20 сент. 2012 г.
Home »
» КОАП
КОАП
Производство по делам об административных правонарушениях в настоящее время регламентируется Кодексом об административных правонарушениях”, который является основополагающим источником в данной отрасли права.
Производство состоит из четырех стадий:
1 Административное расследование;
2. Рассмотрение дела;
3. Пересмотр постановления;
4. Исполнение постановления.
На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном, и составляется протокол. На второй – компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление. На третьей – факультативной – стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой – реализуется принятое постановление.
В некоторых случаях используется ускоренное производство по делу об административном правонарушении, когда стадии нечетко выражены или сливаются, например, при взыскании штрафа на месте соединяются расследование, рассмотрение дела и даже исполнение постановления.
Кодекс определяет следующие задачи производства по делам об административных правонарушениях (Гл. 17 ст. 225):
своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;
разрешение его в точном соответствии с законодательством;
обеспечение исполнения вынесенного постановления;
выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;
предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление социалистической законности.
Каждая из вышеперечисленных задач конкретизирована в административно-процессуальных нормах, которые содержатся в данном Кодексе.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств:
отсутствие события и состава административного правонарушения;
недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие;
действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимости обороны;
издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;
отмена акта, устанавливающего административную ответственность;
истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 38 настоящего Кодекса;
наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела;
смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.
Существует также еще ряд принципов по обеспечению законности, предусмотренных Кодексом по Административным правонарушениям, применяемых при производстве дел об административных правонарушениях, в частности:
Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств (ст. 228);
Дело об административном правонарушении рассматривается открыто.
В целях повышения воспитательной и предупредительной роли производства по делам об административных правонарушениях такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя (ст. 229).
Стадия административного расследования подразделяется на следующие этапы:
возбуждение дела;
установление фактических обстоятельств;
процессуальное оформление результатов расследования;
направление материалов для рассмотрения по подведомственности.
Расследование дела, являясь начальной стадией производства по делам об административных правонарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на определение обстоятельств нарушения, их фиксирование и квалификацию.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является совершение конкретным лицом административного проступка, факт которого фиксируется протоколом, составленным уполномоченным на то лицом. Такими полномочиями наделяются, как правило, работники милиции, работники налоговых инспекций, инспекторы ведомственных и межведомственных комиссий.
Поводами к возбуждению и расследованию административных дел могут быть заявления граждан, сообщения представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций, печати и иных средств массовой информации, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния управомоченным лицом.
Субъекты расследования наделены широкими правами: требовать от граждан, должностных лиц объяснений, предоставления необходимых документов, доставлять нарушителей в милицию, применять иные меры процессуального принуждения.
Законом предусмотрены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. К ним относятся административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения.
Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательством, а именно: органами внутренних дел, органами пограничной службы Российской Федерации, старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны, должностными лицами военной автомобильной инспекции, должностными лицами органов государственного горного надзора, органов пограничной службы Российской Федерации, федерального органа по геологии и использованию недр, федерального органа по охране окружающей среды и природных ресурсов, федерального органа по рыболовству, внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены иные сроки административного задержания.
Личный досмотр может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений и органов пограничной службы Российской Федерации, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, также и других уполномоченных на то органов.
Личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.
Досмотр вещей и товаров может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений, налоговых органов, органов пограничной службы Российской Федерации, органов лесоохраны, органов рыбоохраны, органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов государственного надзора за связью, органов Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органов Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, а также и других уполномоченных на то органов.
Производство по делу может быть ускоренным при обязательном наличии сразу трех условий: если совершено одно из правонарушений, которое считается малозначительным; если за данное деяние на виновного может быть возложено такое взыскание, как предупреждение или штраф до одной пятой минимального размера оплаты труда; если граждание не оспаривает налагаемое на него взыскание.
0 коммент.:
Отправить комментарий