25 сент. 2012 г.
Home »
» Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии и ее методах
Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии и ее методах
Различение В.Дильтеем объяснительной и описательной психологии не
потеряло своей актуальности. Проблема методов и способов познания че-
ловеческой субъективности активно обсуждается в психологии и не имеет
общезначимого решения. Характеризуя ситуацию в этой области, Б.С.Бра-
тусь пишет: "Достаточно часто психологу приходится слышать от специа-
листов других областей, прежде всего естественно-технических, что пси-
хология вовсе не наука, поскольку не располагает строгими объективны-
ми методами исследования. Когда же психология стремится к формализации
методов и достигает известного уровня этой формализации, то сразу по-
являются обвинения - на этот раз со стороны представителей гуманитар-
ных областей, - которые говорят о принципиальной невозможности одноз-
начного определения человеческой личности. Но дело не ограничивается
критикой извне, по сути та же борьба, борьба двух подходов: одного -
стремящегося к формализации, другого - выступающего принципиально про-
тив таковой, происходит и в самой психологии".
Определенно можно сказать, что ориентация на естествознание, на
объективность, на измерение и эксперимент как на идеал научности в
отечественной психологии является преобладающей. Советская психология
развивалась как академическая, сциентистская дисциплина. В последние
годы в рамках психологической практики начала оформляться гуманисти-
ческая психология. Осознана необходимость создания особой психотехни-
ческой теории, т.е. теории, обосновывающей человековедческую, психоло-
гическую практикуй. По сути, это означает создание гуманитарной психо-
логии как альтернативы естественнонаучной академической психологии.
Следует ли оценивать естественнонаучную парадигму в психологии нега-
тивно и вслед за этим отрицать использование ее методов в исследовании
человека? Может ли психология объективно, извне исследовать (опреде-
лять, измерять, объяснять) человеческую субъективность, которая изна-
чально не имеет масштаба, находится в постоянном изменении, в разви-
тии? Ответы на поставленные вопросы предполагают ответ на главный воп-
рос: что такое человек по своей психологической сути?
С философско-мировоззренческой точки зрения человек - существо без-
мерное, а это значит, что познать окончательно его невозможно, его
нельзя описать единой формулой и к этому не нужно стремиться. С психо-
логической точки зрения человек - существо многомерное, т.е. он имеет
различные проявления. Различным проявлениям человека адекватны различ-
ные методы. Основатель понимающей психологии В.Дильтей не отрицал воз-
можностей использования в ней методов объяснительной психологии, но
указывал на их ограниченность в познании высших уровней человеческой
реальности.
Продуктивное решение проблемы изучения психологии человека предло-
жил Б.С.Братусь. По его мнению, необходимо различать человека как без-
мерное существо и личность как способ организации человеческой сущнос-
ти. Предметом же психологического исследования следует сделать не го-
товые, сложившиеся свойства личности, а механизмы их формирования,
становления. Полученные данные "могут стать одновременно и объективны-
ми, и не противоречащими трансцендирующей, изменяющейся природе чело-
века, ибо в такого рода исследованиях мы будем стремиться фиксировать,
овеществлять, ставить границы и определять масштабы не развития чело-
века как такового, которое не имеет фиксированной, заранее установлен-
ной границы и масштаба, но психологическим механизмам, путям, которые
опосредствуют это развитие, существенно влияя на его ход и направле-
ние". Вместе с тем нужно отметить, что в определенных ситуациях возни-
кает необходимость выявления как раз сложившихся свойств личности. В
частности, диагностика хода психического развития школьников нацелена
на определение уровня его развития (сложившихся форм психики); практи-
ческое значение такого объективного исследования личности школьника
заключается в оценке соответствия достигнутого им уровня возрастному
нормативу, оно ориентирует педагога в оценке эффективности его дея-
тельности.
В заключение целесообразно классифицировать методы психологии на
три группы: методы объяснительной (естественнонаучной, академической)
психологии, методы описательной (гуманитарной, понимающей) психологии,
методы практической психологии, или психотерапевтической практики. Та-
кое различение методов находится в соответствии с их назначением и
познавательными возможностями.
0 коммент.:
Отправить комментарий