20 сент. 2012 г.

Народные собрания созывались по усмотрению высших должностных лиц

До 3-го века до н.э. их решение должно было утверждаться сенатом. Сенат: Играл важную роль, Вначале их было 300, Не избирались, Цензоры раз в 5 лет составляли их списки, Формально – совещательный орган, Его постановления – сенатус-консульты, Но его компетенция была обширной, Контролировал законодательную деятельность центуриатных собраний, потом и плебейских, Утверждал их решения, Контролировал избрание народными собраниями должностных лиц, У него казна государства, Устанавливал налоги, Определял финансовые расходы, Внешнеполитические полномочия, Принимал решение об установлении диктатуры. Magistratus – республиканские органы высшей власти и управления, которые наряду с народным собранием и сенатом относились к основным опорам государства. Магистратом формально мог стать любой полноправный гражданин Рима, но поскольку деятельность магистратов не оплачивалась, а путь к высшим должностям был связан с большими затратами, магистратами, как правило, становились члены богатых семей. Magistratus: cum imperio (с властью imperium) (консул, претор), sine imperio (без власти imperium) (цензор). imperium – власть которая заключает в себе функции военную, общеадминистративную и уголовную Magistratus: majores – консулы, преторы, цензоры, minores Magistratus: курильные – консулы, преторы, цензоры, курильный эдил, некурильные Для магистратур характерны три принципа: годичность – избирались на один год (исключение: dictator); этот срок продлевался лишь в некоторых случаях (prorogatio); один и тот же пост магистрат мог занимать по истечении 10 лет. коллегиальность (collega – совместно избранный) – все магистратуры были коллегиальными, как правило двухчленными, причем каждый магистрат обладал полной властью, которую ограничивала лишь такая же полная власть коллеги, который имел право отменить или запретить любое его официальное действие (право вмешательства – jus intercessionis), но не имел право что-либо ему предписывать (исключение: dictator). последующая ответственность – после сдачи своих полномочий магистрат отвечал за свои действия (могли быть привлечены к суду за дурное пользование властью). Права римского магистрата (принадлежали в полной мере не каждому магистрату): право вносить в сенат relationes (сообщение консула или претора, открывавшее заседание сената), право вносить в народное собрание rogationes (предложения), право издавать общеобязательные распоряжения, высшее военное командование, высшая административная и политическая власть (уголовная юрисдикция, участие в гражданском суде, полицейская власть). Консул. Власть царя сменилась на власть двух консулов, которые сменялись (избирались) ежегодно. Консульство (высшая магистратура) до 367 г. были доступны только патрициям. Консулы назначали себе преемников, но при этом их выбор должен был ограничится лишь тем кругом лиц, который им был указан гражданами. Консулам принадлежала высшая и наибольшая власть. Они ведали всеми вопросами не входящими в четко ограниченную компетенцию других магистратур. Постепенно значение власти ослабляется усилением народных собраний и сената, созданием новых магистратур. Во второй половине республики консулат, сохраняя свой статус, занимался больше военным командованием. Воинская служба со временем утрачивает обязательный характер. Консулы набирают войско. Каждый консул получает корпус в 2 легиона и отправляется с ним в назначенную для операции местность. Диктатор: избирался лишь в случае необходимости не более чем на 6 месяцев, во врем диктатуры – подчинение непосредственно диктатору, диктатор с ограниченным правом – для исполнения государственного мероприятия (все магистратуры продолжали действовать). Претор: замещали консулов во время их отсутствия praetor urbanus, решали споры между чужеземцами (чужеземцами и римскими гражданами; между чужеземцами) praetor peregrinus. Цензор: производство ценза (определение политического положения каждого гражданина), надзор за нравами, участие в финансовом управлении. Эдилы: учреждены одновременно с плебейскими трибунами и первоначально являлись их помощниками. Позже представляли преимущественно полицейскую должность: наблюдение за порядком, полномочия торговой полиции, забота об устройстве общественных игр и зрелищ. Квесторы: первоначально помощники консулов, позже специализируются в области уголовной юрисдикции и заведовании государственной казной и государственным архивом.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.