22 сент. 2012 г.

Юридическая защита права на коммерческую тайну

Защита права на коммерческую тайну возможна с момента установления фактической монополии обладателя на информацию, расцениваемую им как коммерческая тайна (в соответствии с требованиями, установленными законом), право на такую защиту сохраняется сколь угодно долго, пока соблюдаются требования, предъявляемые к охраняемой тайне. Охраноспособность права на коммерческую тайну не требует государственной регистрации и проверяется только при нарушении (оспаривании) права на коммерческую тайну. Обладатель коммерческой тайны имеет право: 1. самостоятельно определять критерии отнесения вновь получаемых сведений (информации) к коммерческой тайне, срок действия и совокупность мер, необходимых для обеспечения режима коммерческой тайны относительно уже полученной и получаемой информации, включая постановку и снятие грифа “Коммерческая тайна”, порядок доступа к коммерческой тайне, выбор и использование средств и методов защиты, хранения и передачи информации, составляющей коммерческую тайну (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором); 2. устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны (если это не нарушает обязательств, принятых им на себя по договору), в том числе в отношении “ноу-хау”. Права на “ноу-хау” как на нетрадиционный объект интеллектуальной собственности, на который не распространяются исключительные права, должны охраняться в режиме коммерческой тайны; 3. требовать обеспечения режима коммерческой тайны от лиц, получивших доступ к коммерческой тайне на законных основаниях в целях обеспечения своей фактической монополии на эту коммерческую тайну (в том числе закрепление этих обязательств в лицензионных и иных договорах, специальных соглашениях о конфиденциальности); 4. допускать (прекращать допуск) лицо, состоящее в трудовых отношениях (работник), с его согласия к коммерческой тайне на договорной основе, что может включать: ознакомление работника с нормами законодательства РФ о коммерческой тайне, предусматривающими ответственность за нарушение режима коммерческой тайны; принятие работником обязательств перед работодателем по соблюдению установленного режима коммерческой тайны, в том числе о неразглашении коммерческой тайны после увольнения в течение срока, установленного в законе или договоре; ознакомление работника с перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну работодателя, к которым работник будет иметь право доступа; установление размера заработной платы работника с учетом компенсации за взятую им на себя обязанность по соблюдению режима коммерческой тайны. Размер такой компенсации может устанавливаться отдельным соглашением. При этом работник имеет право обжаловать в судебном порядке меры, принимаемые обладателем по обеспечению режима коммерческой тайны в отношении информации, которая ему известна (может стать известной в силу его трудовых отношений с работодателем); 1. требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, получившими доступ к коммерческой тайне в результате обстоятельств, которые обладатель не мог предвидеть или предотвратить. При этом сторона, взявшая на себя обязательство не разглашать коммерческую тайну, имеет право на получение денежного вознаграждения от обладателя коммерческой тайны; 2. требовать защиты коммерческой тайны при ее получении на законных основаниях должностными лицами в органах государственной власти и органах местного самоуправления в режиме служебной тайны в соответствии с законом в течение всего срока ее правовой охраны; 3. распоряжаться коммерческой тайной по своему усмотрению, включая ее использование в собственном производстве, передачу другим лицам на основании договоров, выдачу другим лицам лицензии на использование коммерческой тайны в собственной сфере, а также иные способы включения указанной конфиденциальной информации в гражданский оборот; 4. требовать от третьих лиц воздерживаться от незаконного доступа и использования коммерческой тайны (промышленный шпионаж, подкуп работников, прослушивание переговоров, просмотркорреспонденции и т. д.) и привлечения лиц, виновных в нарушении его прав и законных интересов, к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности. При реализации своих прав обладатель коммерческой тайны обязан: 1. не нарушать охраняемые законом права и интересы других лиц; 2. не использовать для охраны коммерческой тайны средства, способные причинить вред жизни и здоровью людей; 3. принимать меры для обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих его коммерческую тайну; 4. предоставлять информацию, составляющую коммерческую тайну, органам государственной власти, органам местного самоуправления, правоохранительным органам по их запросам в пределах их компетенции, установленной законом под страхом наступления административной ответственности; 5. принять меры по засекречиванию сведений, составлявших ранее коммерческую тайну, но отнесенных в установленном законом порядке к государственной тайне (с правом получения соответствующей компенсации). Обладатель коммерческой тайны может защищать свои права в административном порядке (в случаях, указанных в законе, через федеральный антимонопольный орган) или в судебном порядке (черед суд, арбитражный суд, третейский суд) способами, установленными в законе. Обязанность доказывания охраноспособности своих прав на коммерческую тайну и незаконности действий правонарушителя в отношении