4 сент. 2012 г.
Home »
» Роль органов прокуратуры в контроле за соблюдением законности выборов.
Роль органов прокуратуры в контроле за соблюдением законности выборов.
Важное звено в совершенствовании избирательной системы, гарантия защиты изби-
рательных прав в случае их нарушения, работе прокуратуры.
Практика прокурорского надзора за исполнением избирательного законодательства,
должна позволить, во-первых, оценить состояние законности в избирательном процессе,
во-вторых, определить сильные и слабые стороны в организации прокурорского надзора.
Итоги декабрьских выборов в Государственную Думу 1995 года, показали, наиболь-
шее число нарушений избирательного законодательства допускалось при выдвижении и
регистрации кандидатов в депутаты – 37,4%. Причем более половины составляют нару-
шения порядка сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов. Наиболее типич-
ные из них – подлог подписных листов (52%).
Немало нарушений на этой же стадии избирательного процесса было связано с неза-
конным отказом в регистрации кандидатом в депутаты – 24%. Следующим по распрост-
раненности можно считать нарушения, допущенные при реализации права на предвы-
борную агитацию – 19,5%. Около половины из них приходятся на случаи проведения
предвыборной агитации в день, предшествующим выборам – 46%. Нарушения, допущен-
ные при голосовании и определении результатов выборов, составляют 17,9%.
В деятельности прокуроров в период избирательной кампании можно отметить не-
желательные тенденции. Фактически на протяжении всего избирательного процесса про-
куроры ожидали поступления сообщений о нарушениях избирательного законодательст-
ва. Все зарегистрированные нарушения по которым принимались меры прокурорского
реагирования, поступили в органы прокуратуры от избирательных комиссий (50%), от
граждан (33,3%), от избирательных объединений (3,4%) от кандидатов в депутаты (3,3%),
из других источников (10%).
Всякая прокурорская проверка может быть проведена лишь в связи с имеющимися у
прокуроров сведениями о нарушениях законов. Однако это вовсе не означает, что, полу-
чив информацию о таком нарушении и соответствующим образом отреагировав на нее,
прокурор может спокойно дожидаться нового сообщения. Такая позиция не соответство-
вала бы требованиям Закона о прокуратуре.
Применительно к надзору за исполнением избирательного законодательства пони-
мание требований Закона о прокуратуре должно заставить прокуроров организовать
более глубокую проверку, допустим, в тех окружных избирательных комиссиях, где
отмечались случаи в приеме документов для регистрации кандидатом в депутаты либо
отказывали в такой регистрации.
Таким образом, наша избирательная системы нуждается в дальнейшем совершенст-
вовании, которое должно расширять подлинное представительство народа в высших
органах власти, усиливать контроль общественности за соблюдением избирательных
прав граждан Российской Федерации.
0 коммент.:
Отправить комментарий