10 сент. 2012 г.
Home »
» ИНЫЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СОБИРАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
ИНЫЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СОБИРАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
Ст.70 УПК предусматривает возможность истребования предме-
тов и документов следователем и судом, представления доказа-
тельств участниками процесса, должностными лицами и гражданами,
но не определяет процедуры применения данных приемов.
В процессуальной литературе неоднократно отмечалась необхо-
димость устранения этого недостатка. Такая мера была бы полезной
с разных точек зрения. Более широкое использование приема истре-
бования доказательств в ряде случаев сделает ненужным проведение
выемки - действия, затрагивающие неприкосновенность жилища и со-
пряженного с немалыми затратами труда. В материалах дела получат
более точное отражение сведений о том, откуда и по чьему воле-
изъявлению появилось доказательство: было ли оно истребовано
следователем или представлено по инициативе владельца. Это об-
стоятельство имеет важное значение для оценки допустимости дока-
зательства, ибо случаи, когда невозможно прояснить происхождение
субъекта, не столь уж редки на практике. Кроме того, создаются
условия для предотвращения возможности нефиксируемого изъятия
предметов и документов “на всякий случай”, т.е. при отсутствии
достаточных оснований. Наконец, удостоверение факта представле-
ния предмета или документа и их индивидуальных признаков послу-
жит гарантией фактической реализации прав обвиняемого, потер-
певшего и других лиц на участие в доказывании, будет способство-
вать предотвращению утраты доказательственных материалов (ибо
подобные явления, хотя и вредких случаях, все же наблюдаются на
практике).
Так, судом Железнодорожного района г. Воронежа рассматри-
валось уголовное дело №1-128 по обвинению Проскурина С.П. и
Ильичева В.И. по ст.144 ч.2 УК РСФСР.
Проскурин и Ильичев путем выбивания входной двери проникли
в квартиру гр. Никитина С.Н., откуда похитили принадлежащий ему
телевизор. Обвиняемые свою вину не признали, ссылаясь на то, что
телевизор принадлежал Проскурину и был оставлен у Никитина в за-
лог. Ими был представлен также паспорт паспорт к телевизору, ко-
торый, по словам Никитина, был украден вместе с телевизором.
В качестве доказательства принадлежности телевизора Никити-
ну в деле фигурировал товарный чек, который был представлен по-
терпевшим. Однако данный документ в надлежащем процессуальном
порядке не был оформлен следователем: не произведены выемка,
приобретение в качестве вещественного доказательства и осмотр
вещественного доказательства. В результате данный документ не
был признан вещественным доказательством, а прямо направлен на
доследование.
Истребование доказательств - это такой прием доказывания,
который соответствует познавательной ситуации на любом этапе
производства по делу и поэтому находит применение на каждой ста-
дии процесса. Отсюда вытекает, что процедуру истребования дока-
зательств следует конструировать как универсальную для всех ста-
дий. Это может быть достигнуто дополнением ст. 70 УПК правилами,
регламентирующими порядок истребования доказательств, с распро-
странением этих правил на стадию возбуждения уголовного дела ли-
бо включением аналогичных процедурных правил в ст.109 УПК. Сооб-
ражения об универсальонсти относится и к представлению доказа-
тельств. Хотя закон наделяет участников процесса, а также долж-
ностных лиц и граждан правом представлять доказательства лишь в
стадии расследования и в судебных стадиях, на практике имеет
место доставление гражданами документов и материальных объектов
управомоченному государственному органу до возбуждения уголовно-
го дела. Удостоверение факта представления подобных объектов и
их индивидуальных признаков имеет, на мой взгляд, столь важное
доказательственное значение, как и требуемая законом фиксация
устных заявлений о преступлении.
Специфическим приемом доказывания является принятие доказа-
тельств, представленных гражданами и организациями. В этом слу-
чае предмет или документ появляется в поле зрения следователя по
инициативе лиц, им обладающих.
Обвинительный защитник, потерпевший, гражданский истец и
гражданский ответчик, заявляя ходатайства о приобщении доказа-
тельств, реализуют одно из правомочий на участие в доказывании;
руководители предприятий, учреждений, организаций, направляя до-
органы расследования о совершенном преступлении, а иные граждане
- свой моральный долг содействовать правоохранительным органам.
В каждом из этих случаев возникает обязанность следователя за-
фиксировать и рассмотреть имеющую правовое значение просьбу об
исследовании объекта, изучить представленный объект, принять
обоснованное решение о приобщении его к делу либо о возвращении
обладателю.