такой информации лежит на обладателе этой коммерческой информации. Если он не сможет доказать указанные обстоятельства, то его право защите не подлежит. В гражданском судопроизводстве обладатель коммерческой тайны самостоятельно определяет способы защиты своих прав на коммерческую тайну и вправе требовать от нарушителя: 1. признания прав на коммерческую тайну (при оспаривании этого права); 2. прекращения действий, ведущих к нарушению режима коммерческой тайны (если нарушение еще не привело к полному прекращению самого нарушенного права); 3. возмещения убытков, причиненных разглашением со стороны работников и контрагентов (вопреки трудовому договору, гражданско-правовому договору) или со стороны лиц, незаконными методами получивших доступ к коммерческой тайне; 4. выплаты по усмотрению суда компенсации в случае невозможности определить размер ущерба или вреда, причиненного нарушением прав на коммерческую тайну; 5. признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; 6. принятия иных предусмотренных действующим законодательством мер, обеспечивающих защиту нарушенных прав. В действующем КоАП РСФСР нет составов правонарушений, непосредственно относящихся к коммерческой тайне. Это требует устранения в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях такой декларативности, указания подведомственности рассмотрения данных правонарушений, порядка производства и санкций по установлению административной ответственности. Так, если права обладателя коммерческой тайны нарушены должностными лицами государственных органов (налоговых, контролирующих, правоохранительных и т. п.), имеющими доступ к такой информации в установленных законом случаях, должны применяться нормы административной ответственности. Например, в соответствии со ст. 25 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности” должностные лица федерального антимонопольного органа за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 МРОТ, если в законодательстве за эти деяния не установлена иная ответственность. Уголовная ответственность может наступить за незаконные получение и разглашение коммерческой тайны, предусмотренные в ст. 183 УК РФ. Находка для шпиона НЕ ТОЛЬКО БОЛТУН - НАХОДКА ДЛЯ ШПИОНА. ДЛЯ ШПИОНА ТАКЖЕ НАХОДКА НЕ ОРИЕНТИРУЮЩИЙСЯ НА КОММЕРЧЕСКОМ РЫНКЕ ЧЕЛОВЕК. БОЛЬШОЕ ДЛЯ ШПИОНА ПРИОБРЕТЕНИЕ - СОТРУДНИК ФИРМЫ, НЕ ЗНАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРАВИЛ СОБЛЮДЕНИЯ СЕКРЕТНОСТИ ИНФОРМАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА. НАКОНЕЦ, САМЫЙ ДЛЯ ШПИОНА “БРИЛЛИАНТОВЫЙ ИСТОЧНИК” - НАШ С ВАМИ СООТЕЧЕСТВЕННИК, СОВЕРШЕННО НЕ ПОДОЗРЕВАЮЩИЙ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ - КАК НА УРОВНЕ РАБОТНИКА, ТАК И ВСЕЙ ФИРМЫ. За рубежом в профессиональном бизнесе меры по охране коммерческой тайны соблюдаются очень жестко. Утечка информации - серьезная проблема, к которой мы почему-то относимся с долей иронии: мол, “кому оно нужно!”. Еще как нужно. Если вы собираетесь открывать свое дело за границей, работать в иностранной компании, вам непременно надо ознакомиться с основами соблюдения коммерческой тайны. В противном случае вам может грозить как крах бизнеса, так и увольнение за несоблюдение внутренних правил. Да и для отечественных фирм, начинающих “оборачиваться” на прозападном российском рыночном пространстве, эту информацию надо принять как руководство к действию. Актуальность этого вопроса велика. В США на утечке информации компании теряют до $1 млрд. в год. Там закон о коммерческой тайне (вернее, “о фирменных секретах”) принят еще в 1979 году. В Германии он звучит как “Закон о производственной тайне”. В Германии все особенно строго: даже за сбор информации любознательный гражданин может схлопотать до 3-х лет лишения свободы. Самыми дисциплинированными в плане соблюдения конфиденциальности являются японцы. В Японии нет какого-то специального закона, регулирующего этот вопрос, но утечка при этом минимальна - в фирмах действуют очень строгие правила внутреннего распорядка (“Кодекс поведения служащих”). Да и не только правила, а также годами сложившиеся традиции, согласно которым японец отдается своей работе, как семье, и никому и в голову не придет поделиться “внутрисемейными” заботами с чужаком. Ну а самыми предприимчивыми оказались китайцы. У них конфиденциальность поставлена на коммерческую основу - существуют специальные фирмы, которые обеспечивают клиентами сохранность информации. В России закона о коммерческой тайне нет. Он готовится, но уже довольно долго и пока безрезультатно. Прежде чем давать вам практические советы по безопасности бизнеса и деловому этикету, неплохо бы выяснить, что, собственно, подразумевает понятие “коммерческая тайна”. Это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности фирмы. В будничной рабочей жизни коммерческая тайна проявляет себя через коммерческие секреты - это те же сведения, но имеющие материальное воплощение - оформленные в виде документов, схем, изделий. Вот со всем этим хозяйством следует обращаться предельно осторожно. Допустим, вы поехали за рубеж на переговоры или же по трудовому контракту (в любом случае, везете с собой всякие важные бумаги: от суперсекретных до личных, типа резюме, что тоже может стать предметом промышленного шпионажа!). Не оставляйте документов в гостинице. Не болтайте с первым встречным (соседом в самолете, по номеру), лучше не пейте в новой компании, если знаете за собой грешок разбалтываться, что твоя