27 сент. 2012 г.

Социально – психологические особенности детских групп и коллективов.

Многодетная семья является личностной микросредой для ребенка. Специфическая особенность личностной микросреды составляет не столько её ограниченность, сколько то решающее обстоятельство, что ребенок активно взаимодействует с ней, приобретает здесь свой социальный опыт, эмоционально переживает свои взаимоотношения с составляющим её модели. Личностная микросреда ребенка, в нашем случае, это - многодетная семья, представляет собой единство двух основных социально психологических подсистем: первоначально это подсистема “взрослый – ребенок”, к которой на определенной стадии онтогенеза подключается система “ребенок – ребенок”. В многодетной семье система “ребенок – ребенок” реализуется способом – братья и сестры. Но как мы уже отмечали на эту связь предлагает действовать система “взрослый – ребенок” (или “родители – дети”). Анализ генезиса взаимоотношений в системе “ребенок – ребенок” необходимо начать с рассмотрения исходной, начальной системы “взрослый – ребенок”. Именно в этой зарождается и получает стимул к развитию и саморазвитию потребность в общении, которая предстает определяющим в мотивационно–потребностной сфере межличностных отношений. Как и когда возникает взаимоотношения и общение ребенка со взрослым? Этот вопрос не так прост, как представляется на первый взгляд, и стереотипный ответ: “с момента рождения ребенка”, с нашей точки зрение неточен. Дело в том, что отношение матери (и других значимых взрослых) к ребенку возникает до его появления на свет. Это отношение связано с содержанием комплекса соответствующих социально-психологических эталонов, стандартов и стереотипов в области семейных традиций и индивидуальных установок относительно социально - одобренных норм материнской любви, забота о детях, обязанностей, связанных с ними и т.д. Таким образом, еще до рождения мать прогнозирует свое будущее отношение к нему. В данном случае можно говорить о наличии отношения без соответствующей реализации в процессе общения. Новый этап развития отношения матери к ребенку начинается в пренательный период по существования. Здесь существенно меняется сам характер отношений – появляются актуальные переживания, связанные с вынашиванием ребенка, и с его впервые ощущаемыми движениями, и с ожиданием родов. В процессе пренательного развития ребенок уже находится в теснейшем общении с матерью, которая имеет, конечно, чисто физиологический характер. Отношения в системе “взрослый – ребенок” продолжают оставаться односторонними и в первые два месяца жизни новорожденного. Отношение матери к ребенку в данный период еще не находит собственно психологического отклика с его стороны. Младшему уже общается с матерью, но это общение носит чисто операциональный характер. В этом случае мы наблюдаем феномен общения без субъективного психологического отношения. Постепенно объективная нужда во взрослом человеке начинает отражаться в форме переживания, и с этого момента можно говорить о возникновении потребности в общении которая выступает биологически и социально целесообразным субъективным корелятом этой нужды. К развитию потребности в общении, с нашей точки зрения, вполне применима гипотеза Л.И. Божович о генезисе духовных потребностей человека. По-видимому, потребность в общении, как и потребность в новых впечатлениях, о которой говорит Л.И. Божович, относится к такой качественно новой форме потребности, “когда человека поднимает не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремлении к новому переживанию – к овладению, достижению. Таким образом, психические душевные потребности становятся ненасыщенными, приобретают возможность самодвижения”.[ 9,С. 98 ] На третьем месяце жизни эта потребность ярко выражается в деятельности непосредственно-эмоционального отношения со взрослыми (“комплекс оживления”), которые по мнению Д.Б. Эльконина, представляет собой ведущую деятельность младенца. С момента, когда общение приобретает двусторонний характер, система “мать-ребенок” с социально – психологической точки зрения становится “малой группой”, т.