О лизинге” объектом лизинга определено любое имущество, принадлежащее к основным средствам производства, в том числе продукция государственных предприятий, кроме: имущества, запрещенного к свободному обороту на рынке; объектов аренды государственного имущества, определенных в ст.4 Закона Украины “Об аренде государственного имущества”, кроме отдельного индивидуально определенного имущества государственных предприятий. То есть не могут быть объектами аренды целостные имущественные комплексы государственных предприятий, организаций и других структурных подразделений; земельных участков; других природных объектов. В проекте нового Гражданского кодекса Украины нет определения объекта лизинга. Вместо него в п.2 . ст.858 предложено следующее определение предмета договора лизинга: “... любые непотребительские предметы, используемые для предпринимательской деятельности, за исключением земельных участков и других природных объектов”. В Законе Украины “О лизинге” предусмотрен особый порядок лизинга государственного имущества: оно может быть объектом лизинга только по согласованию с органами, осуществляющими управление эти имуществом. Порядок согласования устанавливается Кабинетом Министров Украины. В частности, по соглашению с Фондом государственного имущества Украины должен осуществляться лизинг государственного имущества, переданного в аренду, и имущества государственных предприятий, находящихся в процессе приватизации. По классической схеме в лизинге принимают участие три стороны: производственник или собственник имущества — продавец, покупатель — лизингодатель и потребитель — лизингополучатель. В качестве лизингодателей чаще всего выступают лизинговые компании, промышленные и финансовые фирмы и организации. Промышленные общества и компании, занимающиеся лизингом, чаще всего являются или филиалами известных фирм — производителей техники, или независимыми организациями, созданными такими фирмами-производителями. В Законе Украины “О лизинге” лизингодатель определен как субъект предпринимательской деятельности, в том числе банковское или небанковское финансовое учреждение, которое передает в пользование имущество по договору лизинга. В действующем украинском законодательстве лизингополучатель рассматривается как субъект предпринимательской деятельности, который получает в пользование имущество по договору лизинга.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.