сорока, после второй. Если вы едите на международную конференцию, симпозиум или что-то в этом роде, хорошенько обдумайте свое выступление и ответы на возможные вопросы. На таких мероприятиях, как правило, сидят профессиональные “ловцы” информации. Вы к слову упомянули о каком-то там кузове, а через два дня весь рынок в курсе, что вы разрабатываете новую модель машины. Вообще-то, соблюдать конфиденциальность относительно “путешествующей” с вами информации надо начать еще до переговорного процесса. Не стоит для первого же знакомство с предполагаемым партнером готовить полный пакет документов с подробным описанием проекта, планом работы, производственными характеристиками. Пока вы не перейдете к конкретным переговорам с уже выбранным партнером, пока не определитесь в целях, не получите подтверждения серьезности намерений другой стороны, все карты раскрывать не стоит. Шпионаж в процессе переговоров очень развит, к примеру, во Франции. Поэтому не удивляйтесь, если ваши французские партнеры ходят сначала вокруг да около - меры безопасности. Если вы беретесь, наконец, за важное дело - разработку для вашей фирмы мер по защите коммерческой тайны, необходимо обосновать целесообразность засекречивания определенной деловой информации. В первую очередь выделяется информация, утечка которой может привести фирму к банкротству. Это строго конфиденциальная информация, в мире бизнеса - “ноу-хау”. К конфиденциальной информации относятся и сведения о перспективах развития фирмы, ее клиентах, сроках и сумме кредитования. Огласка этих сведений, конечно, к краху не приведет, но может лишить вас на какое-то время устойчивой прибыли. Не подлежит огласке информация, раскрытие которой может быть сопряжено с неблагоприятными последствиями: адреса руководителей и сотрудников фирмы, номера домашних телефонов, текущие планы работы, информация о конфликтных ситуациях в коллективе и т.п. На Западе все вышеперечисленное - дело само собой разумеющееся. У нас, увы, нет. Как мы любим поболтать в курительной за жизнь, обсуждая личные проблемы и свои, и того бородатого за компьютером, и Мари-Ванны из бухгалтерии, и самого-самого начальника. И по телефону любим поболтать, и громко пообсуждать рабочие вопросы на улице, в кафе, в лифте, набитом сотрудниками других компаний. Прежде чем поднять телефонную трубку, пуститься в горячую дискуссию, прикиньте стоимость того, о чем вы собираетесь побеседовать. Выехав на работу за рубеж, не зная элементарных норм защиты информации, вы можете попасть в неприятную ситуацию: начиная от натянутых отношений с вашими коллегами и заканчивая увольнением. Коммерческая тайна - важная составляющая часть делового сотрудничества и, следовательно, делового этикета. В нашей стране поступление на работу фиксируется только заявлением о приеме и соответствующим распоряжением. За границей работник (речь идет, конечно, не о сезонных сельхозработах и т.п. - рассказывайте о ваших бананах кому хотите) должен подписать еще и соглашение о неразглашении коммерческой тайны. А при уходе из фирмы - соглашение о прекращении работы, в котором может быть указано, что вы не имеете права говорить то-то и делать то-то (связанное с должность, которую вы занимали) от 3 до 6 месяцев. Кстати, добрый совет: не стоит при вступительном собеседовании выказывать слишком много знаний по разным специальностям или даже слишком углубленные (больше тех, которые требуются) по своей. Это называется “излишняя квалификация” и таких новых сотрудников опасаются: зачем это он с такой подготовкой системного аналитика к нам водителем устраивается? Настораживает. Может быть, это “подарочек” конкурентов? Соответственно, если у вас своя фирма, остерегайтесь брать на работу людей с излишней квалификацией. Что касается ваших отношений не с фирмой как организацией, а с конкретными людьми, надо запомнить несколько основных правил. Во-первых, все разговоры о зарплате, финансовых отчислениях на любые производственные нужды - тема закрытая. Сотрудники одного отдела, как правило, не знают, сколько получает их коллега. Зарплату выдают в закрытых конвертах без подписи (ни фамилии, ни, тем более, сколько в этом конвертике денег) - из рук в руки. Если вы сидите в одной комнате, это еще не значит, что все, что делается вокруг - в вашей компетенции. Никаких вопросов о том, чем заняты другие, кто позвонил, какое задание получил Джонни, куда уехала Лиз - это тоже деловая конфиденциальная информация. Также к конфиденциальной информации принадлежат любого рода переговоры с вашим прямым начальником. Ну а в курительной-то поболтать можно? Можно, но - на очень немногие темы. О своей работе и успехах рассказывать не стоит - от вас будут шарахаться и уж, это точно, в ответ своими успехами делиться не будут. У нас, как вы знаете, принято в офисе говорить на три темы: футбол, политика, женщины. Из всех трех в иностранной курилке проходит только одна - футбол, вернее, спорт в целом. О политике - не дай бог. Это тоже закрытая тема. О женщинах - могут не так понять. Защита деловой информации особенно важна в наше время, когда информация является главным стержнем развития экономики. Известно, что четырехкратное увеличение объема информации ведет к удвоению производства, поэтому уже сегодня ее обработкой заняты 75% служащих США, 80% служащих Японии. Мировая практика показывает, что утрата 20% информации приводит к разорению фирмы в 60 случаях из 100.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.