е. относительно постоянной обязательно, в которой осуществляется непосредственное межличностное общение, значимое для его членов. Именно здесь ребенок приобретает тот социально-психологический опыт, который на новом этапе ведет к расширению круга общения, распространяется на других значимых взрослых, и, что для нас здесь особенно важно, на других детей, способствуя тем самым возникновению системы “ребенок-ребенок”. Наиболее общей социально-психологической закономерностью взаимоотношений детей является образование малой группы, которая представляет собой универсальную систему непосредственного межличностного общения. Малая группа представляет собой естественный и несубъектный социально-психологический субтрат коллектива. И в связи с этим, в нашем случае, взаимоотношение детей в многодетной семье можно рассматривать как внутригрупповой процесс малой группы в коллективе. Перейдем далее к краткой характеристике некоторых более частных социально-психологических закономерностей функционирования групп детей на разных возрастных этапах. Начнем с анализа структурно-динамических характеристик взаимоотношений в группе. Избирательное отношение человека к другим людям возникла на ранних стадиях онтогенеза. “Безудержная общительность” двухмесячного младенца, который эмоционально положительно реагирует на появление в поле зрения любого взрослого, уже с 4-5 месяцев уступает место избирательному отношению: возникает первая, но в то же время фундаментальная дифференциальная “свои” и “чужих”. В группе детей эта избирательность порождает ряд явлений, которые имеют характер общих социально-психологических закономерностей, проявляющих во всех возрастных этапах. К ним в первую очередь следует отнести статусную структуру группы, её дифференциацию на членов, занимающих различные помещения. На любом возрастном этапе в группе имеются люди, которые пользуются расположением (симпатией) многих детей и занимают с этой точки зрения “высшее” положение, а также имеются те, кто занимает “среднее” положение или ниже среднего. В группе могут быть люди, не пользующиеся симпатиями других членов или вызывающие к себе антипатию, в силу чего они оказываются в своеобразной психологической изоляции. Общий характер статусной структуры выражается в том, что крайние социометрические категории (лидеры и отверженные – аутсайдеры) всегда более малочисленны, чем средние (принятые). Обнаруживается и возрастная тенденция: число людей в крайних статусных группах с возрастом увеличивается. По-видимому, это объясняется повышением избирательности в межличностных отношениях. Данные полученные Я.Л. Коломинским, свидетельствует о диагностическом значении показателя, который называется “уровень благополучия взаимоотношений” (УБВ) – это соотношение числа членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I и II) с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III и IV).*122 Если в группе большинство членов относится к I и II категориям, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении он квалифицируется как средний; при преобладании в группе людей с низким статусом – как низкий. Эксперименты, проведенные Я.Л. Коломинским, выявили, что в сопоставлении высоты УБВ со стилем отношения учителя к детям обнаруживается четкая зависимость: в классах с положительными стилями отношений УБВ выше, чем в классах с отрицательным стилем. Выводы констатирующего исследования подтвердились результатами преобразующего психолого-педагогического эксперимента, направленного на изменение статусной структуры путем оптимизации стиля отношения к детям. Другим вашим диагностическим критерием может считаться “ниже изолированности” (аутсайдеры) – процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории. Я.Л. Коломинский совместно с Н.А. Березовым обнаружил четкую связь типа отношений учителя к классу с величиной этого индекса. В классах с устойчиво-положительным стилем отношения он составляет в среднем 12,5%, с отрицательным стилем – 21%. Эта величина существенно уменьшилось в результате соответствующих психолого-педагогических воздействий.[ 27, С. 120 ] Избирательность отношений между членами малых групп проявляется также в различной степени взаимности симпатий. Ясно, что потребность человека в общении с определенными членами группы может быть удовлетворима в том случае, если она взаимна. Можно предположить, что взаимное отношение, фиксируемое в социометрическом опыте, с большой степенью вероятности может считаться показателем реального общения. Это не значит, что реальное общение всегда основано на взаимности симпатий, но наблюдение свидетельствует о том, что устойчивое и глубокое общение базируется именно на симметричных эмоциональных стремлениях. Обнаружено также, что в группах, которые характеризуется как более организованные и сплоченные, наблюдается связь между уровнем благополучия отношений с коэффициентом их устойчивости и коэффициентом взаимности. Исходя их того, что дети в многодетной семье представляют собой малую группу, следует выделить особенности их взаимоотношений.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.