10 сент. 2012 г.

Применение права: понятие, основные стадии, правоприменительные акты

Применение права происходит в том случае, если юридическая ситуация не реализуется сама собой, а требует вмешательства органов государственной власти. Например, совершение преступления - юридический факт, с которым норма уголовного права связывает реализацию санкции, которую преступник вряд ли примет добровольно. Применение санкций образует исключительную прерогативу государства. Реакция государства на правонарушение - не единственный пример правоприменительной деятельности. Она имеет место и когда суд разрешает спор о праве гражданском, когда государство принимает решение о назначении дня референдума или выборов Президента; когда государство издает правовой акт об образовании, реорганизации или ликвидации исполнительно-распорядительных органов или о назначении на должность того или иного лица; когда государственные органы награждают орденами отличившихся граждан; когда на основании тех или иных юридических норм гражданину назначается пенсия, выдается ордер на жилплощадь и т.д. Как видно из приведенных примеров, а их число можно умножить, правоприменительная деятельность проявляется в самых разнообразных формах. Все эти различные юридические действия можно объединить в единое явление, обозначаемое понятием "применение норм права". Что же их объединяет? Во-первых, применение юридических норм выступает на авансцену жизни права лишь в тех случаях, когда они не могут реализоваться либо из-за правонарушения, либо из-за того, что субъективные права и обязанности не посредственно не вытекают из закона. Во-вторых, правоприменение предполагает распространение на отдельные жизненные обстоятельства (казусы) юридических норм. Иными словами подведение отдельных жизненных случаев под общие правила поведения - юридическую норму. В-третьих, правоприменение во всех своих формах выражается в принятии постановлений (вынесений) по конкретному делу компетентными органами государственной власти. Обобщая вышеизложенное, применение права можно определить как властную деятельность по разрешению юридических дел, которая завершается индивидуальным решением, принимаемым на основе юридических норм. В теории правоприменения, наиболее развернутой логической структурой правоприменительного процесса является деление его на следующие стадии: Установление и изучение фактических обстоятельств, сбор и процессуальное закрепление добытых фактов; их исследование, то есть установление их достоверности и достаточности. Выбор и анализ нормы права (выбор нормы права, рассчитанной на данное фактическое обстоятельство; проверка подлинности текста нормы права; проверка правил действия норм права в пространстве, во времени и по кругу лиц). Толкование нормы права (установление смысла и содержания нормы права). Принятие решения (определение юридических последствий для субъектов рассматриваемых отношений). Вынесение акта применения нормы права и обеспечение его исполнения. В сфере правоприменения основным средство фиксации результата уяснения смысла и содержания указанных высказываний (суждений, умозаключений, выводов) является акты правоприменения. Акты применения права характеризуют результат правоприменительной деятельности и отражают ее основные свойства: они принимаются компетентными органами, имеют государственно-властный характер, содержат индивидуально-конкретные правовые предписания, обладают юридической силой и обеспечиваются государственным принуждением, порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения, служат средством государственно-властного преобразования общественных отношений. Правоприменительный акт — это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления. Правоприменительные акты представляют самостоятельную ценность по причине их особой роли, необходимости и полезности в механизме правового воздействия на общественные отношения. Ценность правоприменительных актов состоит также и в том, что они реализуют определенные социальные цели вместе (одновременно) с нормативными правовыми актами. Результативность в достижении стоящих перед правоприменительными актами целей (мера этой результативности) свидетельствует об их эффективности. Она может быть высокой, значительной, средней степени, недостаточной, низкой. Выявление эффективности правоприменительного акта связано со сложным делом определения всех целей акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями, учетом неизбежных издержек. Эффективность правоприменительных актов проявляется в том, что они приносят определенный результат совместно с другими средствами (в том числе нормативными) социального (в том числе правового) воздействия. Но эффективность правоприменительных актов следует прежде всего видеть в выполнении ими своих собственных целей, своей роли в общей системе средств воздействия на поведение людей. Полная эффективность правоприменительных актов достигается тогда, когда все его цели — и ближайшие, и отдаленные, и конечные — выполнены с наименьшим ущербом для общества, с меньшими экономическим затратами, в наиболее краткий срок.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.