25 сент. 2012 г.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в науке Понятие о методе науки. Методология как учение о методе. Естест- веннонаучная, или сциентистская, парадигма в познании. Гуманитар- ная парадигма в науках о человеке и обществе. Различение объясни- тельной и описательной психологии. Естественно-научная и гумани- тарная парадигмы в психологии и ее методах Что есть метод науки и что такое методология? Возможна ли фило- софская антропология в качестве методологии? В чем специфика сциентистского подхода в науке или естественнонаучной парадигмы? Что отличает гуманитарный подход в науке? Как проявились естест- веннонаучный и гуманитарный подходы в психологии ? Понятие о методе науки В ходе анализа истории предмета психологии мы неоднократно ис- пользовали понятие метода. Рассмотрение основных направлений психоло- гии показало, что определение научного предмета связано с построением соответствующего метода. Разные научные школы психологии вырабатывали и разные методы исследования. В психологии сознания - это самонаблюде- ние, в бихевиоризме - внешнее наблюдение и эксперимент, во фрейдизме - психоанализ и т.д. Метод - это путь научного исследования или способ познания какой- либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает од- ну совокупность операций, а метод эксперимента - совершенно иную. Представление о методе или способе изучения психической реальности исходит из вполне определенного ее понимания. Многообразие же истори- ческих определений предмета психологии приводит к возникновению и со- существованию многих психологических школ и направлений. Подобное ут- верждение верно и относительно методов психологии. Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный под- ход к изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в ме- тодологических принципах, т.е. установках, организующих направление и характер исследования. Психология сознания с ее интроспективным мето- дом представляет собой субъективистский подход к изучению психическо- го. Бихевиоризм - это пример объективистского научного подхода к ис- следуемой реальности: он реализует методологический принцип детерми- низма - включенности поведения в причинно-следственные зависимости от окружающего мира и т.д. В рамках научного подхода советской психологии важное место отводилось принципам детерминизма, единства сознания и деятельности, генетическому принципу. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах. Исследовательский метод есть форма организации определенного способа познания. Требованиям объек- тивности исследования отвечают методы внешнего наблюдения, эксперимен- та, тестов и т.д. Методологические установки изучения развивающихся объектов адекватно реализуются в методах биографического изучения, в формирующем эксперименте и т.д. В свою очередь, метод психологии конкретизируется в исследовательс- ких методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследова- ния, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик. Например, экспериментальный ме- тод в психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, лич- ности и других сторон психологической реальности. Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначно- го набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы, которые используются только представителями данного направле- ния в психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях. Изложение вопроса о методах психологии мы будем вести с учетом: 1) дифференциации современной психологии на направления, научные школы, отрасли знания, 2) возможностей метода с точки зрения целостного, научного понимания внутреннего мира человека, 3) приложимости их к пе- дагогической практике и использования практикующими педагогами.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.