27 сент. 2012 г.
Home »
» Описание и результаты эксперимента.
Описание и результаты эксперимента.
Эксперимент проводится в СШ №46 (гимназия №4)
под руководством Баязитовой Л.Ш. в 8б и 8г.
Перед проведением уроков по обобщающему повторению в обоих классах была проведена самостоятельная работа с целью узнать их уровень знаний.
Проверочная самостоятельная работа.
Через точку пересечения диагоналей параллелограмма ABCD проведена прямая, пересекающая стороны AD и BC в точках Е и F соответственно. Найдите стороны параллелограмма, если его периметр равен 28 см, АЕ = 5 см, ВF = 3 см. [1. Биссектрисы углов А и D параллелограмма ABCD пересекаются в т. М лежащей на стороне ВС. Найдите стороны параллелограмма, если его периметр равен 36 см.]
Найдите меньшую боковую сторону прямоугольной трапеции, основания которой равны 10 см и 6 см, а один из углов 45о [2. Найдите боковую сторону равнобедренной трапеции, основания которой равны 12 см и 6 см, а один из углов 60о]
Самостоятельная показала, что знания у учеников в обоих классах разрозненные, решают задания очень медленно. Оценки по самостоятельной работе низкие. (Это показано на графике.)
После самостоятельной работы, используя таблицу темы: “Четырехугольники”, которая приведена в методическом пособии по геометрии (Гудвин и Гангнус ч.1). Перед учащимися можно поставить ряд вопросов, ответы на которые ученики не найдут в готовой форме в учебнике, а должны поработать головой, чтобы дать их.
Приведём некоторые вопросы, которые ставятся нами перед учащимися:
Как из равнобедренной трапеции получить квадрат? Какие дополнительные условия необходимы для этого?
Ответ учащихся: равенство боковых сторон сохранится. В равнобедренной трапеции боковые стороны сделаем перпендикулярными к основаниям трапеции. Тогда получим прямоугольник. Так как в квадрате смежные стороны равны, то в полученном прямоугольнике смежные стороны сделаем равными, получим искомый квадрат.
Как из параллелограмма получить квадрат?
Как трапецию обратить в ромб?
Являясь параллелограммом, ромб имеет свои обычные свойства. Перечислите их. Тоже о квадрате.
Перечислите , какими свойствами параллелограмма обладает ромб? Квадрат? Прямоугольник? И т.д.
Наряду с использованием указанной таблицы перед учащимися были поставлены вопросы: в каком четырехугольнике:
Диагональ делит его на два равных треугольника?
Диагонали пересекаются в одной точке и делятся пополам?
Диагонали являются биссектрисами внутренних углов?
Диагонали взаимно перпендикулярны?
Диагонали служат осями симметрии?
Учащиеся должны были дать не только ответы на вопросы, но каждый ответ обосновать, ссылаясь на изученные теоремы.
Ответ считали малоценным, если он перечислял без системы отдельные виды четырехугольников, в которых диагонали обладают требуемым свойством. Так если на вопрос: “В каких четырехугольниках диагонали пересекаясь делятся пополам? ”
Ученик отвечал: “Диагонали, пересекаются в одной точке, делятся пополам в параллелограмме, ромбе, квадрате ”.
Не перебивая его давали возможность ученику высказаться, но по окончанию ответа ставили вопрос: “Следует ли для ответа на поставленный вопрос перечислять все виды четырехугольников? Нельзя ли дать полный и исчерпывающий ответ, но в более короткой формулировке? ”
Если ученик затрудняется ответить на эти вопросы, перед ним ставились дополнительные вопросы: “Является ли прямоугольник параллелограммом? Почему?”
Подобные вопросы ставились и по отношению к ромбу и квадрату.
Следовательно, можно ли утверждать, что прямоугольник, квадрат, ромб — есть параллелограмм?
После этого учащимся не составляло затруднений дать такой ответ:
“Диагонали, пересекаются и точкой пересечения делятся пополам в параллелограммах”.
Если учащихся давали сразу исчерпывающий ответ и при том в краткой форме, мы давали дополнительные вопросы с целью выяснить, на сколько сознательно усвоен материал.
Так если на вопрос: “В каком четырехугольнике диагональ делит его на два равных треугольника?”
Следовал ответ: “Диагональ делит четырехугольник на два равных треугольника в том случае, если он параллелограмм”, то ученику ставился вопрос: “А в прямоугольнике, квадрате, ромбе диагональ не обладает тем же свойством?”
“Прямоугольник, квадрат, ромб — это параллелограммы, но каждый с особыми свойствами. Поэтому, когда говорил о параллелограмме, говорил и о них”, — отвечал ученик.
Подобные ответы мы считали наиболее ценными, так как они показывают, что ученик действительно поработал сам над данным ему заданием, что материал не зазубрил, а усвоил сознательно.
Однако таких ответов было очень мало. Тогда в одном из классов (8б) было проведено обобщающее повторение. А в 8г была пройдена тема “четырехугольники” и закреплена. После всего этого была проведена контрольная работа.
Контрольная работа. (1ч.)
Диагонали прямоугольника АВСД пересекаются в точке О. Найдите угол между диагоналями, если АВО = 30о [1. Диагонали ромба КМНР пересекаются в точке О. Найдите углы треугольника КОМ, если угол МНР = 80о].
В параллелограмме КМНР проведена биссектриса угла МКР, которая пересекает сторону МН в точке Е.
а) Докажите, что треугольник КМЕ равнобедренный.
б) Найдите сторону КР, если МЕ = 10 см, а периметр параллелограмма = 52 см. [2. На стороне ВС параллелограмма АВСД взята точка М так, что АВ=ВМ. а) Докажите, что АМ — биссектриса угла ВАД. б) Найдите периметр параллелограмма, если СД=8 см, а СМ = 4 см].
Результаты контрольной работы можно показать диаграммой.
Проведённый эксперимент показывает, что класс, в котором было проведено обобщающее повторение, легко работает с материалом, быстро решает задачи, может ответить на любой дополнительный вопрос, пояснить, что и как решается, обосновать свой ответ.
Эффективность обобщающего повторения заметна сразу.
0 коммент.:
Отправить комментарий