Оба приема получения доказательств обладая общими чертами
существенно различаются между собой. Истребование предметов и
документов следователем есть активный акт познания, порождающий
правовую обязанность соответствующих граждан и должностных лиц;
представление доказательства происходит по инициативе послед-
них, т.е. не обусловлено требованием следователя.
Различия между истребованием и представлением доказа-
тельств, обусловлены тем, что в первом случае инициатива в по-
полнении доказательственного материала исходит от следователя
(суда), а во втором - от лица, обладающего доказательством. Об-
щим для этих случаев является то, что доказательства представля-
ются управомоченному государственному органу. Структура и наибо-
лее целесообразная форма осуществления этих приемов подвергалась
в процессуальной литературе достаточно широкому обсуждению. Об
общая высказанные при этом соображения, можно охарактеризовать
процессуальную деятельность по истребованию доказательств в виде
совокупности операций, а другие - лицо, обладающее доказатель-
ственным материалом.Истребование доказательств охватывает собой:
1) направление требования лицу или организации; 2) доставление
истребуемого объекта, отражение этого факта и индивидуальных
признаков объекта в материальном деле; 3) приобщение доказатель-
ства к делу. Представление доказательств включает: 1)доставление
следователю (суду) участником процесса, должностным лицом пред-
приятия, учреждения, организации, а также любым гражданином
предмета или документа с ходатайством или заявлением о приобще-
нии объекта к делу; 2) отражение факта представления, обстоя-
тельств обнаружения и индивидуальных признаков объекта в мате-
риалах дела; 3) рассмотрение ходатайства и принятие решения о
приобщении доказательства либо о возврате объекта лицу, его
представившему.
Рассмотрим теперь, в какой процессуальной форме могут быть
реализованы указанные операции, уделяя при этом особое внимание
предложениям, носящим дискуссионный характер.
Следует согласится с суждениями и тех авторов, которые счи-
тают, что требование опредставлении предметов и документов долж-
но быть обличено в письменную форму. Этим не только предотвра-
щается получение ненадлежащего объекта, но и обеспечиваются ин-
тересы предприятий и организаций, т.к. представление предмета
или документа по устному запросу не оставило бы следов в органи-
зации делопроизводства предприятия порождая неясность в вопросе
отом, куда делся соответствующий документ. Необходимость состав-
ления письменного запроса послужит препятствием и для неправо-
мерного истребования предметов и документов, в т.ч. и в случаях,
когда фактически произведенная выемка маскируется так называемой
“добровольной выдачей”. Наконец, наличие в деле письменного за-
проса объясняет пути появления доказательства в деле.
Исследование уголовных дел, проведенные в суде Железнодо-
рожного района г.Воронежа показало, что в первую очередь истре-
буют документы, свидетельствующие о наличии судимости, характе-
ристики, документы подтверждающие стоимость имущества.
По делам о половых преступлениях запрашиваются с венериче-
ского диспансера.
Находящиеся в деле документы приобщены без соблюдения како-
го-либо процессуального порядка: так, характеристики просто под-
шиты в дело. Поэтому не всегда ясно, как они туда попали: были
истребованы или представлены.
При приобщении к делу документов, свидетельствующих о нали-
чии судимости, сведения фиксируются на бланке запроса.
Как правило, в деле характеризующие данные подшиваются в
конце.
Обязательным элементом истребования или представления дока-
зательств должно стать удостоверение факта представления соот-
ветствующего объекта и отражение его особенностей. Наилучшей
формой для этого послужит протокол, т.е. акт, фиксирующий в со-
ответствии с требованиями закона место и дату производства про-
цессуального действия, его содержание, время начала и окончания,
круг лиц, принимающих участие в его производстве (ст.102, 141
УПК), применения этого приема доказывания.
Известно, что ревизия представляет собой форму хозяйствен-
ного контроля, обеспечивающую управление деятельностью ревизион-
ных органов, своеобразное административно-хозяйственное рассле-
дование. Это - институт административного права: структура кон-
трольно-ревизионных органов, формы их деятельности, права реви-
зоров, обязанности ревизуемых и т.д., устанавливаются подзакон-
ными актами в сфере государственного управления. Между следова-
телем и ревизором не существует непосредственных правовых отно-
шений: ст.70 УПК дает следователю право обращаться с требованием
о проведении ревизии к руководителю, осуществляющему контроль за
хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организа-
ции. Последующие деловые контакты следователя с ревизорами не
являются правоотношениями между ними.
Акт или иной документ, оформляющий результат ревизии, ста-
новится доказательством по делу.
