28 сент. 2012 г.

Анализ методической литературы В данной главе представлен обзор методических работ по изучению лирического произведения и изучению творчества акмеистов в старших классах.

Книги 1.Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение. - 1990. «Интерес к поэзии – это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость нравственную». Задача книги - поделиться с учителями конкретными наблюдениями, предложить свои варианты изучения. В книге излагаются принципы, на основе которых можно создавать живую ткань урока, а именно: «максимально приблизиться к состоянию, пережитому поэтом» (Л.И. Поливанов); первичное чтение должно быть ярким, эмоциональным (при первичном чтении не стоит давать вопросов и заданий, чтобы не разрушать целостность восприятия); переход к анализу стихотворения не должен быть резким; - основой работы при анализе является постижение поэтического слова и образа; обращение к идее стихотворения как выражению душевного опыта, чувств и переживаний поэта; в процессе анализа необходима работа над его выразительным чтением. В книге даются тщательно проведенные анализы стихотворений «Анчар» А.С. Пушкина, «Ходоки» А.Н. Заболоцкого; система уроков внеклассного чтения. Также можно найти варианты проведения обзорных уроков в 11 классе (формы уроков по изучению лирики: урок – концерт, урок – композиция, урок – новелла, урок – путешествие в мир поэта). В главе «Искусство изучения поэтического произведения» предлагается памятка для учащихся «Как учить стихи». Автор отмечает, что «обязательное условие приобщения к лирике – постоянное обращение к ней». 2.Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение. - 1985. В книге рассказывается о методах и формах изучения лирики, даются образцы анализа (с 4 по 10 класс) уроков лирики любви и дружбы, лирики философской, поэтической, пейзажной и т.д. (лирика М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.) Литературоведческие понятия: художественный образ в лирике, художественный метод, целостный анализ стихотворения, стиль писателя и др. рассматриваются в связи с анализом лирических произведений. Делается попытка применить к школьный практике тот богатый опыт анализа лирики, который накоплен литературоведами и методистами. 3.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. – Л.: Просвещение. - 1968. В книге представлены формы и приемы анализа поэтических произведений в IV – VII классах. Интересными и полезными при подготовке к урокам могут оказаться принципы изучения и формирования теоретико-литературных понятий. Виды самостоятельной работы учащихся (анализ стихов, их сопоставление, написание сочинения – описания) даны на основе практических результатов опыта, проводимого в одной из школ Ленинграда. 4.Русская литература XX века. 11 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. Ч.1 / Под. ред. В.В. Агеносова. - М.: Дрофа. - 1999. Данное учебное пособие использовалось нами как теоретическая база при изучении темы «Акмеизм» в школе, и как практическая - при подготовке к урокам. Учебник, на наш взгляд, интересный, современный и довольно удобный. Материал, представленный в учебном пособии, его стиль, слог может показаться сложным для понимания учащихся. В таком случае учителю следует самому отбирать материал для самостоятельного изучения и для совместного разбора отдельных глав в классе. Учебник состоит из обзорных глав (например: «Русский исторический роман 20-х – 30-х годов»), где дается информация о литературном процессе того или иного периода и монографических разделов (Александр Блок; Анна Ахматова и др.), в которых рассматривается творчество наиболее ярких писателей XX века. Каждая глава снабжена вопросами для самостоятельного повторения по теме, примерными темами сочинений и списком рекомендуемой литературы (мемуарные и биографические источники, критические статьи и литературоведческие работы, хрестоматии и антологии русской поэзии, справочники). В комплекте с учебником может быть использована двухтомная хрестоматия, составленная из программных произведений. 5.Черников А.П. Поэзия и проза Серебряного века. - Калуга: Институт усовершенствования учителей. - 1993. Книга представляет собой сочетание обзорного принципа изложения материала с принципом монографическим. Примером обзорных тем могут стать: «Художественное своеобразие русской литературы начала XX века», «Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века» и др. В главах, посвященных отдельным персоналиям (А.Ахматова, И.Бунин, И.Куприн) дается их творческий путь, не ограничиваясь временными рамками эпохи Серебряного века. Таким образом, у читателя создается целостный облик того или иного писателя. Особое внимание уделяется произведениям, изучаемым в средней школе. Статьи_ 1.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы. XI класс // Русская словесность. - 2001.-№6.- с.20 – 29. В статье предлагается система уроков по творчеству А.Ахматовой: Поэтическое вступление к теме. Раннее творчество поэтессы. А. Ахматова и Пушкин. Послеоктябрьская лирика Ахматовой. Драма поэта и народа и ее отражение в поэме «Реквием». Война и послевоенные годы. Итоги жизни и творчества. «Поэма без героя». Из данной статьи при изучении обзорной темы «Акмеизм» мы рекомендуем использовать материал первого урока и предлагаемый анализ стихотворения Ахматовой «Песня последней встречи». 2.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения. // Литература в школе. – 1997. - №6. – с. 80-88. В статье сделана попытка анализа сборников А.Ахматовой «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1922). Материал может быть использован в качестве примера при подготовке к урокам как при изучении обзорной темы «Акмеизм» (ранние сборники), так и на уроках по творчеству поэтессы. 3.Лекманов О. Концепция «Серебряного века» и акмеизма в записных книжках А.Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. – с. 216-230. Статья интересна необычным взглядом на проблему существования акмеизма как идейно – эстетической школы. Автор пытается на материале записных книжек Анны Ахматовой разобраться в следующих вопросах: «…почему теория акмеистов была столь беспомощно и неуклюже сформулированной?»; «…как эта теория соотносится с замечательными произведениями поэтов – акмеистов?»; «…стоит ли всерьез говорить об акмеизме как о поэтической школе?»
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.