22 сент. 2012 г.
Home »
» Препятствия в реализации
Препятствия в реализации
Одно из таких ограничений права граждан на тайну частной жизни предусмотрено ст. 49 Закона РФ "О средствах массовой информации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992. № 7. Ст. 300), регламентирующей обязанности журналиста. Пункт 5 данной статьи гласит: "журналист обязан получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей". Праву журналиста встать на защиту общественных интересов корреспондирует обязанность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц предоставлять ему информацию о своей деятельности (ст. 39 Закона РФ "О средствах массовой информации"). Всем этим законодатель фактически признает журналиста представителем общества, наряду, например, с прокурором или нотариусом.
Пункт 9 статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" (далее - Закон) предоставляет федеральным органам налоговой полиции право "получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации".
Порядок предоставления информации, содержащей банковскую тайну, определен статьей 857 Гражданского кодекса Российской Федерации. Специальный порядок получения информации о счетах, вкладах и по операциям физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей предусмотрен статьей 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в соответствии с частью 3 которой "справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве". Таким образом, информация по счетам и вкладам физических лиц выдается федеральным органам налоговой полиции только с согласия прокурора в рамках возбужденного уголовного дела.
Часть 2 статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусматривает иной порядок предоставления информации об операциях и счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а именно: "справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве". Изложенное позволяет сделать вывод о том, что часть 2 указанной статьи содержит исчерпывающий перечень государственных органов, которым сведения по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдаются без согласия прокурора и наличия возбужденного уголовного дела, которые необходимы только для органов предварительного следствия, не указанных в перечне государственных органов. Таким образом, федеральные органы налоговой полиции в пределах своих полномочий вправе требовать предоставления необходимой информации по операциям и вкладам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В случае невыполнения должностным лицом кредитной организации требований федеральных органов налоговой полиции о предоставлении необходимой информации он подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона. Также в случае невыполнения руководством банков требований части 2 статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" рекомендуем в порядке, установленном Соглашением о взаимодействии между Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации, объявленным приказом ФСНП России от 1 декабря 1999 г. № 425, сообщать Банку России о выявленных федеральными органами налоговой полиции фактах правонарушений в банковской сфере.
Наибольшие ограничения права на неприкосновенность частной
жизни, сохранение личных и семейных тайн допущены при отбывании наказания в виде лишения свободы, а также в уголовном процессе и в оперативно-розыскной деятельности (ОРД). На наш взгляд, в Конституции РФ следовало бы оговорить, что такого рода ограничения могут быть введены лишь федеральным законом.
В исправительно-трудовых учреждениях допускаются так называе-
мые режимные, в том числе личные, обыски (для их проведения не
нужны какие-либо конкретные основания), осуществляются цензура
корреспонденции, досмотр посылок, бандеролей и передач, а также
досмотр вещей и одежды лиц, входящих в ИТУ и выходящих из него
(статья 22 НТК РСФСР).
Закон РФ от 21 июля 1993 г. “Об учреждениях и органах, исполня-
ющих уголовные наказания в виде лишения свободы” не отменил ограничения, установленные ИТК РСФСР, и подтвердил право работников ИТУ на проведение режимных обысков и досмотров (пункт 6 статьи 14) .
В уголовном процессе допускается разглашение сведений о частной
жизни граждан при допросе свидетеля (в том числе врача) и потерпевшего, если эти сведения необходимы для установления обстоятельств подлежащих доказательству по уголовному делу (однако никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (см. комментарий к статье 21 Конституции). Обстоятельства частной жизни могут быть установлены экспертизой (например, импотенция), освидетельствованием (например, физические дефекты), личным обыском и выемкой в помещениях (дневники, личные бумага и т.п.), осмотром и выемкой почтово-телеграфной корреспонденции.
УПК РСФСР не устанавливает критериев и пределов применения принуждения при собирании сведений о частной жизни граждан. В частности, не установлено, можно ли принудительно проводить экспертизу и освидетельствование потерпевших и. свидетелей, в принудительном порядке получать образцы для исследования, не определен круг лиц, переписка которых может быть подвергнута аресту, осмотру и выемке.
0 коммент.:
Отправить комментарий