Отсюда вытекает, что требование следователя о проведении
ревизии является одним из способов собирания доказательств.
Однако некоторые ученые предполагают отказаться от назначе-
ния ревизии в процессе расследования и в необходимых случаях
прибегать к экспертизе. Такое предложение вызывает возражения.
Право следователя требовать производства ревизии отражает насущ-
ные потребности следственной практики. Поэтому, как представ-
ляется, речь должна идти не об отказе от этого института, а о
его развитии, превращении требования о проведении ревизии в са-
мостоятельный прием доказывания, способный повысить эффектив-
ность уде сложившейся системы способов собирания доказательств.
Документальной проверкой охватывают другие (помимо ревизий) фор-
мы обследования производственной и финансово-хозяйственной дея-
тельности предприятий, учреждений и организаций, в частности,
проверку экономической обоснованности действий администрации,
соблюдения технологической дисциплины, выяснения других вопро-
сов, возникающих при расследовании хозяйственных преступлений,
нарушения правил техники безопасности и т.п. Необходимость в вы-
борочной проверке тех или иных участков хозяйственной, финансо-
вой и производственной деятельности часто обусловлена тем, что
следователь, выявивив отдельные факты злоупотреблений, получает
основание предположить, что они носили массовый характер. Далеко
не всегда их фактический объем можно определить с помощью экс-
пертизы. Решение этой задачи потребует от проверяющего выполне-
ния таких операций, которые эксперт применять не вправе, а имен-
но: инвентаризация материальных ценностей, получения необходимых
документов и материалов от ревизуемой организации. Не вполне
совпадают и объекты исследования: эксперт изучает документы и
материальные объекты, представленные ему следователем и отра-
женные в материалах дела, ревизор или проверяющий сам производит
розыск материалов и приобщает их к акту ревизии. Поэтому ревизия
и документальная проверка иногда предшествует экспертизе: по-
следняя назначается в случаях, когда выявленные ревизией или
проверкой факты требуют дальнейшего исследования и истолкования
на основе специальных познаний.
Иногда требование о производстве ревизии рассматривается в
одном ряду с истребованием документов. Вряд ли можно уподоблять
ревизионную деятельность составлению требуемых следователю спра-
вок, характеристик или иного обобщающего документа; между требо-
ванием о ревизии и представлением акта лежит активная познава-
тельная деятельность, осуществляемая по достаточно сложным пра-
вилам. Несмотря на то, что она не регулируется уголовно-про-
цессуальным законом, возникает сложный познавательный комплекс:
следователь отображает следы опосредованно - через ревизора. По-
иск ревизором фактических данных осуществляется, в конечном сче-
те по ининциативе следователя и в определенных пределах направ-
ляется им. По этой причине процессуальная форма требования о
проведении ревизии оказывается более сложной, чем при истребова-
нии документов.
С учетом изложенных представлений о сущности ревизии и до-
кументальных проверок и характера взаимоотношений между следова-
телем и ревизором (проверяющим) представляется возможным ставить
вопрос о придании ревизии более универсального характера, а так-
же об усилении возможности влиять на ее ход и направление со
стороны следователя (суда).
Под таким углом зрения целесообразно:
1) Распространить право управомоченных государственных ор-
ганов требовать проведение ревизии на стадии возбуждения уголов-
ного дела.
2) Дополнить предписания ст.70 УПК указанием на то, что
требования лица, производящего дознание, следователя, прокурора
и суда о проведении ревизий обязательны для должностных лиц.
3) Закрепить в законе право следователя требовать проведе-
ние не только ревизий, но и иных обследований деятельности пред-
приятий, организаций, учреждений.
4) Предусмотреть необходимость вынесения постановления
(определения) о назначении ревизии (обследования) с указанием в
нем надлежащих проверки участков работы и конкретных вопросов,
на которые проверяющие должны дать ответ.
5) Предоставить следователю право при назначении ревизий и
обследований требовать выделения специалистов определенного про-
филя, а также устранять от участия в ревизиях и обследованиях
недостаточно компетентных и заинтересованных в исходе дела лиц.
Предусмотренные законом приемы получения доказательств: ис-
требование предметов или документов, принятие доказательств,
представленных участниками процесса, гражданами и должностными
лицами, а также требование о производстве ревизии и документаль-
ной проверки, не являются разновидностями осмотра, обыска, выем-
ки или других следственных действий. Каждый из этих приемов -
самостоятельный способ получения доказательств.
Все эти способы должны получить достаточную правовую регла-
ментацию.
0 коммент.:
Отправить комментарий