25 сент. 2012 г.
Home »
» МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в науке
Понятие о методе науки. Методология как учение о методе. Естест-
веннонаучная, или сциентистская, парадигма в познании. Гуманитар-
ная парадигма в науках о человеке и обществе. Различение объясни-
тельной и описательной психологии. Естественно-научная и гумани-
тарная парадигмы в психологии и ее методах
Что есть метод науки и что такое методология? Возможна ли фило-
софская антропология в качестве методологии? В чем специфика
сциентистского подхода в науке или естественнонаучной парадигмы?
Что отличает гуманитарный подход в науке? Как проявились естест-
веннонаучный и гуманитарный подходы в психологии ?
Понятие о методе науки
В ходе анализа истории предмета психологии мы неоднократно ис-
пользовали понятие метода. Рассмотрение основных направлений психоло-
гии показало, что определение научного предмета связано с построением
соответствующего метода. Разные научные школы психологии вырабатывали
и разные методы исследования. В психологии сознания - это самонаблюде-
ние, в бихевиоризме - внешнее наблюдение и эксперимент, во фрейдизме -
психоанализ и т.д.
Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-
либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой
совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь
при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает од-
ну совокупность операций, а метод эксперимента - совершенно иную.
Представление о методе или способе изучения психической реальности
исходит из вполне определенного ее понимания. Многообразие же истори-
ческих определений предмета психологии приводит к возникновению и со-
существованию многих психологических школ и направлений. Подобное ут-
верждение верно и относительно методов психологии.
Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный под-
ход к изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в ме-
тодологических принципах, т.е. установках, организующих направление и
характер исследования. Психология сознания с ее интроспективным мето-
дом представляет собой субъективистский подход к изучению психическо-
го. Бихевиоризм - это пример объективистского научного подхода к ис-
следуемой реальности: он реализует методологический принцип детерми-
низма - включенности поведения в причинно-следственные зависимости от
окружающего мира и т.д. В рамках научного подхода советской психологии
важное место отводилось принципам детерминизма, единства сознания и
деятельности, генетическому принципу.
Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются
в конкретно-исследовательских методах. Исследовательский метод есть
форма организации определенного способа познания. Требованиям объек-
тивности исследования отвечают методы внешнего наблюдения, эксперимен-
та, тестов и т.д. Методологические установки изучения развивающихся
объектов адекватно реализуются в методах биографического изучения, в
формирующем эксперименте и т.д.
В свою очередь, метод психологии конкретизируется в исследовательс-
ких методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследова-
ния, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов
фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода
может быть создано множество методик. Например, экспериментальный ме-
тод в психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, лич-
ности и других сторон психологической реальности.
Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначно-
го набора исследовательских методов. Существующие методы психологии
получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть
методы, которые используются только представителями данного направле-
ния в психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях.
Изложение вопроса о методах психологии мы будем вести с учетом: 1)
дифференциации современной психологии на направления, научные школы,
отрасли знания, 2) возможностей метода с точки зрения целостного,
научного понимания внутреннего мира человека, 3) приложимости их к пе-
дагогической практике и использования практикующими педагогами.
0 коммент.:
Отправить комментарий