7 сент. 2012 г.
Home »
» Проведение оперативно-розыскных действий связано с ограничением прав граждан
Проведение оперативно-розыскных действий связано с ограничением прав граждан
Обеспечение законности проведения оперативно-розыскных мероприятий предусмотрено ст. 9 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ".
При проведении оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений, а также с нарушением конституционного права на неприкосновенность жилища, таможенный орган, как и любой другой правоохранительный орган, проводящий оперативно-розыскные действия, обязан представить материалы судье, который рассматривает их единолично и принимает решение о возможности их проведения либо отказывает в этом. Для решения вопроса судья может потребовать предоставить дополнительный материал.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 23 и 25 Конституции РФ" от 24 декабря 1995 г. рекомендует судам принимать такие материалы к рассмотрению незамедлительно. Суды не могут отказать в их рассмотрении.
Закон также определяет характер информации, располагая которой допустимо проводить оперативно-розыскных мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан. Подобная информация включает сведения о том, что имеются признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, либо о лицах, участвующих в нем. Проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий допустимо, если имеются сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Как отмечалось выше, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, возможно только на основании судебного решения. Но из этого правила имеется исключение.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления (контрабанда, например, относится к тяжким преступлениям), а также если имеются данные об угрозе безопасности страны, допустимо проведение оперативно-розыскных мероприятий по постановлению руководителя органа, осуществляющего такую деятельность, в течение 24 часов с обязательным последующим уведомлением суда (судьи). В течение 48 часов с начала проведения оперативно-розыскного мероприятия должно быть получено судебное решение.
Данные, полученные в результате оперативно-розыскных действий, сами по себе доказательственного значения не имеют. Но они могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела представляться в орган дознания, следователю или в cyд. Для того чтобы их можно было использовать в качеств доказательств, они должны быть проверены и оформлены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, то есть как протоколы допросов свидетелей, протоколы осмотра и т. 1д.
0 коммент.:
Отправить комментарий